Экологическая викторина в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа)

Целью педагогической работы стала необходимость помочь детям понять, что они являются частью природного сообщества, что их бережное отношение к природе является залогом выживания человечества на Земле. Возникла необходимость дать детям представления о том, что мусор, попадающий в мусорное ведро, это не окончательная остановка для мусора. Куда попадает мусор из ведра?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_2019.docx-_zaklyuchitelnoe.docx33.1 КБ
Файл 7.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:   Игра – викторина по экологии: «Берегите наш город от мусора»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».

Цель : воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.

2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

3. Развивать речь детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями.

4. Учить детей выполнять задание в команде. Развивать дружеские взаимоотношения.

5. Воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Методы исследования:

  • Изучение литературных источников
  • Размышление на тему : «Что такое мусор?», «Всегда ли свалка- единственный выход?», «Экологические проблемы», «Как быть?».
  • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта
  • Просмотр видеоматериалов: «Переработка пластиковых бутылок на производстве», ознакомительных роликов «Человек и мусор», обучающих мультфильмов «Сортировка мусора»
  • Беседы на тему: «История мусора», «Чем опасны выброшенные батарейки», «Что делают из металлических отходов», «Загрязнение океана».

Предполагаемый результат:

  • Понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
  • Умение сортировать мусор из разного материала;
  • Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни

Предварительная работа:

- Беседа « Что такое мусор»

- Беседа «Какой вред может нанести природе мусор»

- Помощь дворнику в уборке территории

- Наблюдение на улице

- Просмотр презентаций

- Рисование на тему: « Защитим природу»

- Рисование на тему «Не засоряй планету»

Работа с родителями:

- Поделки из бросового материала

- Выставка рисунков : Вместе с мамой , вместе с папой «Берегите наш город от мусора»

Демонстрационный материал:

- Презентация «Москва»

- Картинки с изображением свалок

- Картинки с изображением уборки мусора

- Шесть конвертов с вопросами

Раздаточный материал:

- Листы бумаги на каждого ребёнка

- Цветные карандаши

- Фломастеры

-  Д/и «что сначала, что потом»

- Д/и « Каким бывает мусор»

Ход:

Здравствуйте, ребята и гости, давайте встанем  в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, доброту и улыбнемся друг другу.

Я передаю свою доброту и хорошее настроение Саше, Саша Ане и т.д.

- Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе. Как называется наш город? Посмотрите на экран какой он красивый . И это тоже наш город Москва.  Как вы думаете что это?

А мусорить на улицах города- это хорошо?

 Наша с вами игра называется «Берегите наш город от мусора». В игре участвуют две команды : команда «Котята» - капитан **** и команда «Динозаврики» - капитан ****.

Приветствие команд:

Команды здороваются и желают друг другу удачи.

Дорогие участники! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные вопросы. Но вы у нас молодцы и мы верим, что у вас всё получится. За каждый правильный ответ каждая команда получает по звёздочке

 Итак, участники команд вам первое задание «ЗАГАДКИ»

1. Когда наводят дружно

Порядок и уют,

Всё, что совсем не нужно

Мне люди отдают

2. Железной лопатой

Железный паук

Железные баки хватает

И в каждом районе

И в каждом дворе

Он брюхо себе набивает

3. Зверь живет у нас в квартире, с ревом по полу ползет

   Все, что на пол уронили, обязательно слизнет (пылесос)

4. Хохотун Егорка взялся за уборку, в пляс по комнате пошел, оглянулся- чистый пол (веник)

Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь участники команд займите свои места за столами.

Как вы думаете что такое мусор? ( ответы детей) Какой бывает мусор ? (Пищевой, бытовой, строительный)

А теперь второе задание: я предлагаю вам нарисовать мусор (самостоятельная детей)

Молодцы, хорошо справились с заданием!

А теперь третье задание: Игра «что сначала, что потом» вам надо выложить картинки по порядку какой путь проходит мусор (самостоятельная деятельность детей)

Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданием!

А теперь следующий конкурс. Игра « Хорошо - плохо» Каждой команде надо отвечать на вопросы быстро, громко, внятно

  • Что будет, если не вывозить мусор из контейнера?
  • . Нужна ли свалка и зачем?
  • . Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне?
  • .      Как уничтожают мусор на свалке?
  • Где перерабатывается бытовой мусор?.
  • Какие природные богатства нам нужно сберечь?
  • Куда лучше вывозить мусор
  • Почему нельзя сжигать пластик
  • Почему нельзя выбрасывать батарейки
  • Какой мусор можно закапывать в землю
  • Что делают из железных банок
  • Что делают из старой бумаги
  • Почему нельзя загрязнять моря и океаны

Молодцы, ребята! Правильно и быстро отвечаете на вопросы!

Как вы думаете как можно помочь природе? 

Тогда вставайте, будем мусор собирать!

В четвертом задании участвуют капитаны, необходимо быстро и чисто убраться в комнате, после занятий остается много мусора, но мы работы не боимся!!!

Дети убирают обрывки цветной бумаги, с помощью щетки и совка

Следующее задание для команд «Каким бывает мусор»- надо разложить мусор по бакам.

(самостоятельная деятельность детей)

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.

И заключительный конкурс. Я прошу вас нарисовать знаки для охраны природы .

Дети сами придумывают и рисуют на листе свой знак

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы с вами можем бороться с образованием большого количества мусора?
Не брать лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.
Писать на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.
Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.
Избегать покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.
Не покупать больше, чем может понадобиться.
Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.
Не бросать мусор где попало.
Правильно рассортировывать отходы, так как они могут являться источников сырья.

Молодцы, ребята! Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные, сильные. Сейчас я хочу вам прочитать стихотворение  «Мусорная фантазия» Усачёва.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Заключительный этап

Ребята, наша викторина подошла к завершению. Давайте подведем итоги. Посчитаем звездочки. Молодцы ребята, обе команды отлично справились с заданиями и поэтому обе команды получают  медали.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Участники проекта: Дети – педагоги- родители.

Возраст: дети 6-7 лет

По продолжительности проект: долгосрочный

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Цель проекта: воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей о природе, развитие интереса к познанию природы.

2. Обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей среде, сохранить его чистым и красивым.

3.Расширять представления о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Методы исследования:

·Изучение литературных источников

·Размышление. «Что такое мусор?», «Всегда ли свалка – единственный выход?», «Экологические проблемы», «Как быть?»

·Наблюдение, опрос, ситуации, практическая часть.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» ( развитие речи), «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», « Физическая культура».

Виды детской деятельности: Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Задачи:
расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
умение сортировать мусор из разного материала;
применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Оборудование:
различные материалы: ткань, металл, пластмасса, яблоко, бумага, стекло;
фотографии свалок;

Рассказ преподавателя:
Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли. А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты. В16 веке - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги. Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусори пищевые отходы. 18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, эти отходы в дальнейшем шли на переплавку. В 1895 году, в Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники. 

каждого этого мусора свое время разложения:
Стеклянные бутылки – 1000 лет;
Изделия из пластмассы – 100 лет;
Консервные банки - 50-80 лет;
Батарейки - 10 лет;
Окурки - 1-5 лет;
Шерстяной носок – 1-5 лет;
Бумага - 2 года. Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.
Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается. Самыми ядовитыми отходами являются батарейки.Многие современные бытовые приборы (плееры, игрушки, телефоны, часы) работают от небольших батареек и аккумуляторов. Любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать. В большинстве случаев они попадают сначала в мусорное ведро, а затем на свалку – тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20квадратных метров земли или 400 литров воды. Это происходит потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. Металлическое покрытие батарейки после попадания в грунт, со временем начинает разрушается, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах. Поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью. Наиболее уязвимыми являются дети. Тяжелые металлы и химикаты могут повредить центральную нервную систему, вызвать тяжелые заболевания.
Кроме всего этого в ТБО входит довольно крупногабаритный мусор. Переработка ТБО полезное дело. Так из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытия для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы с вами можем бороться с образованием большого количества мусора?
Не брать лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.
Писать на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.
Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.
Избегать покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.
Не покупать больше, чем может понадобиться.
Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.
Не бросать мусор где попало.
Правильно рассортировывать отходы, так как они могут являться источников сырья.

- Ребята, вы все сказали правильно, но сегодня, я хочу предложить вам еще один вариант, как дать мусору «вторую жизнь»:

Взаимодействие с детьми

Познавательное развитие

Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».

Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Мусор вокруг нас»

Теперь конкурс капитанов. Я прошу выйти ко мне Андрея и Кирилла. Задание: вам нужно нарисовать знаки для охраны природы .

Пока капитаны готовят своё задание – задание для команд «Каким бывает мусор»- надо разложить мусор по бакам.

(самостоятельная деятельность детей)

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием и команды и капитаны.

И последнее задание: собрать разрезные картинки.

(самостоятельная деятельность детей)

Молодцы, ребята! Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные, сильные. Сейчас я хочу вам прочитать стих. «Мусорная фантазия» Усачёва.

А сейчас я хочу вас наградить медалями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра – викторина «Берегите наш город от мусора» Старшая группа

Слайд 2

Команда «Котята» и команда «Динозаврики»

Слайд 3

Наш город - Москва

Слайд 6

Рисуем мусор

Слайд 7

Игра «Что сначала, что потом»

Слайд 9

Конкурс капитанов

Слайд 10

Учимся разделять мусор

Слайд 11

Классификация мусора

Слайд 12

Рисуем запрещающие знаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

Конспект экологического развлечения старшая группа

Формировать навыки бережного отношения к природе, правильного поведения на природе....

Коммуникация, Познание : Развитие речи. "Мороз, солнце и ветер"- экологическая сказка. Старшая группа.

Вид НОД (непосредственно образовательная деятельность) - Коммуникация, Познание : Развитие речи. "Мороз, солнце и ветер"- экологическая сказка. Старшая группа. Задачи:Воспитывать нравственно-этические...

Конспект игры-викторины. (старшая группа)

Конспект игры-викторины. (старшая группа)Тема: «Любимый сказочный герой»Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».Виды детской деятельност...

Конспект игры-викторины. (старшая группа)

Конспект игры-викторины. (старшая группа)Тема: «Любимый сказочный герой»Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».Виды детской деятельност...

Викторина (старшая группа) для всей семьи "Мама, папа, я - здоровая семья"

Материал будет полезен родителям для формирования положительного отношения к соблюдению здорового образа жизни...

Чтение художественной литературы. Викторина. Старшая группа. «Путешествие в волшебный мир сказок».

Разговор о сказках в форме викторины для старшего дошкольного возраста....