Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Мы - исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы                     « Мы - исследователи»

Цель: Дать представление о воздухе, как о газообразном веществе.

Задачи:

Образовательные : познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения: продолжать знакомить с органами дыхания.

Развивающие: помочь детям понять, что загрязнение воздуха вливает на здоровье человека.

Воспитательные: формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Вид деятельности: познавательно- исследовательская

Предварительная работа:

Словарная работа:

Пополнить словарный запас: исследователь, лаборатория, легкие.

Материалы и оборудование: визитка «Ученый - исследователь»; камешек, 2 стакана с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, фломастер, вырезанные из бумаги силуэты человека и дерева – на каждого ребенка: банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно «Зеленый город» (улицы города с домами, без деревьев):  мультимедийный экран, проектор, презентация «опыты с воздухом».

Ход  деятельности

Воспитатель загадывает загадку: «Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю». (воздух)

- А почему вы так решили? (воздух везде: вокруг нас, под землей, на земле, в небе, он может заполнять любое пространство).                                                                      – А вы хотели бы побольше узнать о воздухе?  Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые – исследователи? (ответы детей). Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить и какими свойствами он обладает. Надеваем визитки. Вы готовы? Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети подходят к столу.

  Воспитатель:  Возьмите стакан с водой, посмотрите, понюхайте, попробуйте. Что вы можете сказать о воде? Что же такое вода?                                                                 Вывод: Вода – это жидкость.

Воспитатель:  А теперь попробуйте сжать в руке воздух. Не получается?  Что это значит? (воздух не твердое тело.) Воздух не течет, его нельзя пить, значит это не жидкость. А что же это?  Воздух – это газ.  Видите ли вы воздух? А как его попробовать на вкус? Понюхайте воздух.  Что вы можете теперь сказать о воздухе? Он невидимый, безвкусный, не имеет запаха- вот наше открытие.                                                                                                                                                   -Проведем несколько опытов.                                                                                                         Перед каждым опытом рассматривается его схематичное изображение на экране.

1 опыт. ВОЗДУХ НЕВИДИМ

 Воспитатель: Как же нам его обнаружить? Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края.  Пакет становиться выпуклым. Почему? Делаем вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

 - Помашем ладонью около лица. Что мы чувствуем? Вывод: движение  воздуха мы можем ощущать.

2 опыт. ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ

Воспитатель: Проверим это утверждение.

 - Возьмем резиновую грушу, сожмем ее. Что вы слышите? (свист) Это воздух с шумом выходит из груши. А теперь закроем пальцем отверстие груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что же этому мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает нам сжать ее.

Воспитатель: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?  (из мела выходят пузырьки воздуха).

 

Воспитатель: Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух и что же выяснили? ( воздух есть везде: в пакете, в резиновой груше, в меле.)

 Воспитатель:  А теперь предлагаю вам продолжить исследования и выяснить,  какими свойствами обладает воздух. Для этого прошу вас перейти к другому столу.

3 опыт. ЗАНИМАЕТ ЛИ ВОЗДУХ МЕСТО?

Воспитатель: Отпустим перевернутый стакан в банку с водой. Что мы наблюдаем? (вода в стакан не вливается, полоска бумаги в нем остается сухой.)  А теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло? ( вышел из стакана, и туда влилась вода, полоска намокла.)

Воспитатель: Закроем трубочку воронки пальцем и  опустим ее в воду. Вода в нее не поступает. Откроем отверстие воронки – вода вошла в нее. Почему? (из воронки вышел, и его  место заняла вода).

Делаем вывод: воздух занимает место.

4 опыт. ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?

 Воспитатель:  Возьмем два воздушных шарика, положим их навесы. Что наблюдаем? (Чаши весов остаются на одном уровне). А теперь надуем шарик. Что получилось? Чаша весов перевесила. Почему? (шарик, наполненный воздухом, стал тяжелее) Что это значит? (воздух имеет вес.)

 Воспитатель:  Возьмем кусок резины бросим его в воду. Что произошло? (он утонул) Почему? (резина тяжелая) Возьмем резиновую игрушку, опустим ее в воду  - она не утонула. Почему? (игрушка легкая, потому что в ней воздух). Вывод: воздух имеет вес, но он легче воды.

 Воспитатель: Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе? (он невидимый, без запаха, занимает место, имеет вес)

 Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Теперь предлагаю вам убедиться, что мы дышим воздухом.

                                                                                                                                                                              5 опыт. МЫ ДЫШИМ ВОЗДУХОМ.                                                                                   

Воспитатель: Возьмите соломинку, опустите ее в стакан с водой и подуйте. Что вы наблюдаете? Откуда взялись пузырьки?

 

 Воспитатель:  Положите руку на грудную клетку. Вдохните и выдохните. Что происходит с грудной клеткой? ( При дыхании она поднимается (расширяется) и отпускается (сжимается).) Что же происходит с легкими?        

Воспитатель: Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух попадает в наш организм. А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания мы не сможем жить. Нарисуйте на бумажном силуэте человека линией путь, по которому воздух попадает в наш организм.

Дети выполняют задание.

 Воспитатель:  Но здоровье человека зависит не только от того как он дышит, но и от того, чем он дышит. А что приводит к загрязнению воздуха?                               

Воспитатель: А почему нельзя уничтожать деревья?                    Воспитатель: Вот картина, на ней изображен город . Мне он кажется неуютным, чего – то здесь не хватает. Как вы думаете?                                                                           Дети оформляют панно «Зеленый город», прикрепляя силуэты деревьев.

Воспитатель:  Полюбуйтесь, каким красивым и зеленым стал наш город. Теперь воздух в нем всегда будет чистым и свежим.

Воспитатель: - Что нового вы узнали сегодня о воздухе? Расскажите об этом своим друзьям, им будет интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_my_issledovateli.docx677.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы                  « Мы - исследователи»

Цель: Дать представление о воздухе, как о газообразном веществе.

Задачи:

Образовательные : познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения: продолжать знакомить с органами дыхания.

Развивающие: помочь детям понять, что загрязнение воздуха вливает на здоровье человека.

Воспитательные: формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Вид деятельности: познавательно- исследовательская

Предварительная работа:

Словарная работа:

Пополнить словарный запас: исследователь, лаборатория, легкие.

Материалы и оборудование: визитка «Ученый - исследователь»; камешек, 2 стакана с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, фломастер, вырезанные из бумаги силуэты человека и дерева – на каждого ребенка: банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно «Зеленый город» (улицы города с домами, без деревьев):  мультимедийный экран, проектор, презентация «опыты с воздухом».

Ход  деятельности

Воспитатель загадывает загадку: «Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю». (воздух)

- А почему вы так решили? (воздух везде: вокруг нас, под землей, на земле, в небе, он может заполнять любое пространство).                                                                      – А вы хотели бы побольше узнать о воздухе?  Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые – исследователи? (ответы детей). Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить и какими свойствами он обладает. Надеваем визитки. Вы готовы? Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети подходят к столу.

  Воспитатель:  Возьмите стакан с водой, посмотрите, понюхайте, попробуйте. Что вы можете сказать о воде? Что же такое вода?                                                                 Вывод: Вода – это жидкость.

Воспитатель:  А теперь попробуйте сжать в руке воздух. Не получается?  Что это значит? (воздух не твердое тело.) Воздух не течет, его нельзя пить, значит это не жидкость. А что же это?  Воздух – это газ.  Видите ли вы воздух? А как его попробовать на вкус? Понюхайте воздух.  Что вы можете теперь сказать о воздухе? Он невидимый, безвкусный, не имеет запаха- вот наше открытие.                                                                                                                                                   -Проведем несколько опытов.                                                                                                         Перед каждым опытом рассматривается его схематичное изображение на экране.

1 опыт. ВОЗДУХ НЕВИДИМ

 Воспитатель: Как же нам его обнаружить? Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края.  Пакет становиться выпуклым. Почему? Делаем вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

 - Помашем ладонью около лица. Что мы чувствуем? Вывод: движение  воздуха мы можем ощущать.

2 опыт. ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ

Воспитатель: Проверим это утверждение.

 - Возьмем резиновую грушу, сожмем ее. Что вы слышите? (свист) Это воздух с шумом выходит из груши. А теперь закроем пальцем отверстие груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что же этому мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает нам сжать ее.

Воспитатель: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?  (из мела выходят пузырьки воздуха).

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\SAM_2793.JPG

Воспитатель: Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух и что же выяснили? ( воздух есть везде: в пакете, в резиновой груше, в меле.)

 Воспитатель:  А теперь предлагаю вам продолжить исследования и выяснить,  какими свойствами обладает воздух. Для этого прошу вас перейти к другому столу.

3 опыт. ЗАНИМАЕТ ЛИ ВОЗДУХ МЕСТО?

Воспитатель: Отпустим перевернутый стакан в банку с водой. Что мы наблюдаем? (вода в стакан не вливается, полоска бумаги в нем остается сухой.)  А теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло? ( вышел из стакана, и туда влилась вода, полоска намокла.)

Воспитатель: Закроем трубочку воронки пальцем и  опустим ее в воду. Вода в нее не поступает. Откроем отверстие воронки – вода вошла в нее. Почему? (из воронки вышел, и его  место заняла вода).

Делаем вывод: воздух занимает место.

4 опыт. ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?

 Воспитатель:  Возьмем два воздушных шарика, положим их навесы. Что наблюдаем? (Чаши весов остаются на одном уровне). А теперь надуем шарик. Что получилось? Чаша весов перевесила. Почему? (шарик, наполненный воздухом, стал тяжелее) Что это значит? (воздух имеет вес.)

 Воспитатель:  Возьмем кусок резины бросим его в воду. Что произошло? (он утонул) Почему? (резина тяжелая) Возьмем резиновую игрушку, опустим ее в воду  - она не утонула. Почему? (игрушка легкая, потому что в ней воздух). Вывод: воздух имеет вес, но он легче воды.

 Воспитатель: Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе? (он невидимый, без запаха, занимает место, имеет вес)

 Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Теперь предлагаю вам убедиться, что мы дышим воздухом.

                                                                                                                                                                              5 опыт. МЫ ДЫШИМ ВОЗДУХОМ.                                                                                    

Воспитатель: Возьмите соломинку, опустите ее в стакан с водой и подуйте. Что вы наблюдаете? Откуда взялись пузырьки?

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\SAM_2797.JPG

 Воспитатель:  Положите руку на грудную клетку. Вдохните и выдохните. Что происходит с грудной клеткой? ( При дыхании она поднимается (расширяется) и отпускается (сжимается).) Что же происходит с легкими?        

Воспитатель: Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух попадает в наш организм. А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания мы не сможем жить. Нарисуйте на бумажном силуэте человека линией путь, по которому воздух попадает в наш организм.

Дети выполняют задание.

 Воспитатель:  Но здоровье человека зависит не только от того как он дышит, но и от того, чем он дышит. А что приводит к загрязнению воздуха?                              

Воспитатель: А почему нельзя уничтожать деревья?                    Воспитатель: Вот картина, на ней изображен город . Мне он кажется неуютным, чего – то здесь не хватает. Как вы думаете?                                                                           Дети оформляют панно «Зеленый город», прикрепляя силуэты деревьев.

Воспитатель:  Полюбуйтесь, каким красивым и зеленым стал наш город. Теперь воздух в нем всегда будет чистым и свежим. F:\DCIM\111PHOTO\SAM_2805.JPG

Воспитатель: - Что нового вы узнали сегодня о воздухе? Расскажите об этом своим друзьям, им будет интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».

Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Хлеб- всему голова»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы « Хлеб- всему голова»  Цели: знакомство с пр...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему «Край, в котором мы живём».

Непосредственно образовательная деятельность с использованием  ЦОР по образовательной области «Познание»  с детьми  старшей группы на тему...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Прекрасные бабочки»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы«Прекрасные бабочки» Цель : Расширить знания детей о баб...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «От колоска до пряничка»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОРв образовательной области «Познание» с детьми старшей  группы       «От колоска до пряничка»Интеграция о...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Волшебное электричество»

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР  в  образовательной области «Познание» с детьми старшей группы  «Волшебное электричество»Интеграция образовательных о...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «В гостях у сказки».

Цель: Развивать познавательные процессы; стимулировать мыслительную активность детей.Задачи:Образовательные: Упражнять в счёте в пределах 10. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: ум...