Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рухлева Наталья Петровна

Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о флаге , о гимне , о гербе. Развиваем внимание , речь , память , мышление . Воспитываем патриотические чувства к Родине .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rukhlevoy_n_p_rus_rossiya_-_rodina_moya.docx104.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром в форме викторины для детей подготовительной группы

«Русь, Россия — Родина моя!»

Подготовила воспитатель - Рухлева Н.П.

Программное содержание:

Образовательные: 

Закрепить и обобщить  знания детей о нашей стране, о Родине , о России.

Формировать понятие Родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;

систематизировать и закрепить  знания детей о символике государства:  о флаге, гербе, гимне;

Развивающие:

Развивать у детей  внимание, речь , память , мышление .

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

Воспитательные:

Воспитывать  у детей   патриотические  чувства к  Родине :  любовь ,  гордость, уважение к родной стране , бережное отношение к ней.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия,  любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе;

-чтение  пословиц и поговорок о Родине, России, Москве;

- чтение произведений русских писателей о Родине;

- рассматривание иллюстраций книг ;

- рассматривание   флагов, гербов разных  стран, городов ;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Материал:   глобус , карта России, репродукции герба , флага России, фото президента России, аудиозапись гимна России, песни  «С чего начинается Родина», песни « У России длинные косички », проектор , карточки с изображением людей в разных национальных костюмах ,куклы в русских народных костюмах ,пазлы с изображением  праздников  России , эмблемы «Матрешки » , « Богатыри », клубочек, поделки детей .

Ход занятия

Организационный момент

Дети  входят в группу  и подходят к гостям

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети:  Здравствуйте!

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Дети: …….(ответы детей)

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение.

Просмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.  Давайте передадим его нашим гостям, пусть у них тоже настроение будет хорошим!

Вводная часть.

А теперь ребята, начнём наше занятие, которое называется «Русь, Россия — Родина моя!

  Дети с воспитателем подходят к глобусу.

Воспитатель: Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя!

Воспитатель: Ребята, а что это такое ?  ( показывает на глобус)

Дети: Глобус

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это уменьшенная модель Земли

Воспитатель: Правильно.  А  какую форму имеет глобус ?

Дети: Круглую.

Воспитатель: Правильно. А почему ?

Дети: Потому что  Земля круглая.

Воспитатель: Правильно. Какого цвета больше на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, на Земле большую часть занимает вода: озера  , реки, моря, океаны.

Воспитатель: Правильно ,молодцы. А теперь займите свои места.

Дети садятся на места.

Воспитатель:    На  планете Земля есть много стран, государств, городов, много рек, озёр, океанов, морей, гор и равнин. И ещё на планете Земля есть наша с вами Родина.

- Дети, что такое Родина?

(ответы детей: место, где мы родились; наш город, наш страна , в которой мы живем, это моя семья, это мама и папа ,это леса ,поля ,реки ,горы; Родина – это земля ,которую защищали наши предки от врагов ,это место по которому скучаем ,находясь в далеком краю , это место ,где живут наши близкие и родные ).

Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть  наша большая Родина. Много поэтов , писателей ,художников ,композиторов писали замечательные произведения о нашей  Родине. Давайте сейчас вспомним полюбившиеся вам стихи русских поэтов.

Дети читают стихи

Стихотворение читает Козикова Полина или Стася.

Родина (Т.Бокова)

Родина – слово большое-большое,

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка-

Это тоже родина.

 

Стихотворение  читает Мосеева Ксения или Ваня Симаков

Родина (З. Александрова)

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Стихотворение читает  Амелина Валерия.

О Родине

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река  , что за домами вьется,

Иль  куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка ?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то ,что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все ,кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

Воспитатель: Молодцы . А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина»

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»

Воспитатель: Ребята ,вы прослушали песню, понравилась она вам?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В этой песне поется о нашей с вами Родине. Вы уже сказали ,что Родина – это страна ,в которой  мы с вами   живем. Как и у человека у каждой страны есть свое имя .  Как называется наша страна?

(ответ детей - Россия)

Воспитатель: Правильно. Наша страна Россия -  великая, могучая держава. Про Россию можно сказать много красивых слов и одно зашифровано в ребусе (хлебосольная) Посмотрите на доску и попробуйте отгадать  какое слово спряталось?

Дети разгадывают ребус.         О                  ная

Дети : ………………. Хлебосольная

Воспитатель:  Правильно,  история  этого слова происходит с древних времён Руси. Есть такой обычай встречать дорогих, долгожданных  гостей хлебом с солью. Подберите слова  близкие по смыслу , по значению   к этому слову.  

Дети:  Радушная , гостеприимная , щедрая .

Воспитатель: Правильно.  Ребята , а слова близкие по значению как называются ?

Дети: Синонимы .

Воспитатель: Молодцы ,ребята.  А чем Россия отличается от других стран ?

Дети: Родным языком, своей историей ,традициями ,обычаями , национальными костюмами , символами.

Воспитатель: Правильно. Каждая страна имеет свои отличительные символы. А кто скажет , что это за символы?

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Молодцы. Правильно.

 Воспитатель: Дети ,  посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны?

Предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте.

Воспитатель: Хорошо ,  ребята ,справились с заданием, садитесь на свои места.

Основная часть

Игра- викторина.

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия - Родина моя! ». Девочки и мальчики, займите, пожалуйста ,  свои места ,разделившись сразу на две команды.

Дети делятся на две команды: девочки садятся за столы справа, а мальчики – слева.

Воспитатель: -  Сначала давайте представимся и поприветствуем друг друга  .

 Команда мальчиков «Богатыри» :

Мы отважны и сильны, нас зовут богатыри

Победим мы быстро всех, впереди нас ждет успех! (девиз мальчиков)

 Команда девочек «Матрешки» :

Мы красавицы матрешки, разноцветные одежки

Мы матрешки просто класс - победи  попробуй нас (девиз девочек)

Воспитатель:  Хорошо. Сейчас послушайте условия нашей игры – викторины . Викторина будет состоять из 5 этапов.  Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом  ,то право  на ответ перейдет другой команде. За каждый правильный ответ команда будет получать  фишку.  Пожалуйста, не выкрикивайте  с места , а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество , не подсказывайте, а играйте честно. Итак, начнем.

 Первый этап – «Родная страна»

Воспитатель: Вопрос  задаю команде девочек « Матрешкам»,

вам необходимо глядя на экран, выбрать правильный ответ.

Включаю проектор,  на экране появляется первый слайд.

  1. На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны?

Ответ команды» Матрешки», оценивание ответа.

Воспитатель: Вопрос задаю команде мальчиков « Богатырям»

На проекторе появляется второй слайд.

  1. У каждой страны есть свой государственный флаг. Какой их представленных принадлежит России?

Ответ команды « Богатыри» , оценивание ответа.

Воспитатель: Ребята, у данного задания есть дополнительный вопрос  , если кто то из вас правильно на него ответит,  то команда получит дополнительную фишку. Дайте описание  флага России и рассказать стихотворение про флаг.

Описание флага даёт ребёнок

Государственный флаг Российской Федерации полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного.  Белый цвет  означает мир , чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Стихотворение  про  флаг  читает ребенок:

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет .

Оценивание ответа .

Воспитатель:   Вопрос команде « Матрешки»

На проекторе – третий слайд.

  1. Какой их символов государства – герб- принадлежит нашей стране? (слайд 3)

Ответ команды «Матрешки» , оценивание ответа.

Воспитатель: Ребята, у данного задания тоже есть дополнительный вопрос ,за правильный ответ на который, вы сможете заработать дополнительную фишку. Дайте описание герба России и расскажите стихотворение о гербе.

Описание герба России дает ребенок:

Государственный герб России - это золотой двуглавый орёл, над орлом - три короны. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр и держава - символы российской власти.  Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец.

Стихотворение про герб читает ребенок:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Оценивание ответа.

Воспитатель: Вопрос для команды « Богатыри»

На проекторе – четвертый слайд.

  1. Какой из городов является столицей нашей Родины? (слайд 4)

Ответ команды « Богатыри» ,оценивание ответа.

Воспитатель: Есть дополнительный вопрос, рассказать стихотворение о Москве.

Стихотворение о Москве читает ребенок

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Оценивание и подведение итогов по первому этапу.

Второй этап « Русские народные пословицы »

Воспитатель:  Ребята , переходим ко второму этапу , который называется «Русские народные пословицы ».  Я начинаю говорить пословицу, а вы ее  продолжаете. Во втором этапе нашей игры – викторины  от вас потребуется быстрота  и хорошая реакция ,т .к. будет давать ответ тот ребенок, который быстрее всех поднимет руку . Итак, начинаем.

  1. Родина мать – умей за неё ( постоять )

Оценивание ответа.

  1. Кто за Родину горой, тот ( истинный герой)

Оценивание ответа.

  1. Родина любимая, что мать( родимая)

Оценивание ответа.

  1. Жить – Родине( служить)

Оценивание ответа.

  1. Родной край – сердцу ( рай)

Оценивание ответа.

  1. Нет в мире краше ( Родины нашей)

Оценивание ответа.

  1. Хлеб – всему ( голова)

Оценивание ответа.

  1. При  солнышке тепло, при матери (  добро )

Оценивание ответа.

  1. Лес – богатство и краса, береги ( свои леса )

Оценивание ответа.

  1. Дерево дорого плодами ,а  человек ( делами )

Оценивание ответа и подведение итогов второго этапа.

Третий  этап «Наш национальный костюм»

Воспитатель: Переходим  к третьему этапу ,который называется «Наш национальный  костюм». На территории нашей страны проживает много разных народов . У каждого народа есть свои традиции , своя культура , свои обычаи и свой национальный костюм.

Стихотворение  читает Чиковани София.

« Российская семья » В. Степанов.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел надел халат.

Один – рыбак с рожденья ,

Другой – оленевод.

Один – кумыс  готовит ,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень ,

Другим милей весна.

А Родина – Россия

У нас у всех одна!!!

Я каждой команде раздам  картинки с изображением людей в различных национальных костюмах,  а вам необходимо будет  найти русский национальный костюм и объяснить свой выбор. Это задание так же предполагает быстрого ответа.

Дети  :  Женский костюм  :  рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка , закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали  вручную золотыми и серебряными нитями.  И кокошник такой же яркий и красивый. Мужской костюм : рубаха ,которая отличалась  скромностью узоров , она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие , длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками , волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко ,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил.  Украшая этими знаками свою одежду ,  люди надеялись , что это принесет им счастье , здоровье , хороший урожай , спасет от злых сил.

Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят карточку.

На проекторе пятый слайд.

Оценивание ответов и подведение итогов после  третьего  этапа.

 Четвертый этап « Достопримечательности города  Москвы»

Воспитатель: Ребята, переходим к  четвертому  этапу нашей игры-викторины, который называется « Достопримечательности города Москвы».  Но  сначала  я отгадайте загадку:

 Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны! (гимн)

Воспитатель: Правильно , ребята. Гимн – это торжественная песня  ,в которой народ славит свою страну .Сегодня в Сочи проходит Олимпиада 2014 года и наши спортсмены начали завоевывать первые золотые медали .  Может кто – нибудь из вас видел по телевидению  награждение    наших спортсменов   . При награждении поднимают флаг России и включают  гимн России, все встают и слушают гимн стоя. Каждый испытывает гордость за свою страну. Я предлагаю вам тоже встать и послушать гимн стоя.

Звучит аудиозапись гимна России. Дети встают .

Воспитатель: Молодцы ,ребята .Гимн всегда слушают стоя, это главная песня нашей страны. А сейчас  садитесь на свои места и мы начинаем  четвертый  этап. Я буду поочередно задавать вопросы командам, будьте внимательны.

Вопрос команде « Богатыри »

1. Назовите сразу вы ,

Символ города Москвы.

Площадь там зовется Красной,

 Бьют часы на башне Спасской. ( Кремль )

Оценивание ответа.

На проекторе  шестой слайд.

Вопрос команде « Матрешки»

2. Бронзовый памятник – вам не игрушка,

Он ведь орудие – это (царь пушка)

Оценивание детей.

На проекторе седьмой слайд.

Вопрос команде « Богатыри »

3. Этот очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

(Зоопарк )

Оценивание ответа.

На проекторе восьмой слайд.

Вопрос команде « Матрешки »

4. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто ,в час любой

Провезу вас под землей.

( Метро)

Оценивание ответов.

На проекторе девятый слайд.

Подведение итогов  после  четвертого   этапа

Пятый  этап « Главные праздники России»

Игра « Собери  пазлы»

Воспитатель :  Народ ,проживающий на территории нашей страны ,издавна очень любил веселиться и устраивать разные праздники.  На четвертом этапе нашей игры – викторины , вам необходимо собрать как можно быстрее картинки самых главных праздников  России. Работать придется вместе, дружно и быстро.

Раскладываю пазлы на стол каждой команде.

Воспитатель: Начинайте!

Оценивание задания.

Воспитатель: Какие праздники у вас получились?

Дети: Новый год , 23 февраля , 8 марта , 1 мая , 9 мая , Масленица , Пасха.

Домашнее задание  « Я люблю тебя , моя Россия»

Воспитатель: Молодцы, ребята .  А сейчас  ребята покажут свои работы   на тему :  « Я люблю тебя , моя Россия ».

Дети выходят к доске со своими работами и звучит аудиозапись  песни « У России длинные косички  ».

Дети садятся на свои места.

Оценивание  и подведение итогов всей  игры – викторины.

Заключительная часть:

Воспитатель :  Ребята,подведем итог ,в ходе игры – викторины победителем становится команда « …..», мы их поздравляем и награждаем памятными сладкими призами. Молодцы!!!! На этом занятие закончено. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Аквариумные рыбки" для детей 2 младшей группы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Аквариумные рыбки" для детей 2 младшей группы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ

Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе

Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга.Задачи: Формирование у детей...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Леса и луга нашей Родины»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Леса и луга нашей Родины»Программное содержание.Закреплять знания о многообразии растительного мира Росс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в космос» в подготовительной группе

Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников....