Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г. Борисоглебск Воронежской области Болтуновой Елены Александровны на тему: «ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Болтунова Елена Александровна

Развёрнутый конспект  интегрированного занятия  для детей старшей группы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г. Борисоглебск  Воронежской области Болтуновой Елены Александровны

на тему: «ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Экология», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Задачи:

               - познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

                - развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

                - развивать все познавательные функции (восприятие, внимание,   память, мышление, речь)

                - расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

                  - учить анализировать, обобщать;

                  - закрепление правил безопасности работы с песком;

                -обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи,  песок пропускает воду.

               -совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

               - воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предшествующая работа:

-игры с песком;

-беседа о правилах поведения при проведении опытов;

-работа с энциклопедиями;

-чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Демонстрационный материал – письмо, коробочка слайды с рисунками по теме, схемы проведения опытов, схема для анализа свойств песка, мультимидийное оборудование, окрашенная вода

Раздаточный материал – фартуки, стаканчик с песком, лупа, микроскоп,  стаканчик с водой, трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, подносы, палочки для размешивания, салфетки, пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), кусочек губки, мелкие игрушки зверей

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Воспитатель: Ребята, эту посылку прислала нам Знайка, а что в ней  мы сейчас узнаем.

                              Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. /песок/

Прослушав ответы детей, открывает посылку, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

Показ презентации про песок.

Воспитатель: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

                          Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

                         Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

                          Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

 Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побольше узнать о песке в нашей лаборатории, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории.

 Дети: внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные  действия, нельзя ничего брать в рот

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;    

 рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это?

Показывает микроско).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это    окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. Давайте рассмотрим в микроскоп  песчинки.

Воспитатель: А теперь посмотрите фотографии, где хорошо видны причудливые формы песчинок.

Экран (фото).

 Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 4 Фильтрация воды.

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок. Возьмите  воронку, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. А теперь наливаем окрашенную воду в стаканчик и подождем, пока она не просочиться через песок.

Сравним отфильтрованную воду с «грязной).

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                  Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают,                                        Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Упражнения выполняют.                                     Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

А теперь мы их откроем,                                       Глазами рисуют букву о.

Через речку мост построим.                                 Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Нарисуем букву о, получается легко.                 Глаза смотрят вправо- влево.

Вверх поднимем, глянем вниз,                            Глазами смотрят вверх, вниз.

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Опыт 5 определение цвета  песка.

Воспитатель: А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Ответы детей

Воспитатель: Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим. Попробуем слепить из песка куличик. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается. 

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Воспитатель: Возьмите трубочку. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Воспитатель: Ребята, а какая  польза от песка животным, обитающим в пустыне?

Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы с разными  ходами и выходами.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: Изучали свойства песка, проводили опыты.

Воспитатель: Расскажите, что вы узнали нового?

Дети: Песок мягкий, лёгкий, сыпучий, рыхлый состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу, песок – это природный фильтр

 



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

изостудии  «Умельцы»  на 2013 – 2014 учебный год

с детьми старшей, подготовительной  группы  Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Борисоглебского городского округа Центра развития ребёнка – детского сада №11 Воронежской области

Руководители:   Шелест Н.А. Болтунова Е.А.

Циклы занятий

l  цикл. Экопластика

ll цикл. Бумагопластика

lll цикл. Работа с нитками

lV цикл. Лепка из пластилина. Поделки из гипса

V цикл. Мир сказок

V1 цикл. Тестопластика

V11  цикл. Граттаж

V111 цикл Декоративно-прикладное искусство

l  цикл. Экопластика

Цель: развитие творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий (экопластика, фитокартины, флористика) и формирование их ценностного отношения к природе в процессе изучения разных способов работы с природными материалами.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к аппликации из высушенных листьев.   Учить детей создавать простую сюжетную картинку

                 2.  Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций.

                3.  Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы.

11 цикл. Бумагопластика

Цель:  создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.

Задачи:

1. Развивать мотивацию к конструированию из бумаги;

2. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.

3. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.

4. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

5. Воспитывать  умение наблюдать, формировать чувство  сопереживания, желание трудиться

Перечень занятий.

1.Весёлые портреты «Это я и мои друзья »

2.Обрывная аппликация. «Птичий двор»

3.Силуэтная аппликация

4.Рельефная  картина из рулона туалетной бумаги

5. Торцевание

6. Ленточная аппликация

111 цикл. Работа с нитками

Цель: Ознакомление и изготовление нового вида поделки в технике: « работа с нитками» 

Задачи:

1. Создать представление о технике «Работа  с нитками», познакомить с этапами работы над выполнением изделия.

2. Развивать творческие возможности  детей, мелкую  моторику  рук, художественно-эстетический вкус.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, вызывать положительные эмоции у ребенка к творческой деятельности и ее результатам.

Перечень занятий.

1.Ниточные игрушки

2.Театр «Смешариков»

3.Ниточный ковёр

lV цикл. Лепка из пластилина. Поделки из гипса

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина , освоить  новый материал - гипс

Задачи:
1. Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.
2. Формирование интереса к лепке.
3.  Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
4.  Развитие мелкой моторики.
5.  Развитие эмоций и фантазии.

Перечень занятий.

1. Лепка из пластилина  на готовой форме

2.Лепка модульная

3.Рельефная (пластилиновая живопись)

4. Поделки из гипса.

V цикл. Мир сказок

Цель: Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, и инструментами, изобразительными средствами.

Задачи:


1. Учить детей лепить  по мотивам русских народных сказок, самостоятельно выбирая героев или сюжет  .
2. Создавать фантазийные образы, развивать воображение
3.  продолжать знакомить с техникой  аппликативной мозаики

4.  Развивать интерес к книжной иллюстрации.
5. Познакомить детей с новой техникой рисования «Монотипия»..

Перечень занятий.

1. Лепка сюжетная

2.Рисование - фантазирование

3.Аппликация - мозаика

4. Коллаж из картинок.

5. Рельефная картинка по сказке.

6. Коллаж из листьев.

7. Рисование ладошкой.

8. Монотипия пейзажная.

V1 цикл. Тестопластика

Цель: Развитие познавательных, творческих способностей ребенка, художественного вкуса, развитие  индивидуальности и самореализации.

Задачи:

  1. Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
  2. Формировать способность к изобразительной деятельности воображение и творчество;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев

Перечень занятий.

  1. Плетение
  2. Скульптура
  3. Хлебобулочные изделия
  4. Фрукты
  5. Овощи.

 V11  цикл. Граттаж

Цель: знакомство детей  с техникой рисования «Граттаж» и её использование..

Задачи:

1. Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

2. развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

3. воспитывать желание узнавать новое.

Перечень занятий.

  1. Чёрно- белый граттаж.
  2. Цветной граттаж.

V111 цикл Декоративно-прикладное искусство

Цель: знакомство детей  с техникой рисования «Граттаж» и её использование..

Задачи:

1. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

2. Учить детей видеть цельный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формировать умение воспринимать художественный объект не расчленено, а в гармоничном единстве всех составляющих компонентов. развивать способность анализировать.

3. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

4. Усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, выработка умений самостоятельно подбирать необходимые средства изображения.

Перечень занятий.

  1. По мотивам народной росписи.
  2. Рисование пастелью.
  3. Рисование с натуры.

Ноябрь – День матери  (поделка, рисунок, аппликация)

Декабрь –Новый год  (поделка из бумаги, бросового материала)

Февраль – День защитника Отечества (аппликация)

Март – 8Марта (открытка)

Апрель – День космонавтики (поделка из бросового материала)

Май – День Победы (рисунок, поделка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Хлеб- всему голова»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы « Хлеб- всему голова»  Цели: знакомство с пр...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему «Край, в котором мы живём».

Непосредственно образовательная деятельность с использованием  ЦОР по образовательной области «Познание»  с детьми  старшей группы на тему...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Прекрасные бабочки»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы«Прекрасные бабочки» Цель : Расширить знания детей о баб...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Мы - исследователи»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы ...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «От колоска до пряничка»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОРв образовательной области «Познание» с детьми старшей  группы       «От колоска до пряничка»Интеграция о...