Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
проект (младшая группа)

В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty-2020-21g.g.pechat-1.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР

Проектная деятельность

«Почемучки - исследователи»

(Расширение представлений детей об окружающем мире

в процессе опытно-экспериментальной деятельности)

Разработал:

Воспитатель Гусарова Н. Е.

Ядрин, 2020

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

        Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

        Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

        Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

        Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Новизна:

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.

        Общая характеристика проекта

        Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

        Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

        Срок реализации проекта с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.

        Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка младшего дошкольного возраста средствами физического

эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

        Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности. 

        Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

        Методы обучения: словесные, практические, наглядные, игровые.

        Участники: дети, родители, воспитатели.

        Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

- Консультации;

- Буклеты.

        Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

        Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

        Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

        Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

        Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

        Этапы реализации проекта:

1. Ознакомительный: знакомство с лабораторией, чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории, изучение значков безопасности.

2. Практический: реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.

3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом, изготовление открытки, стенгазеты.

        Предполагаемый результат:

Дети узнают, что:

•        Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;

•        Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;

•         Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода);

•        Песок  в природе бывает: белым, жёлтым, серым;

•        Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок, лепится, когда влажный;

•        Воздух  в природе бывает: разный в зависимости от времени года;

•        Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный.

Научатся:

•        определять основные свойства  воды, песка, воздуха

        Основные принципы организации детского экспериментирования:

- Связь теории с практикой;

- Развивающий характер воспитания и обучения;

- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;

- Целостность и системность обучающего процесса;

        Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

        Трудности в работе:

- Создание лаборатории;

- Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному;

- Планирование работы;

- Планирование непосредственно образовательной деятельности;

        Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

        Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

        

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

в младшей группе на 2020-2021 учебный год

Программное содержание:

- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

- Учить видеть  и выделять проблему эксперимента;

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды для удовлетворения своих потребностей;

- Формировать у детей  опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру.

        

Месяц

Форма работы

Литература

сентябрь

1. Песок, глина

Беседа, рассматривание, опыты, наблюдения.

Н.В. Нищева с.71,72,92,10,109,112,113

2. Почему песок хорошо сыплется?

Рассматривание, беседа, опыты, д/и «Наблюдательность», «Лото».

Н.В. Нищева с.71,72,92,102,114

3.Глиняные игрушки

Беседа, опыты, рассматривание, п/и «Цыплята».

Н.В. Нищева с.52,93,102

4. Глина, её качества и свойства

Беседа, рассматривание, опыты, наблюдения.

Н.В. Нищева с.52,92,102,111

октябрь

1.Вода

Беседа, чтение, рассматривание,  опыты, п/игры «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик, дождик, кап да кап».

Н.В. Нищева с.48,62 – 65,93,98,108,114

2.Свойства и качества воды

Чтение, беседа, д/и «Времена года», пальчиковая игра «Водичка, водичка», рассматривание, опыты

Н.В. Нищева с.47,62- 65,93,100,108,109,110,112,113,114

3.Откуда берётся вода?

Беседа, чтение, опыты, рассматривание,  д/и «Откуда это?»

Н.В. Нищева с.62 – 65,93,108,110

4.Пар – это тоже вода

Беседа, опыты, игра «Ходит  капелька по кругу», опыты.

Н.В. Нищева с.62 – 65,93,108

ноябрь

1.Замерзание жидкостей

Беседа,  чтение, наблюдения, опыты, п/и «Море волнуется» и «Ручеёк», с/р игра «Моряки на льдине».

Н.В. Нищева с. 62 -65,93,102,110,112

2.Разноцветные сосульки

Беседа, чтение, наблюдения, опыты, п/и «Дед Мороз».

С. Н.Нищева с.62 – 65,94,101,109,110

3.Таяние снега

Беседа, рассматривание, чтение, опыты, наблюдения, п/и «Снег кружится».

Н.В. Нищева с.62 – 65,100,102,110,112

декабрь

1.Где теплее?

Беседа,  опыты, наблюдения, д/и «Времена года».

Н.В. Нищева с.60.61.94

2.Ветер в комнате

Беседа, чтение, опыты, наблюдения, п/и «Ветер дует нам в лицо».

Н.В, Нищева с.60, 61,94,101

3.Воздух

Беседа, чтение, опыты, наблюдения, д/и «Надуйте шарики», «Раздувайся, мой шар».

 Н.В. Нищева с.60, 61,100,102,107,111,114

4.Вертушка

Беседа, д/и «Игры с вертушками», рассматривание, чтение, наблюдения, опыты.

Н.В. Нищева с.60,61,70,94,111

январь

1.Светло и темно

Беседа, рассматривание, д/и «Собери картинку».

Н.В. Нищева с.68, 69,94,104,107,111,114

2.Что такое тень?

Беседа,чтение, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева с.68, 69,104,107

3.Свет повсюду

Беседа, рассматривание, наблюдения, опыты.

Н.В. Нищева с.68,69,104,107,111

февраль

1.Бумага, её качества и свойства

Беседа, чтение, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева с.49,69,96,109

2.Ткань, её качества и свойства

Беседа, чтение, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева с.49,96

3.Пластмасса, её качества и свойства

Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Чудесный мешочек».

Н.В. Нищева с.50,96

4.Резина, её качества и свойства

Беседа, чтение. Рассматривание, опыты, д/и «Чудесный мешочек».

Н.В. Нищева с.54,71,96

март

 

1.Разноцветные шарики

Беседа, чтение, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева с. 112

2.Таинственные картинки

Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Собери картинку».

Н.В. Нищева с.112

3.Всё увидим, всё узнаем

Беседа, чтение, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева с.72,112

4.Мыльные пузыри

Беседа, чтение, наблюдения, опыты, д/и «Сдуй снежинку с ладошки».

Н.В. Нищева

с.111

апрель

1.Солнечные зайчики

Беседа, чтение, рассматривание, опыты, игра «Тонет, не тонет», п/и «Солнечные зайчики».

Н.В. Нищева

 с.96,104,113

2.Солнечная лаборатория

Беседа, рассматривание, опыты, п/и «Цыплята».

Н.В. Нищева

с.96,104,113

3.Что отражается в зеркале?

Беседа, рассматривание, чтение.

Н.В. Нищева

с. 113

4.Волшебное сито

Беседа, рассматривание, опыты.

Н.В. Нищева

с. 113

май

1.Мы - фокусники!

Беседа, рассматривание.

Н.В. Нищева

с.97

2.Как подмести без веника?

Беседа, рассматривание, наблюдения.

Н.В. Нищева с.114

3.Твёрдые - жидкие

Беседа, рассматривание, опыты, д/и «Какой?».

Н.В. Нищева с.94,97,109,110

4. Путешествие капельки

Наблюдения, чтение, беседа, опыты, д/и «Волшебная коробочка».

Н.В. Нищева с.62 – 65,114

 

Используемая литература:

1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н.В.Нищева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

2. Познавательно-исследовательскоая деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н.В.Нищева.-СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. - (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

3. Опытно-экспериментательная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных группах/сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 320с. –(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

4. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.-М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. - 128 с. (Библиотека воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"

Консультация для педагогов:  Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....

Занятие, направленное на расширение представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

Занятие, направленное на расширение представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект занятия по окружающему миру с использование опытно-экспериментальной деятельности «Магнит»

Занятие разработано для того чтобы познакомить детей дошкольного возраста со свойствами магнита...