Главные вкладки

    КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Шелест Наталия Анатольевна

    Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    организации и проведения занятия

    по ознакомлению с окружающим миром,

    с использованием  опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО  Центра развития ребёнка –

     детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской области Шелест Наталии Анатольевны

    на тему:  «ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ »

    Тема: «Что у нас под ногами (почва)»

    Задачи:  - дать детям понятие, что природа – это наш общий дом.

                    - учить детей различать природу и не природу, называть объекты неживой и живой природы;

                   - с помощью экспериментальной деятельности познавательной деятельности познакомить детей со свойствами разных почв (песочной, глинистой, чернозёмной);

                   - обогащать словарь путём выделения слов: «песчаная», «глинистая», «чернозём», «питательные», «вещества», «плодородная»;

                    -  воспитывать интерес к опытно – исследовательной деятельности.

    Предшествующая работа: - беседа об объектах живой и неживой природе;

                                     -замачивание семян для прорастания; знакомство со       свойствами  песка и глины;

                                     -проведение опыта «Обнаружение в почве питательных веществ и их количество в разных почвах»;

                                     -посадка лука в разные почвы; знакомство со знаками-символами.

               

    Демонстрационный материал: -  карточки для дидактической игры «Живая и неживая природа»,

                         -знаки-символы, обозначающие «живую и неживую» природу, разные виды почв (круги жёлтого, коричневого и чёрного цвета)

                        - подставка с воронками

                        - магнитная доска

                        - мультимидийное оборудование

                        - горшки с луком, посаженным в разные виды почв

    Раздаточный материал: - подносы

                                                - стаканы с разными видами почв

                                                - стаканы с водой

                                                - мерные ложки

                                                - семена, замоченные для прорастания.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель читает стихотворение А.Дайнеко, используя мультимидийное оборудование

    Вот на земле огромный дом

    Под крышей голубой

    Живут в нём солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нём птицы и цветы,

    Весёлый звон ручья,

    Живёшь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели

    Всегда ты будешь в нём.

    Природою родной Земли

    Зовётся этот дом.

    Воспитатель. Ребята, вы знакомы со словом «природа». А что оно обозначает?

    Дети высказывают свои  предположения о том, что такое природа и приводят примеры (солнце, воздух, вода, животные, птицы, растения и т.д.)

    Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

    Ответы детей (то, что сделано руками человека)

    Воспитатель: Природа – это то, что существует без помощи  человека, а не природа – это всё то, что сделано руками человека.

                            Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы.

    Воспитатель выставляет на магнитную доску символ «Живая природа» и символ «Неживая природа»

    Воспитатель. На столе лежат картинки, помогите мне разделить их. Под этот символ поставьте Живую природу, а под другой – неживую природу. Но сначала давайте вспомним, что такое живая природа?

    Дети: Это то, что движется, растёт, развивается, размножается и умирает.

    Дети распределяют картинки. На один мольберт ставят Живую природу, на другой Неживую природу

    Воспитатель.  Ребята, очень хорошие слова написал Сергей Викулов. Послушайте, пожалуйста.

    Три клада у природы есть:

    Вода, земля и воздух – три её основы

    Какая бы не грянула беда – целы они

    Все возродятся снова

    Воспитатель. И сегодня я предлагаю вам поговорить о земле, или как называют её по-другому, о почве, о её роли и росте растений и какая почва самая лучшая для растений. Чтобы ответить на эти вопросы, я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы с вами проведём несколько опытов и вы без труда ответите на все мои вопросы.

    Воспитатель. Прежде, чем начать работу в лаборатории, давайте вспомним правила поведения, которые надо соблюдать:

    • Не кричать
    • Не трогать  без разрешения оборудование
    • Работать только на своих местах.

    Воспитатель предлагает детям надеть халаты и занять свои места в лаборатории.

    Опыт – «Нужна ли растениям почва» 

    Воспитатель. Ребята, мы с вами раньше замочили семена и после набухания поместили их во влажную среду – на ткань, смоченную водой. В течении нескольких дней мы следили за семенами. Что произошло с семенами?

    Дети: Они проросли

    Воспитатель: Часть семян я  оставила во влажной среде, а часть семян высадила в почву. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

    Дети рассматривают семена, которые лежат во влажной ткани и которые растут в почве. Высказывают свои предположения. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вначале проростки развивались хорошо, но затем их рост замедлился и вскоре совсем прекратился, а семена, которые посадили в почву, продолжают расти.

    На основе данного опыта дети приходят к выводу: для прорастания семян почва не нужна, но для роста и развития растения она необходима

    Воспитатель. Ребята, в природе  существуют разные виды почв: песчаная, в которой много песка, глинистая, в которой много глины и чернозём, которая богата перегноем. Нам необходимо выяснить, какая из этих почв самая лучшая для роста и развития растения.

                              Для роста и развития растений необходим воздух. А как вы думаете, в почве есть воздух? И если есть, то в каком количестве, если сравнивать песчаную, глинистую почву и чернозём.

    Опыт – «Обнаружение воздуха в почве»

     

    Воспитатель  предлагает детям взять ложку земли и высыпать в стакан с водой. Обратить внимание детей на то, что в воде появились пузырьки – это и есть воздух. Точно так же продолжать с песком и глиной. В результате этого опыта дети приходят к выводу: в каждой почве есть воздух, но его количество разное. В  песчаной его много, т.к. песок сыпучий. В чернозёме тоже есть воздух, но в меньшем количестве, т.к. чернозём менее рыхлый, чем песок, а в глинистой –мало, т.к. глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

    Воспитатель: Для роста и развития растения очень важно, как они пропускают воду.

    Опыт – «Как песок, чернозём и глина пропускают воду»

    Воспитатель укрепляет на штативах одинаковые воронки и ставит по них стакан. В каждую воронку кладёт немного ваты. В одну воронку до половины насыпят песок, в другую намоченную  глину, а в третью – чернозём. Наливает во все воронки доверху воды. Наблюдают. Песок хорошо пропускает воду, т.к. песок сыпучее вещество. Чернозём тоже пропускает  воду, но чуть медленнее. Глина  плохо пропускает воду, т.к. она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

    Опыт – «Сажаем «деревце»

     

    Воспитатель предлагает детям взять палочку и поработать «посадить» её по очереди в стакан с песком, чернозём и глину. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в чернозём и песок палочка сажается легче, т.к. песок и чернозём рыхлые. Но в чернозёме палочка стоит крепко, а в песке нет.

    Воспитатель: Ребята, а чем питаются растения и где они берут питательные вещества?

    Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель поясняет, что для нормальной жизнедеятельности растений необходимы соли и эти соли растения берут из почвы. Они называются питательными веществами, которыми питаются все растения.

    Опыт – «обнаружение в почве питательных веществ и их количество в разных почвах»

    Этот опыт проводится заранее, а во время занятия рассматривается его результат. Дети насыпают в банку несколько столовых ложек почвы. Затем в банку заливают  такое количество воды, чтобы её уровень был на 1-1,5см выше уровня почвы. Содержимое хорошо перемешивают и оставляют и оставляют банку на несколько часов. За это время вещества, содержащиеся в почве, растворятся и перейдут в воду. Дождавшись, когда муть осядет и вода станет прозрачной, дети наливают немного жидкости в небольшую металлическую или пластмассовую ёмкость и помещают её в тёплое место ( на батарею отопления). После выпаривания на дне ёмкости останутся белые пятна. Они образованы кристалликами соли, содержащиеся в воде – это и есть те соли, которыми питаются растения.

    По методике, описанной ранее, дети сравнивают количество питательных веществ в разных почвах (песчаной, глинистой, чернозёме) и убеждаются, что в них количество солей различное.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зависит ли состояние растений от количества почвы?

    Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель предлагает рассмотреть стаканы с посаженным луком в разные почвы (песчаной, глинистой, чернозёме). Дети видят разницу. Лук, растущий в чернозёме будет крупным, сонным, ярко-зелёным.

    В песке растение развивается медленно, оно выглядит слабым и бледно-зелёным. В песке растение развивается медленно.

     В глине развитие лука затормозится, поскольку глина очень тяжёлая, плохо пропускает воду и воздух.

    Воспитатель: Ну вот, ребята, наши исследования подошли к концу. Прошу вас навести порядок на своих рабочих местах и подойти ко мне. Давайте с помощью знаков-символов дадим характеристику каждой почве (песчаной, глинистой, чернозёмной) и ответим на мой вопрос, который я вам задала в начале наших исследований. Нужна ли почве для роста и развития растений? И какая из этих почв самая благоприятная?

    Дети дают характеристику каждой почве и делают вывод: для роста и развития растений почва необходима. Растения лучше всего развиваются на чернозёмной почве, которая богата солями,  имеет рыхлую структуру, благодаря чему хорошо пропускает воду и воздух.

    Воспитатель сообщает, что такие почвы называются  плодородными и чем чернее почва, тем она плодороднее.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все мои вопросы. И нам пора заканчивать, но мы ещё не раз придём в нашу лабораторию и узнает много интересного о том, что нас окружает.

    После занятия воспитатель предлагает детям обрезать зелёный лук для того, чтобы порезать его в суп во время обеда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"

    Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о фл...

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром к Дню космонавтики 12 апреля в подготовительной группе «Удивительный космос»

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром к Дню космонавтики 12 апреля в подготовительной группе«Удивительный космос»...

    Конспект итоговой НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами аппликации Тема: «Виды транспорта» (подготовительная к школе группа)

    Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении классифицировать транспорт ...

    организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»

    организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада...

    Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

    Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...