Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга.
Задачи: Формирование у детей нравственного понятия и этики истинного петербуржца.
Обогащение знаний детей о Санкт-Петербурге.
Формирование любви к родному городу, чувство гордости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyat_po_oznak_s_okruzh.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе
Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга.
Задачи: Формирование у детей нравственного понятия и этики истинного петербуржца.
Обогащение знаний детей о Санкт-Петербурге.
Формирование любви к родному городу, чувство гордости.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нашего города скоро день рождения, ему исполнится 317 лет. Но для города это маленький возраст, потому что такие города как Москва, Новгород, Псков, Владимир гораздо старше.
Когда – то в этих краях, на берегу Финского залива шумели хвойные леса, а среди лесов и болот сияли небольшие озера. Но по воле царя Петра 1, на берегу суровой лесной реки Невы, был основан город Петербург. В мае 1703 года началось строительство Петропавловской крепости, эта дата и считается основанием нашего города.
И стали строить город на Заячьем острове. Его назвали так именно потому, что там действительно было много зайцев.
Есть даже такая история. Когда Пётр выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул заяц. И поэтому было решено назвать остров – Заячьим. Около Заячьего острова, со стороны Иоанновского моста, есть маленький памятник. Он называется, «Зайчик, спасшийся от наводнения». Сейчас, проходя по мосту мимо этого памятника, люди кидают ему монетку и загадывают желание. Берега Заячьего острова были укреплены деревянными срубами, заполненными землёй. Но так, как город строился на болотах, то землю приходилось привозить из других мест.
У города есть свой герб. На нём изображены два якоря: морской и речной. Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают? Ответы детей.
Щит - это защита. Красный цвет – смелость и храбрость. Сколько якорей? Два - речной и морской. Город был построен для защиты границ нашей страны. В нашем городе есть морской и речной порты. Кроме якорей на гербе находится еще один предмет - это скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны.
Ребята, а какой еще есть символ у Санкт- Петербурга?
Дети: Флаг.
Да, на красном прямоугольном полотне расположен герб города.
Город Санкт- Петербург считается культурной столицей. И не случайно. Царь Петр I даже издал указ о правилах поведения.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Вот некоторые из них:
- Культурный человек всегда думает о том, насколько его обувь и одежда соответствуют тому месту, куда он идет.
- Считается неприличным приступать к еде раньше старших. За столом веди себя так, чтобы не портить аппетит окружающим. Некрасиво сидеть, развалившись, класть локти на стол.
- В ожидании гостей позаботься о чистоте в доме и своем праздничном наряде.
- Культурный человек никогда не будет ковырять в носу и плеваться.
- Не забывайте про добрые слова ни дома, ни в гостях, ни на улице!
Есть также в Санкт-Петербурге много объектов (мест), где можно познакомиться с культурными и духовными ценностями. Как вы думаете, что это? (Ответы детей: музеи, соборы, храмы, театры и т. д.)
Какие музеи, храмы, соборы и театры нашего города вы помните? Может, в каких-то вы уже побывали? Ответы детей: Эрмитаж и Русский музей, Музей кукол и Музей хлеба и т. д., Казанский собор Исаакиевский собор и т.д., Мариинский театр и Музыкальный театр «Зазеркалье», Театр марионеток и Большой театр кукол и т. д.
Так как раньше строили дома в основном из дерева, то в городе случались пожары. Один такой самый большой пожар был в 1837 году.
В пятницу, 17 декабря 1837 г., в Зимнем начался пожар. Возник он в стене между залами Петра великого и Фельдмаршальским, из-за неисправности отопительной системы; горячий воздух из дымохода проникал в зал и нагревал деревянную стену. Огонь быстро распространялся по деревянным перекрытиям. Николай I в это время находился на представлении в опере и сразу же, как узнал о пожаре, поспешил во дворец. Здесь он распорядился выносить все из дворца и складывать на Дворцовую площадь у Александровской колонны. Самое поразительное заключалось в том, что при ужасной неразберихе и суете огромного числа людей, из всего огромного царского богатства пропал один серебряный кофейник; вор позже пытался его продать, но был схвачен.
Дворец горел три дня и внутри выгорел полностью. Пожар был таким грандиозным, что зарево от него видели на другом конце города.
Ребята, мы продолжим наше путешествие по Санкт-Петербургу чуть позже, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Наш трамвайчик на Фонтанке
Оттолкнулся и дал ход, (Дети встали)
Он шагнул назад сначала (Шаг назад)
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте)
По Фонтанке покатили
Мы вперед, вперед, вперед…
Санкт-Петербург, расположенный в дельте Невы, за триста лет своего существования пережил 323 наводнения (подъем воды на 1,6 м выше ординара). Могучая водная стихия влияла на формирование облика города, судьбы монархов и простых горожан. Наводнения становились темой городских преданий и отразились в художественных произведениях.
В 1715 году в Петропавловской крепости была установлена водомерная рейка-футшток для измерения уровня воды.
Чаще всего наводнения происходят в сентябре-декабре. Наиболее крупными были наводнения в 1824г.
Последнее катастрофическое наводнение произошло в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Около полудня подул порывистый ветер, и начался быстрый подъем воды. В 13.20 из Петропавловской крепости раздались первые пять предупредительных выстрелов. Вода поднялась на 1,52 м, а к 15.00 начала заливать город. Ураганный ветер с корнями вырывал деревья, срывал крыши, валил телеграфные столбы, выбрасывал на берег баржи.
Над городом пронеслось несколько смерчей — явление необычайно редкое для северных широт. С 16.30 ветер начал ослабевать, но подъем воды продолжался и достиг уровня 3,8 м выше ординара. Погас электрический свет, прервалась телеграфная и телефонная связь, остановилась работа городского водопровода. К 21.00 Нева вновь вошла в берега.
Санкт – Петербург называют Северной Венецией. В городе очень много мостов. Особую прелесть городу придают гранитные набережные.
Знаю я, и знаешь ты
Бывают разные мосты:
Мосты красивые, цепные,
Мосты с секретом, разводные.
Мосты украшены конями.
Мосты, что сделаны из камня,
Мосты, что тайны все хранят
И никому не говорят.
Санкт – Петербург – город – герой. Он показал мужественный характер во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Фашистские войска вплотную подошли к городу. Фашисты решили уморить жителей города голодом. Но город выстоял и победил.
Наш город менял имена и не один раз. Царь Петр I основал город Санкт-Петербург. В 1914 году, царственный потомок Петра Великого - последний Российский император Николай II переименовал столицу. С 19 августа 1914 года город стал Петроградом. Однако, с этим именем ему было суждено жить совсем недолго. 26 января 1924 года бывшая столица Российской империи стала именоваться Ленинградом.
Совсем недавно городу было возвращено его первоначальное название – Санкт – Петербург, и он снова стал носить гордое имя своего основателя Петра I .
Вот мы и закончили только небольшую часть истории нашего города. Когда Санкт-Петербург отмечает свой день рождения? (ответы детей).
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Какие имена были у города? (ответы детей).
Я предлагаю вам раскрасить наш герб. Дети раскрашивают герб. Звучит песня: «Город твой и мой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"
Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о фл...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День рождения Ани» для детей младшей группы
Ольга Карягина Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День рождения Ани» для детей младшей группыЦель: Формирование у детей игрового интереса к игровым действиям, уважение к игровому пе...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Улицы родного города"
Дети закрепляют знания о родном городе...
Конспект занятия. Образовательная область -познавательное развитие,ознакомление с окружающим миром. Тема: " Мой город Санкт-Петербург"
ОО Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Тема:"Мой город Санкт-Петербург" Материал патриотической направленности. Для занятий в начале учебного года (1 сентября)....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в космос» в подготовительной группе
Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе
Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга. Задачи: Формирование у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город» в средней группе
Цель: закрепить представления о родном городе.Задачи:1.Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, детском саде. Знакомить детей с ближайшим...