Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г. Борисоглебск Воронежской области Болтуновой Елены Александровны на тему: «ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развёрнутый конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Изучаем песок" | 44.5 КБ |
Календарно-тематический план мзостудии "Умельцы" | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г. Борисоглебск Воронежской области Болтуновой Елены Александровны
на тему: «ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Экология», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Задачи:
- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь)
- расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
- учить анализировать, обобщать;
- закрепление правил безопасности работы с песком;
-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, песок пропускает воду.
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предшествующая работа:
-игры с песком;
-беседа о правилах поведения при проведении опытов;
-работа с энциклопедиями;
-чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
Демонстрационный материал – письмо, коробочка слайды с рисунками по теме, схемы проведения опытов, схема для анализа свойств песка, мультимидийное оборудование, окрашенная вода
Раздаточный материал – фартуки, стаканчик с песком, лупа, микроскоп, стаканчик с водой, трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, подносы, палочки для размешивания, салфетки, пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), кусочек губки, мелкие игрушки зверей
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.
Воспитатель: Ребята, эту посылку прислала нам Знайка, а что в ней мы сейчас узнаем.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. /песок/
Прослушав ответы детей, открывает посылку, показывает детям песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.
Показ презентации про песок.
Воспитатель: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
ВЫВОД: песок создан природой.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побольше узнать о песке в нашей лаборатории, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1. Лупа, на ощупь.
Обследовать сухой песок пальцами;
рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Воспитатель: Вы знаете, что это?
Показывает микроско).
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. Давайте рассмотрим в микроскоп песчинки.
Воспитатель: А теперь посмотрите фотографии, где хорошо видны причудливые формы песчинок.
Экран (фото).
Опыт 2 Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Опыт 3 Пропускает или нет воду?
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да, песок пропускает воду.
Опыт 4 Фильтрация воды.
Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок. Возьмите воронку, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. А теперь наливаем окрашенную воду в стаканчик и подождем, пока она не просочиться через песок.
Сравним отфильтрованную воду с «грязной).
Воспитатель: Как она изменилась?
Дети: Вода стала прозрачнее.
Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Упражнения выполняют. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
А теперь мы их откроем, Глазами рисуют букву о.
Через речку мост построим. Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Нарисуем букву о, получается легко. Глаза смотрят вправо- влево.
Вверх поднимем, глянем вниз, Глазами смотрят вверх, вниз.
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Опыт 5 определение цвета песка.
Воспитатель: А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети: Полить его.
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Ответы детей
Воспитатель: Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим. Попробуем слепить из песка куличик. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
Дети: Сухой песок легко пересыпается.
Опыт 6 «Своды и тоннели»
Воспитатель: Возьмите трубочку. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Воспитатель: Ребята, а какая польза от песка животным, обитающим в пустыне?
Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы с разными ходами и выходами.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: Изучали свойства песка, проводили опыты.
Воспитатель: Расскажите, что вы узнали нового?
Дети: Песок мягкий, лёгкий, сыпучий, рыхлый состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу, песок – это природный фильтр
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
изостудии «Умельцы» на 2013 – 2014 учебный год
с детьми старшей, подготовительной группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Борисоглебского городского округа Центра развития ребёнка – детского сада №11 Воронежской области
Руководители: Шелест Н.А. Болтунова Е.А.
Циклы занятий
l цикл. Экопластика
ll цикл. Бумагопластика
lll цикл. Работа с нитками
lV цикл. Лепка из пластилина. Поделки из гипса
V цикл. Мир сказок
V1 цикл. Тестопластика
V11 цикл. Граттаж
V111 цикл Декоративно-прикладное искусство
l цикл. Экопластика Цель: развитие творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий (экопластика, фитокартины, флористика) и формирование их ценностного отношения к природе в процессе изучения разных способов работы с природными материалами. Задачи:
2. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций. |
3. Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы. |
11 цикл. Бумагопластика Цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой. Задачи: 1. Развивать мотивацию к конструированию из бумаги; 2. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами. 3. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного. 4. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. 5. Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться |
Перечень занятий. 1.Весёлые портреты «Это я и мои друзья » 2.Обрывная аппликация. «Птичий двор» 3.Силуэтная аппликация 4.Рельефная картина из рулона туалетной бумаги 5. Торцевание 6. Ленточная аппликация |
111 цикл. Работа с нитками Цель: Ознакомление и изготовление нового вида поделки в технике: « работа с нитками» Задачи: 1. Создать представление о технике «Работа с нитками», познакомить с этапами работы над выполнением изделия. 2. Развивать творческие возможности детей, мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус. 3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, вызывать положительные эмоции у ребенка к творческой деятельности и ее результатам. |
Перечень занятий. 1.Ниточные игрушки 2.Театр «Смешариков» 3.Ниточный ковёр |
lV цикл. Лепка из пластилина. Поделки из гипса Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина , освоить новый материал - гипс Задачи: |
Перечень занятий. 1. Лепка из пластилина на готовой форме 2.Лепка модульная 3.Рельефная (пластилиновая живопись) 4. Поделки из гипса. |
V цикл. Мир сказок
Цель: Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, и инструментами, изобразительными средствами.
Задачи:
4. Развивать интерес к книжной иллюстрации. |
Перечень занятий. 1. Лепка сюжетная 2.Рисование - фантазирование 3.Аппликация - мозаика 4. Коллаж из картинок. 5. Рельефная картинка по сказке. 6. Коллаж из листьев. 7. Рисование ладошкой. 8. Монотипия пейзажная. |
V1 цикл. Тестопластика
Цель: Развитие познавательных, творческих способностей ребенка, художественного вкуса, развитие индивидуальности и самореализации.
Задачи:
- Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
- Формировать способность к изобразительной деятельности воображение и творчество;
- Развивать мелкую моторику пальцев
Перечень занятий.
- Плетение
- Скульптура
- Хлебобулочные изделия
- Фрукты
- Овощи.
V11 цикл. Граттаж
Цель: знакомство детей с техникой рисования «Граттаж» и её использование..
Задачи:
1. Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,
2. развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,
3. воспитывать желание узнавать новое.
Перечень занятий.
- Чёрно- белый граттаж.
- Цветной граттаж.
V111 цикл Декоративно-прикладное искусство
Цель: знакомство детей с техникой рисования «Граттаж» и её использование..
Задачи:
1. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
2. Учить детей видеть цельный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формировать умение воспринимать художественный объект не расчленено, а в гармоничном единстве всех составляющих компонентов. развивать способность анализировать.
3. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
4. Усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, выработка умений самостоятельно подбирать необходимые средства изображения.
Перечень занятий.
- По мотивам народной росписи.
- Рисование пастелью.
- Рисование с натуры.
Ноябрь – День матери (поделка, рисунок, аппликация)
Декабрь –Новый год (поделка из бумаги, бросового материала)
Февраль – День защитника Отечества (аппликация)
Март – 8Марта (открытка)
Апрель – День космонавтики (поделка из бросового материала)
Май – День Победы (рисунок, поделка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС области «познание» с детьми старшей группы по теме: «Наши друзья – врачи» (с использованием презентации)
закрепление знаний детей о профессиях врача разных специализаций...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Хлеб- всему голова»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Хлеб- всему голова» Цели: знакомство с пр...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему «Край, в котором мы живём».
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Прекрасные бабочки»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы«Прекрасные бабочки» Цель : Расширить знания детей о баб...
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Мы - исследователи»
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы ...
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «От колоска до пряничка»
Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОРв образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «От колоска до пряничка»Интеграция о...