Экологическая викторина в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пронина Галина Владимировна

Итоговое занятие для детей по экологии в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_po_ekologii.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект-игра  на экологическую тему в старшей группе

                                        Тема  : « Мы экологи»                      

                                                            Старший воспитатель Пронина Г.В.

 Приоритетная область :познавательное развитие.

Интеграция ОО: Социально-коммуникативные, речевое развитие ,физическое развитие.

Цель  : актуализировать  знания детей о природе; формировать элементы экологического сознания и культуры.

Задачи: 1. Формировать навыки культуры поведения в природе.
2. Закрепить  и уточнить знания детей о растительном и животном мире.
3..Воспитать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

4.Подвести к пониманию, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

Оборудование: Доска разделенная на 5 секторов( 1-иллюстрации животных, 2-птицы, 3- деревья, 4-река, 5- радуга) четыре емкости  -2 с грязной водой ,2 пустые, воронки ,фильтрованная бумага.

 2 набора карточек с изображением  живой и неживой природы,

два комплекта иллюстраций животных и птиц., мяч.

Предварительная работа: игры, беседы ,наблюдения, заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе .

Ход игры.

Воспитатель:  Здравствуйте ребята , сегодня нас ждет  увлекательная игра –викторина  по экологии .Тему  игры вы назовете сами  если внимательно рассмотрите  картинки на доске.( дети рассматривают картины с изображением животных, растений, природных явлений и т.д.)

-Каким одним словом можно все эти изображения?(природа)

Правильно - Экология это наука о доме. О природе. А природа это и есть наш большой дом .Что бы охранять природу надо хорошо её знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.

Вы знаете ,у любой игры есть правила. Послушайте правила нашей игры.

1.Игра состоит из 5 раундов .( На доске 5 секторов иллюстрации с  изображением  .1-животные; 2-птицы; 3-деревья; 4-при родные явления; 5 –экологическая катастрофа.)

2. Капитаны команд по очереди подходят к доске выбирают  любую иллюстрацию  и мы начинаем  по ней работать.

3.За каждый правильный ответ команда получает по фишке, если команда не знает правильный ответ на вопрос, то отвечают дети другой команды .После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя .

Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами.

Любая игра начинается с разминки .

У меня для вас игра : может НЕТ ,а может ДА. Дайте правильный ответ  может ДА ,а может НЕТ

1.Рыбки спят на дне пруда, Это правда,  дети?   (да)

2.Быстро дайте мне ответ , снег зимой бывает? (да)

3.Крокодил живет 100 лет ,это правда дети ?  (нет)

4.А полынь и лебеда  - это овощи ведь? (нет)

5.Подскажите мне ответ -  спят зимой лягушки ? (да)

6.Дать мне можете ответ -  Волк меняет шубу? (нет)

Воспитатель:  Молодцы разминка прошла на отлично.

 Взяв корзинку, туесок,  отправляемся в лесок.

 Жеребьевка:

 Я попрошу вас встать в круг , плечом к плечу ,а руки убрать за спину.

Воспитатель  идет по кругу  и кладет в руку ребенка  картинки с изображением животных и птиц .

Раз ,два ,три  команда вместе соберись.

(под муз. дети рассаживаются за столы.)

                                               1. 

 Попрошу капитана команды № I  подойти к сектору и выбрать задание для первого раунда.   Ребята, сейчас  я буду задавать вопросы, на которые нужно быстро отвечать.

(Восп. чередует вопросы командам.)

Вопросы  для команды №1

  1. Какого зверя можно назвать длинноухим?    (заяц)
  2. Собака дикое или домашнее животное?        (домашнее)
  3. У какого зверя есть иголки?                            (еж)
  4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата?   (зрячими)
  5. Кровожадный хищник наших лесов ?        (волк)
  6. Кто носит свой запас за щекой  ?          (хомяк)
  7. Самое крупное животное на суше?  (слон)

Вопрос для команды №2

    1. Лев дикое или домашнее животное?      (дикое)

    2. Где живет медведь зимой ?            (в берлоге)

    3.Кто грызет орешки и сушит сыроежки?    (белка0

    4.У какого животного нос пяточком?       (кабан, свинья)

    5.Кто такой гиппопотам?                 (бегемот)

    6.Умеют ли слоны плавать?      (да)

    7.Самое длинношеее животное?   (жираф)

                                               2.  

Попрошу капитана команды № II  подойти к сектору и выбрать задание для второго раунда.  

 Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах.

—  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

1 команда :  Назовите перелетных птиц .

                     Какая птица считается символом мудрости?

                     Какую птицу называют лесным доктором?

                     Какая птица умеет считать года?

                     Как называется птичий домик?

2 команда : Назовите зимующих птиц.

                     Какая птица первая прилетает весной?

                     Какие птицы не  умеют летать?

                     Какую птицу за любовь к блестящим предметам называют

                     воровкой?

                     Самая маленькая птичка?

                                               3 . 

Попрошу капитана команды № I  подойти к сектору и выбрать задание для третьего  раунда.        

Сектор -живая и неживая природа.                              

  На столе разложены карточки «Живая и неживая природа» . Дети строятся в 2 команды- задача детей добежать до стола ,выбрать карточку с иллюстрацией живой и не живой природы  и вернуться к команде.

    Ребята, давайте  вспомним, что относится к живой природе?

    А  какую природу называют неживой?

Правильно, ребята,  мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы.    Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается

Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.

                                         4 .

Попрошу капитана команды № II  подойти к сектору и выбрать задание для четвертого  раунда.  

Вопросы 1 команде.

1.Самое главное новогоднее дерево?

2.С какого дерева летом летит пух похожий на снег?

3.На каком дереве растут гроздья ярких красных ягод?

Вопросы 2 команде.

1.На каких деревьях растут желуди?

2.Как называется дерево,  на котором растут яблоки?

3.Дерево,  которое является символом нашей Родины?

Игра с капитанами  «С какого дерева лист?»

                                          5.

Попрошу капитана команды № I  подойти к сектору и выбрать задание для пятого  раунда.        

 Давайте , дошколята,  природу охранять,  о ней ни на минуту не надо забывать .Ведь цветы, леса, поля и речки  - это все для нас навечно . Люди часто засоряют природу, оставляют мусор в лесу, на речке, ломают ветки деревьев, срывают и топчут цветы.

Восп.- Я и туча, и туман, и ручей ,и океан, и летаю и бегу, и стеклянной быть могу? (вода)

Скажите,  для чего нужна вода?

Какая бывает вода ?

Где живет вода?

Кому нужна вода?

А что может случиться, если на земле не станет воды?

Вода–  бесценное богатство источник жизни, полезная для здоровья, без неё невозможна жизнь на земле. Запасы пресной воды уменьшаются.  Надо беречь воду, каждую её капельку. Воду попусту не лей - дорожить водой сумей.

(Иллюстрация грязного водоема)

Вос. Что случилось с рекой?

 Можно ли пить такую воду?

Как помочь реке? ( убрать мусор)

  Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки чистой водой, люди строят большие очистные сооружения, на которых стоят фильтры. Они не позволяют различному мусору из рек попадать в водопроводные трубы. Нам нужно беречь воду - не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

А теперь проведем эксперимент. Я попрошу капитанов мне помочь ,  перед вами две ёмкости с водой. Какая вода в емкостях? 

 Давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмите   воронку, вложите  в нее листок специальной фильтровальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

А что стало с нашей бумагой? 

 Ребята, как вы думаете, в какой воде хочется жить всем водным обитателям? 

 А что может сделать каждый из нас, чтобы в водоёме вода всегда была чистой? (Варианты ответов детей, например: не бросать мусор, не мыть машины около рек, не выливать в речки воду после стирки белья.)

Да ребята обижаем мы нашу природу- матушку , а ведь она не прощает ошибок . И может так случится  что ни будет в наших лесах петь птицы, не зацветут цветы, да и просто не будет лесов..Останутся просто стволы деревьев как вот этот……..

Рефлексия  :       Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету.

                            У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!» Природа это наша жизнь, наш  учитель.

(на мольберте лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев)

Давайте попробуем  оживить дерево, если правильно решим экологические задачки:

1.Вы шли по лесу и увидели тлеющие угольки костра. Ваши действия?

2.Вы собрались в лес по грибы.  Как вы их будете собирать?

1. На улице вы увидели дерево с надломленными веточками. Как вы поступите?

2.В сосновом бору цветут нежные ландыши. Ваши действия?

 1.Вы увидели на полянке маленького ежика, можно взять его домой?

2. Вы хорошо отдохнули на лесной полянке ,а уезжая домой мусор оставили под деревом .Правильно вы поступили?

-Посмотрите, какое зеленое дерево, мы его спасли!

 Ребята пора подвести  счет . Наша игра завершилась со счетом….Мы вас поздравляем, и назначаем вас главными экологами на планете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий викторины по экологическому воспитанию в старшей группе

Обобщение пройденного материала, вопросы по выделению главных признаков некоторых животных, использование ИКТ, вопросы на развитие логического мышления, правила поведения в природе....

Конспект экологической викторины в старшей группе "О птицах"

Снится ночью паукуЧудо—юдо на суку:Длинный клювИ два крыла...Прилетит — плохи дела!А кого паук боится?Угадали? Это... Да, о птицах эта викторина!...

Экологическая викторина в старшей группе

Целью педагогической работы стала необходимость помочь детям понять, что они являются частью природного сообщества, что их бережное отношение к природе является залогом выживания человечества на Земле...

Экологическая викторина для старшей группы. Тема: « Знатоки природы».

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода ...

Экологическая викторина в старшей группе "В мире природы с Шалуном"

Экологическая викторина в старшей группе "В мире природы с Шалуном"...