Конспект занятия "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                                           Детский сад № 80 «Светлячок»

                          Конспект занятия по экологии

         

                    «Круговорот воды в природе»                                                 

                            (для старших дошкольников)

                                                                Воспитатель:

        Н.Е. Анисимова

                                     г. Нижневартовск

 Програмное содержание. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (круговоротводы в природе), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни, уточнить, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.                                                                                                                     Продолжить формировать знание днтей о различных природных явлениях (роса, дождь, иней и т.д.), рассмотреть разнообразные состояния воды в окружающей среде.                                                                                                                                                                                         Вызвать у детей интерес к природным явлениям и желание изображать ее в самостоятельной практической деятельности. Вызвать у детей позновательный интерес, желание учавствовать в проведении простейших опытов с водой.

Словарная работа: снежница (талая вода), снег, град, иней, снежные скульптуры, парообразная, газообразная.

Предварительная работа:

  • Знакомство с жидкой и твердой водой.      
  • Опыты с водой (Твердое состояние – жидкое – твердое).
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Рассматривание моделей воды в различных природных явлениях.
  • Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «Круглый год».

Материал:

  1. Модель «Круговорот воды в природе».
  2. Модель «Состояние воды» (Жидкая, твердая, газообразная).
  3. Модель «Вода в различных явлениях природы».
  4. Модель «Кому нужна вода».
  5. Приборы для проведения опыта: железная посуда, спиртовая таблетка, спички, стекло, колпачок для задувания огня, снег, лист бумаги, подставка для спиртовой таблетки.
  6. Аудиокассета «Звуки природы».
  7. Маски: «Капельки» по количеству детей, «Туча».

          I часть.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие страны «Знаний». Но, чтобы попасть в страну «Знаний», нужно предъявить «билет», а за «билет» считается правильный ответ.                                                                           Итак, первый вопрос: Для чего нужна вода? (Чтобы люди жили и не умирали; чтобы было красиво; чтобы можно было готовить разную пищу; пить; есть; вода нужна всем людям, растениям; умываться, купаться, мыть руки, стирать, мыть посуду, поливать цветы; без воды погибнут все рыбы, растения, животные и т.д.)  - Посмотрите, пожалуйста, на панно. Здесь изображена модель воды, а стрелками указано кто нуждается в воде.                                                                                     Вопросы:      

  • Для чего лягушке нужна вода? Ведь она может жить и на суше.
  • Для чего нужна вода рыбам?
  • Для чего нужна вода рыбам, растениям?
  • Для чего нужна вода птицам?
  • А вот что делают с водой животные, мне совсем не понятно?

Да, ребята, живой мир не может прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и моря. Кажется, что воды на Земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: воды, которой мы пользуемся, на нашей планете совсем не много.                И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше и меньше, так как люди загрязняют водоемы.

               II часть.

А сейчас мы с вами проведем опыт и увидим, куда исчезает вода из луж, которые образовываются после таянья снега. Ребята, а снег – это какое состояние воды? (Твердое).

Где в природе еще встречается твердое состояние воды? (Сосульки, замершая речка, иней, лед и т.д.).

Посмотрите в нашей по судке находится снег, мы его нагреваем… И что же видим? (Вода из твердого состояния переходит в жидкое). Кто знает, как называется талая вода? (Снежница). Где она может использоваться? (Поливать цветы, ее пьют животные). А человеку можно пить такую воду? (Нет она грязная).                                                                                                                                       А сейчас что вы видите? (Вода закипела). А что поднимается в верх? (Пар).              Я подставляю над паром стекло, что происходит? (Стекло задерживает пар). Итак, мы с вами сейчас познакомились еще с одним состоянием воды – парообразным. Это же состояние еще можно назвать газообразным.                              Обратите внимание, на стекле образовались капельки воды, а из нашей посуды вся вода испарилась. Я переношу стекло и стряхиваю его над листом бумаги, капельки падают и образуют маленькую лужицу.                                                         А сейчас вы будете капельками воды, и мы поиграем в игру «Капельки и туча». Тучей буду я. Пожалуйста, наденьте на голову маски – капельки.

Ход игры: Дети – капельки двигаются, поливая растения, затем образуют ручейки, припекает солнышко, капельки начинают испаряться и поднимаются к туче. Налетает сильный втер, гонит тучу то вправо, то влево. Туча становится тяжелой и начинается дождь. Капельки падают на землю. Поливают растения, образуя ручейки и т.д.                                                                                                          Понравилась игра? Посмотрите на эту модель. Что она вам напоминает? (путешествие капельки – воды). Эта модель называется «Круговорот воды в природе». Видите, бежит речка, это как будто наша лужа, в небе ярко светит солнце, происходит испарение, мы же с вами нагрели воду во время опыта, чтобы посмотреть, как испаряется вода, поднимаясь к стеклу. А в природе из пара что образуется? (Тучи). Конечно же, тучи, которые двигаются по небу с помощью ветра и когда тучи становятся тяжелыми, что происходит? (Начинается дождь).

        III часть.

Очень хорошо, а сейчас посмотрите вокруг и найдите модели, где вода изображена в различных природных явлениях, назовите их (иней на ветке, узор на стекле окна, снежные скульптуры, снежинки, град, облака и т.д.). Рассмотрите их хорошо и у кого есть желание, можете их изобразить, когда мы освободимся. Рисунки подарите своим родителям, и поговорите с ними: какую воду не может пить человек? В следующий раз  мы продолжим наш разговор о воде.                           А наше путешествие сегодня завершилось. Как вы думаете, сложное оно было или нет?                                                                                                                                Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? А тебе что понравилось?                                                                                                                               Молодцы!  Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать по стране «Знаний», Ведь во время путешествия мы узнали столько всего о воде.