Наблюдения в природе летом
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Русова Светлана Евгеньевна

Наблюдения в природе летом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_prirode_letom.doc.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

         

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за погодой

В гости к детям приходит кукла в пальто, шапке. Кукла говорит, что она плохо себя чувствует. Дети объясняют ей, что сейчас лето, жарко и надо одеваться в легкую одежду. Кукла раздевается, остается в платье, ей становится хорошо и она играет с детьми.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за ветром

Наблюдение за ветром. Дети выходят на прогулку с вертушками, ленточками, султанчиками, наблюдают как ветер крутит вертушки, отмечают, что ветки деревьев тоже качаются.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за погодой 

(в прохладный день._

В гости к детям приходит кукла, одетая в сарафан и панаму, кукла мерзнет, ей плохо. Дети объясняют, что сегодня прохладно, надо надеть кофту, брюки. Кукла одевается и играет с детьми.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за ветром

Воспитатель предлагает определить направление ветра, пользуясь ленточками, султанчиками.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за дождем из окна.

Дети отмечают, что идет дождь, поэтому нельзя гулять.

Поют песенку:

Дождик, дождик, кап-кап-кап-,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение после дождя:

Дети отмечают, что прошел дождь, на земле лужи, трава мокрая, если дернуть за ветку дерева или кустарника посыпятся капли.

Младший дошкольный возраст

Лето

Опыты с песком: 

Воспитатель организует игру с сухим песком, дети, пересыпая его, хлопая по нему совочком усваивают, что сухой песок рассыпается, лепить из него нельзя. Воспитатель поливает песок и дети лепят из влажного песка куличики.

Бежит в стране песочной песочная река, Построен дом песочный из желтого песка.

А справа, возле речки, где круче бережок

Пекут в песочной печке песочный пирожок.

Младший дошкольный возраст

Лето

Опыты с водой: Дети наливают воду в различные емкости. Проливают ее на асфальт, наблюдают, как вода разливается, узнают, что ее можно налить в посvдv.

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за одуванчиками.

Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких солнышек среди зеленой травы. Обратить внимание детей на белые головки некоторых одуванчиков. Посмотреть как летают семена одуванчиков.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е.Серова)

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за лютиком

Познакомить детей с новым травянистым растением – лютиком. Обратить внимание на яркий желтый цвет растения. Сравнить лютик с другими знакомыми детям цветами.

Звать его не надо

Он и сам придет

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот

Солнцем налитой,

Лютик золотой. 

(Е.Серова)

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за жуком.

Цель: учить детей внимательному, бережному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представления о внешних особенностях жучка (имеет лапки, крылья, туловище, головку, может ползать, летать)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не могу держать в руках,

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал из рук

Нос измазал пылью.

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях.

(Фадеева)

Младший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение

Младший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение 1. «Рассматриваем божью коровку»

Цель: учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).

Младший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой 

Наблюдение 2. «Как божья коровка передвигается?»

Цель: уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает.

Воспитатель просит детей понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы: какие крылышки у божьей коровки? Какие ножки у жучка? Быстро ли он ползает? 

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за погодой

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за погодой, определить ее состояние. Задает вопросы: какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду (солнечная, пасмурная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная или тихая) Жарко сегодня или тепло? Что надето на детях. В конце наблюдения воспитатель подводит итог: Сегодня погода жаркая, солнечная, безветренная. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду».

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за ветром

Воспитатель предлагает определить направление ветра, пользуясь ленточками, султанчиками.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за солнцем через солнцезащитные очки.

Воспитатель предлагает детям отметить положение солнца утром (во время утреннего приема на улице), на утренней прогулке, на вечерней прогулке. Обращает внимание детей на то, что солнце перемещается по небу с востока на запад. Днем солнце стоит высоко, утром и вечером – ниже.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за облаками: 

Воспитатель предлагает понаблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить затем, как оно передвигается, постепенно увеличивается, и меняя форму, превращается в массу похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и тает.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку»

Цель: учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).

Воспитатель, собрав детей, предлагает им поискать жучка. Описывает его внешность, говорит название и просит ребят внимательно ocмoтpeть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.

В завершение наблюдения воспитатель спрашивает: «На каких мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку? почему жучки вылезли на солнце? Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?» Сообща дети приходят к выводу: божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как, дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой 

Наблюдение 2. «Рассматриваем божью коровку».

Цель: рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности).

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение 3. «Как божья коровка передвигается?»

        Цель: уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы: какие крылышки у божьей коровки? Почему она их прячет под надкрыльями? Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие? Какие ножки у жучка? Сколько их? Быстро ли он ползает? Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение 4. «Чем питается божья коровка?»

Цель: рассказать детям о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.

Воспитатель может организовать наблюдение различными способами. Например, предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки. Или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В разговоре с детьми уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение5 «Как божья коровка защищается от врагов?»

Цель: показать дошкольникам, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».

Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое. Затем предлагает им самим подумать и сказать, почему жучка легко найти и почему он яркой окраски.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за одуванчиками.

Наблюдение 1.

Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких солнышек среди зеленой травы. Обратить внимание детей на белые головки некоторых одуванчиков. Посмотреть как летают семена одуванчиков. Вспомнить семена мать-и-мачехи, сравнить их.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за одуванчиками.

Наблюдение 3. «Как одуванчики ложатся спать»

Цель: обратить внимание детей на интересное явление – цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Воспитатель рассматривает с детьми на прогулке многочисленные одуванчики на газоне, отмечает , как красива их желтые головки в зеленой траве. Обращает внимание детей на то, что цветы крупные, выпуклые, раскрыты навстречу солнцу. Читает ст.
И. Полянсткой «Одуванчики»

     Одуванчики везде

     По весенней травке:

     Замелькали во дворе,

     Разбежались по горе,

     Спрятались в канавке.

Затем педагог дает детям задание для самостоятельного наблюдений: посмотреть, что будет с цветами одуванчиков к вечеру.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за одуванчиками.

Наблюдение 4 «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя»

Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

Воспитатель в соответствующую погоду дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как ведут себя одуванчики. Как они выглядят, раскрыть ли цветы. Обсуждает с ними та, что уяснили.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за небом перед грозой.

Цель: учить детей обращать внимание на изменения в неживой природе - небо перед грозой заволакивает темными тучами, оно становится «низким», на улице заметно темнеет, поднимается ветер.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за грозой (из окна).

Дети наблюдают вспышки молний, слушают отдаленный гул грома, переходящий в раскаты, устанавливают, что гром раздается после каждой вспышки молнии, что после этих явлений часто идет лив невый дождь. Воспитатель объясняет детям, как нужно себя вести во время грозы, чтобы избежать опасности.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за дождем (из окна)

Дети собирают, «коллекцию дождей». Отмечают, что дождь бывает мелким моросящим, барабанным с крупными каплями, ливневым; кратковременным или затяжным. Дети устанавливают, что дождь идет из тучи. Воспитатель загадывает загадки:

      Пушистая вата плывет куда-то

      Чем вата ниже, тем дождик ближе.

      Меня часто зовут, дожидаются,

      А приду - от меня укрываются.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение после дождя.

Дети смотрят как проясняется небо, бегут ручьи, играют солнечные лучи на деревьях и траве, отмечают, что воздух после дождя стал другим, легче дышится. Наблюдение за радугой: дети любуются радугой, называют ее цвета. Воспитатель загадывает загадку:

      Цветное коромысло

      над землей повисло.

Можно самим воссоздать радугу, разбрызгивая воду в лучах солнца.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений-опытов за водой

Наблюдение 1 «Какие предметы могут плавать

Дети опускают в таз с водой разные предметы и определяют какие из них тонут, а какие нет Можно предложить детям соединить предмет который плавает с тем который тонет и посмотреть что получится.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений-опытов за водой Наблюдение 2 «Вытеснение воды».

Дети бросают в прозрачную банку с водой пластилиновый шар отмечают уровень воды. Затем из шарика лепится лодка, которая запускается в банку и сравнивают все три уровня воды. Воспитатель объясняет, почему не тонут большие тяжелые корабли.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений-опытов за водой Наблюдение 3 «Испарение воды». 

Дети наливают в таз немного воды и оставляют ее до конца прогулки (опыт проводится в жаркий день) Делают вывод, что вода испаряется.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за одуванчиками.

Наблюдение 2 «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя»

Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

Воспитатель в соответствующую погоду дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как ведут себя одуванчики. Как они выглядят, раскрыть ли цветы. Обсуждает с ними та, что уяснили.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за листьями мать-и-мачехи.

Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхность, выявить различия, предложить детям объяснить название растения (мать - теплая и мягкая сторона листа, мачеха - холодная и гладкая его сторона.)

Старший дошкольный возраст

Лето

Сравнение одуванчика и мать-и-мачехи. Познакомить детей с тем, что оба растения лекарственные, полезные травы. Крупные листья мать-и-мачехи собирают, сушат, затем заваривают как чай и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья иногда употребляют в салат. Одуванчиков очень много, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и прорастают легко в любой земле. Одуванчики служат пищей многим животным: цветы, листья охотно едят кролики, морские свинки, семена клюют птицы.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за «глухой» крапивой.

Объяснить детям, что хотя листья этого растения очень похожи на крапиву, но они не жгутся, отличить эти травы можно по цветам: у крапивы цветок похож на маленькие точечки на стебле, а у "глухой" крапивы цветок белым «граммофончиком»

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за чертополохом.

Рассмотреть растение, обратить внимание детей на колючки на листьях, стебле. Предложить детям самостоятельно догадаться, каким способом чертополох разносит свои семена.

      Возле дома у тропы он стоит открыто.

      Крепкий стебель да шипы

      Вот его защита.

      Если схватят удальца

      Будет драться по конца!

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за бегонией, растущей на улице и в группе.

Воспитатель просит детей сравнить бегонии, растущие на улице и в помещении, определить, где цвет листьев и цветков ярче, какое растение более пушистое, сделать вывод о значении солнце жизни растений.

Старший дошкольный возраст

Лето

Наблюдение за хлорофитумом, растущим на улице и в группе.

Дети сравнивают два одинаковых растения, определяют на каком растении больше цветов, у какого растения ярче листья, делают вывод о значении солнце жизни растений.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за рябиной

Наблюдение 1 (июнь)

Дети рассматривают дерево, замечают внешний вид ствола, листьев, цветов рябины. В календаре наблюдения отмечают дату начала цветения рябины. Воспитатель обращает внимание детей на насекомых, садящихся на цветы рябины, объясняет, что насекомые опыляют растение, чтобы из цветов развились плоды.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за рябиной

Наблюдение 2 (июль)

Наблюдение за рябиной: дети рассматривают дерево, отмечают, что рябина уже отцветает, на месте цветов образуются плоды – зеленые ягоды. Отмечают сходство цветов и ягод (собраны в кисть). Отмечают дату наблюдения.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за рябиной

Наблюдение 3 (август)

Рассматривая покрасневшие ягоды рябины, дети вспоминают, какой была рябина в июне, июле. В календаре наблюдений отмечают дату покраснения ягод рябины.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за майским жуком

Наблюдение 1»Какой он -  майский жук»

Цель: рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (большое (для жука) овальное туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья блестящие, черные, с зеленоватым отливом; у майского жука шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью он легко и быстро ползает по любой поверхности).

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за майским жуком

Наблюдение 2. «Как майский жук передвигается?»

        Цель: уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы: какие крылышки у майского жука? Почему он их прячет под надкрыльями? Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие? Какие ножки у жучка? Сколько их? Быстро ли он ползает? Зачем майскому жуку надо и летать и ползать?

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 1 «Что цветет на нашем участке»

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 2 «Какие они – цветущие растения?»

Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни) Сравнение разных растений по высоте, форме, окраски листьев, цветов, стеблей, по запаху. 

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 3 «Кто помогает цветам расти?»

Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут плоды и семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Все это было летом. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля, люди.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 4 «Что было сначала, что будет потом?»

Воспитатель задает следующие вопросы: каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на будущий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать? 

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Наблюдение 5 «Где еще растут садовые цветы?»

Целевая прогулка за пределы детского сада. Рассматривание цветов, любование их красотой, определение названий.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за погодой

Наблюдение 1

На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (солнечная, ясная, безоблачная, пасмурная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Воспитатель дает другое определение погоды: ветреная (тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоде (жаркая, теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

Цикл наблюдений за погодой

Наблюдение 2

Организуя наблюдения, воспитатель может воспользоваться приемом сравнения: «Дети, вы, конечно, помните, какая вчера была погода и как мы ее отметили в календаре. Интересно, ceгoдня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите какое оно было вчера и какое сегодня... Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ли ветер, и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признаки ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты - так же, как вчера, или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Воспитатель помогает детям выяснить, какие изменения произошли в их одежде. Дает общее определение погоды: «Ну вот,  мы с вами и выяснили: сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре.

Цикл наблюдений за погодой

Наблюдение 3

Для того чтобы детям и самому воспитателю было интересно, в наблюдении за погодой используется новый прием - игровой. Собирая детей на прогулку, педагог предлагает взять с собой кого-нибудь из кукол: «Дети, ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!»

Дети рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды.

Воспитатель побуждает детей к самостоятельным суждениям и высказываниям.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за погодой

Наблюдение 4

Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель использует новый прием: в начале прогулки дает всем задание: самостоятельно понаблюдать за погодой, чтобы потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь. Во время прогулки со всеми детьми проводится наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Воспитатель  обстоятельно рассматривает с дошкольниками одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре), выясняя, как называется дерево, какого цвета у него листья, ствол, ветви.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание детей на красоту  лета и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе, например:

Затем рассматривается растительный покров земли, определяется его сезонное состояние. Воспитатель обращает внимание детей на яркость «сочность» зеленой травы.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за погодой

Наблюдение 5

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель дает им задание выяснить, какие в этот период лета встречаются животные,
т. е. каких можно увидеть птиц, обнаружить насекомых, червей, улиток. Просит детей понаблюдать за животными - уточнить, в каком месте они найдены, что делают (например, в отношении насекомых - активно передвигаются, замерли). Дает задание небольшой группе детей (3-4 человека) понаблюдать за погодой.

В конце прогулки воспитатель обсуждает со всей группой самостоятельные наблюдения детей - выясняет, каких и где встретили животных, и что эти животные делали. Хвалит тех, кто не забыл выполнить задание. Потом предлагает послушать детей, которым было предложено наблюдать за погодой. Дети рассказывают, воспитатель помогает им выдерживать последовательность, привлекает всех остальных к оценке правильности наблюдений и рассказа. В заключение делает обобщение.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за бабочками

Наблюдение 2 «Как бабочки питаются»

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов свои длинным хоботком, как через соломинку

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за бабочками

Наблюдение 1 «Какие они – бабочки»

У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.

Старший дошкольный возраст

Лето

Цикл наблюдений за бабочками

Наблюдение 3 «Откуда берутся бабочки?»

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из которых потом вылупляются гусеницы. Гусеницы являются серьезными вредителями растений: они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, которую выделяют из брюшка, и превращаются в куколок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе летом.

Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....

Организация наблюдений в природе летом

проводимые летом занятия, экскурсии, целенаправленные прогулки...

Организация наблюдений в природе летом

занятия; экскурсии; целенаправленные прогулки...

Наблюдения в природе летом.

В помощь педагогу, родителям....

Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»

Задачи:— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, коли...

Наблюдения в природе летом

Данный документ содержит материалы  для родителей о наблюдениях в природе...

Наблюдения за природой летом

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!...