Проект "Добрый доктор"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект "Добрый доктор" можно использовать при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время - каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы - мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам - и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", - пишет В.И.Логинова.

Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:

"Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".

Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых - это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

Н. С. Пряжников пишет: "Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми ".

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Однако "…профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом и "заложить" в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о возможности формирования доступных представлений у старших дошкольников о профессиях взрослых, а в частности профессии врача.

Актуальность проекта. 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, недостаточно полно ориентируются в профессиях, не осознают их социальную значимость, ценность профессии, не выделяют результат труда. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий. Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой «На приеме у врача» я спросила у Динислама : «Что у тебя болит? К какому врачу ты пришел на прием?» Он не смог ответить. Тогда я провела опрос среди детей. Результаты опроса показали, что дети мало знают о профессии врача. В своих играх не могут в достаточной степени отобразить действия врачей, недостаточно знают об их специальностях. Но именно представления о труде, о профессиях обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – воспитание нравственных отношений к миру.  Исходя из выше сказанного и опираясь на результаты своих наблюдений я пришла к идее создания проекта «Добрый доктор».

Место события: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 5 с.Кандры.

Направленность проекта: познавательный.

Вид проекта: краткосрочный (с….    по…..)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: 3 недели.

Проблема:

- у детей старшего дошкольного возраста не сформированы знания о конкретных действиях врача;

- не четко представляют, какие существуют особенности в работе врача;

- не могут назвать предметы, необходимые врачу в работе.

Предполагаемые результаты: после реализации проекта у детей:

 -сформируются знания о профессии врача и  ее значении в нашей жизни;

-дети смогут самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессии врача;

- расшириться словарный запас, умение пользоваться профессиональной терминологией;

-появиться уважение к представителям этой профессии.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: формировать целостные представления у детей подготовительной к школе группы о профессии врача.

Задачи:

-создать условия для формирования представлений у детей о профессии врача;

-расширить  представления детей подготовительной к школе группы о труде врача, о значении их труда для общества;

-закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты;

-воспитывать уважение к людям труда;

-активизировать речь дошкольников.

Этапы реализации проекта.

Проект включает в себя три  этапа. 

I этап - Подготовительный.

На этом этапе я изучила методическую литературу.

Определила  цель и задачи, был составлен план реализации проекта и созданы условия для реализации проекта: собрала  необходимый дидактический и демонстрационный материал, подобрала  художественную  литературу, иллюстрации и картины по данной теме, дидактические игры по ознакомлению с профессией врача, разработала конспекты занятий, бесед по ознакомлению детей с профессией врача.
Работа над проектом подразумевает сотрудничество педагога, родителей и детей. Для включения родителей в проектную деятельность я провела беседу на тему: «Участвуем в проекте «Добрый доктор». Оформила консультацию «О профессии врача - детям». Родители стали моими активными помощниками.В ходе совместной деятельности они оказали помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

 II этап - Основной. 
В этот этап входит реализация основных видов деятельности по плану проекта. Свою работу я начала  с беседы о профессии врача. Цель беседы: уточнить представления детей о профессии врача, пробудить любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствовать выработке положительного отношения, уважения к их труду. Согласно Д.Б. Эльконину,в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых является экскурсия, которая обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. С этой целью я провела экскурсию в процедурный кабинет. Дети узнали что в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Также провела беседу с медсестрой детского сада. Она рассказала  детям о том, чем занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. В ходе беседы обратила внимание детей на форму одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

        Рассказала о работе врачей в поликлинике. Во время рассказа я обращала внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, её назначение. 

Беседа на тему «Где работают врачи» расширила представления детей о медицинских учреждениях, которые находятся в нашем селе.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсии в аптеку дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии фармацевта.

 В формировании представлений о труде врачей у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе  врача, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково".

Рассматривание иллюстраций, картинок, организация дидактических, настольных, словесных игр. Все это было направлено на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.  

Непосредственно образовательная деятельность «Важная профессия», и др.  Занятия сопровождались беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяло детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии.
Изобразительная деятельность и художественное творчество. Например, детям было предложено нарисовать иллюстрации к сказке К.Чуковского «Доктор Айболит». Вместе с родителями дети нарисовали иллюстрации к стихотворениям  про врачей и оформили альбом «Назови стихотворение».

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно - ролевые игры «Кукла Катя заболела», «На приеме у врача», «Поликлиника» и т.д. В ходе этих игр ребята закрепляли знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорило то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. 

 III этап – Заключительный.
На заключительном этапе проекта  я провела  анализ деятельности, обобщение результатов работы.

-Оформила  картотеку сюжетно-ролевых игр про врачей.

-Оформила папку «О профессии врача - детям».

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Поликлиника+аптека» показало, что заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры. Игра стала более насыщенная и живая.
Итог. Совместная работа педагогов и родителей с детьми по формированию представлений о профессии врача у детей позволила добиться положительной динамики. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде врачей (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей этой профессии, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную игровую деятельность, понимание значимости их труда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у доктора Айболита". Развлечение ко Дню здоровья для детей младшего дошкольного возраста

Это развлечение для младших дошкольников я проводила на прощадке около детского сада. Этот сценарий можно адаптировать для музыкального зала. Праздник не требует предварительной подготовки с детьми....

Проект " Будь здоров без докторов"

Разработка проекта в старшей группе " Будь здоров без докторов"...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Советы доктора Айболита"

Развлечения детей 1младшей группы  По теме «Советы доктора Айболита» ...

Физкультурно-оздоровительный досуг "В гостях у доктора Совуньи" для детей средней группы

Программное содержание:развивать интерес к различным видам движений, подвижным играм и  упражнениям, труду – двигательной активности, необходимой для здоровья.Формировать гигиенические прив...

Советы доктора Айболита

Спортивное развлечениедля детей средней группы...