Наблюдения в природе летом.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Радыгина Елена Николаевна

В помощь педагогу, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_letom.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

           РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ В ПРИРОДЕ.

     Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами и родителями задачу большой экологической и социальной значимости – воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму каждого гражданина, необходимо с детских лет непрерывно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогом и родителями - воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Воспитательное, развивающее значение природы трудно переоценить. Общение с природой не только положительно влияет на ребенка, но и развивает его, обучает. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием.

     В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми методами проведения прогулок с детьми в летний период времени.

                                          ИЮНЬ – ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЛЕТА

1.Обращайте внимание ребёнка на красоту летнего дня. Рано утром полюбуйтесь умытыми и сверкающими на солнце листьями растений, цветами. Послушайте щебетание воробьёв, воркование голубей.

2.В начале июня обратите внимание ребёнка на падающие со старого вяза круглые зелёные лепёшечки, рассмотрите их, найдите семена, соберите в спичечные коробки и заклейте в целлофан. Они пригодятся для поделок из природного материала.

3.Обратите внимание, как долго не темнеет по вечерам. Сделайте вывод о длине дня летом.

4.В середине июня в полдень отметьте,  где находится солнце. Вспомните, где оно было в мае. Покажите, что всё больше места во дворе освещается солнцем. Найдите уголок, куда солнце никогда не заглядывает.

5.После дождя заметьте под тополем зелёные серёжки ещё не зрелых плодов тополя. Соберите их, раскройте зелёные коробочки и рассмотрите их содержимое. Когда с тополей полетит пух. Опять рассмотрите спелые коробочки, найдите семена. Закопайте горсть пуха в землю.

6. Покажите детям бутоны цветов на липе. Отметьте, что бутоны расположились на концах ветвей. Они круглые, светло-зелёные и ясно выделяются среди тёмно-зелёных листьев.

7. Понаблюдайте, что будет с бутонами в дальнейшем. Когда зацветёт липа, понюхайте медовый запах её цветов, проследите, как вьются насекомые над цветами.  Спросите у ребёнка, почему вьются насекомые у цветов липы.

8. Вспомните, как цвела акация, предложите посмотреть. Как она выглядит теперь, что стало с её цветами.

9. Понаблюдайте за пахучей ромашкой. она цветёт во дворе, напоминая укроп, крошечные цветочки, собранные в соцветия, напоминают плюшевую пуговку. Если её потереть, она крошится и резко пахнет. В народе её называют «травкой-купавкой».

10. Ежедневно наблюдайте за распусканием цветов ириса. Попробуйте определить по окраске кончиков бутонов их будущий цвет.

                         ИЮЛЬ – САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ ЛЕТА.

1.Проследите с ребёнком за приближением грозы, покажите, как меняется цвет неба, облаков, как быстро и низко несутся тучи. Послушайте дальний гром, посмотрите сверкание молнии.

2.После грозы покажите ребёнку радугу, намытые дождём кучи песка, какие цвета встречаются в радуге. Загадайте загадку про радугу.

3. Деревья и кустарники во дворе разрослись, под деревьями стало прохладно, тенисто, листья потемнели, стали более жёсткими. Во дворе теперь тише, шум слабо проникает через густую листву.

4. Поищите на смородине листы , свёрнутые в трубочку. Расскажите ребёнку, что это домик зелёной гусеницы. Объясните, какой вред она наносит растениям. Покажите, как можно уничтожить гусеницу.

5. Заметьте, в конце июля день стал короче. Вспомните по своим ориентирам, где солнце заходило раньше, а где теперь.

6. Понаблюдайте за нагреванием камней. За день они стали сильно нагреваться. Они тёплые даже вечером.

7.В парке можно найти плоды некоторых растений. Многие цветы уже отцвели.

8. В цветнике, напротив, можно наблюдать за многообразием цветов. Ведь июль самый богатый цветами месяц.

                               АВГУСТ  - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЛЕТА.

1.В августе можно наблюдать за изменением температуры в течении дня. Днём погода ещё жаркая, но по утрам и вечерам становится прохладнее.

2. Обратите внимание на путь движения солнца. Солнце больше не поднимается так высоко, как в июле или июне, путь его стал короче. Короче день, раньше темнеет.

3. Понаблюдайте за изменением окраски листвы на деревьях и кустарниках. Деревьев с яркой окраской ещё мало, но стало светлее и наряднее.

4. Понаблюдайте за берёзой. Она уже рассыпала семена. Раскрошите её плодовые серёжки и вы увидите прозрачные круглые чешуйки в виде самолётиков или крестиков.

5. Понаблюдайте за цветником. В августе он очень красив. Его украшают георгины, астры, гладиолусы, флоксы и многие другие цветы.

6. Учите ребёнка различать цветы по листьям, форме и запаху.

7.Приобщайте ребёнка к заготовке питательной земли для пересадки растений.

 8. Вместе с ребёнком собирайте семена созревших цветов. Раскладывайте их по пакетикам. Объясните, зачем вы это делаете.

Отталкиваясь от обсуждений увиденного, постройте дальнейшее общение с ребенком. Задавайте как можно чаще вопрос «Как ты думаете? Почему? »… Внимательно выслушивайте его умозаключение, развивайте и углубляйте его стремление познавать, предполагать. У любознательных родителей растут любознательные дети. Экологическую грамотность развивают опыты и эксперименты. Благодаря им появляется способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения. Подвергайте исследованиям объекты живой и неживой природы семена, растения, животных, человека. Всегда помните о гуманности по отношению к исследуемому объекту. Очень важно выработать понимание уникальности, неповторимости живых существ и неживых предметов природы. Важно донести понимание, что человек занимает позицию более сильной стороны по отношению к природе, и поэтому обязан быть покровителем. Должен беречь  природу и заботится о ней, противостоять безнравственным поступкам других людей. Пусть вашим девизом будет «Наблюдай, но не навреди! » Это главное условие сохранение нашего общего дома – «Земля», и ее детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе летом.

Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....

Организация наблюдений в природе летом

проводимые летом занятия, экскурсии, целенаправленные прогулки...

Организация наблюдений в природе летом

занятия; экскурсии; целенаправленные прогулки...

Наблюдения в природе летом

Наблюдения в природе летом...

Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»

Задачи:— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, коли...

Наблюдения в природе летом

Данный документ содержит материалы  для родителей о наблюдениях в природе...

Наблюдения за природой летом

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!...