Краткосрочный проект в старшей группе «Как зернышко на стол хлебом пришло»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ Как зернышко на стол хлебом пришло | 26.88 КБ |
Беседа «Как выращивают хлеб» | 147.9 КБ |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Как зернышко на стол хлебом пришло | 12.59 КБ |
Е. ПРОШКИНА Дидактическая игра ПЕЧЁМ ХЛЕБ | 560.99 КБ |
И. Сенченко «Хлеб святой». | 375.81 КБ |
Пальчиковая гимнастика «Тесто» | 257.25 КБ |
Психогимнастика «Я – зернышко». | 185.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №484 комбинированного вида” г. Новосибирска
Краткосрочный проект
в старшей группе
«Как зернышко на стол хлебом пришло»
Воспитатель: Прошкина Елена Дмитриевна
г. Новосибирск 2016
Краткосрочный проект «Как зернышко на стол хлебом пришло»
Вид проекта: информационно - исследовательский, кратковременный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы (5 - 6 лет), воспитатели, родители.
Время реализации проекта: с 10 марта – 20 марта 2016 года.
Актуальность проблемы. Мы заметили, как во время еды дети небрежно относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол. Конечно, наши дети городские и не видели, откуда берется хлеб, не ценят труда людей, что вложили в кусок хлеба, который потом приходится выбрасывать в отходы. Частенько в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что недорого и доступно. Дети имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. А также дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинкой.
И мы решили совместно с детьми организовать проект под названием «От зернышка до каравая», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно - исследовательской деятельности, стремление узнать больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о том, как выращивается хлеб;
- формировать и расширять представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб;
- развивать умение обследовать, сравнивать, различать и называть колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс);
- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
- знакомить детей с произведениями известных художников, поэтов и писателей, посвященных хлебу;
- расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании;
- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Гипотеза. Если дети узнают, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, то будут с уважением и любовью относиться к хлебу и профессии хлебороба.
Формы работы. Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, физкультминутки.
Методическое сопровождение проекта.
Консультативный материал для родителей, подборка детской
художественной и научно-познавательной литературы, конспект НОД, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия.
ИКТ.
Планшет, ноутбук, принтер, фотоаппарат.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов, работа с родителями;
2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится интерес к хлебобулочным изделиям.
2. Дети будут бережно относиться к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.
3. У детей сформируется представление о процессе выращивания и производстве хлеба, о людях, участвующих в этих процессах.
4. К проекту будут привлечены родители, чье просвещение даст большой плюс в воспитании детей.
Этапы реализации проекта
Этапы работы | Содержание работы | Формы и методы работы | Задачи |
1 этап - подготовительный (сбор информации) 2 этап - основной (практический) | 1.Беседа с родителями о проекте «Как зернышко на стол хлебом пришло» 2.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературе 1.Беседа с детьми: «Как выращивают хлеб» 2. Дидактические игры: «Расскажи по порядку», «Чего не стало», «Четвертый лишний»; речевые игры «Кто что делает» 3.Чтение худож. литературы: М.Пришвин «Лисичкин хлеб», М.Глинская «Каравай», сказки «Колосок», «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый», И.Сенченко «Хлеб святой», притча о хлебе «Бесконечный хлеб». Разгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе, проговаривание скороговорок. 4. Художественное творчество: рисование цветными карандашами «Хлебный колосок»; аппликация «Трактор». Рассматривание картин и иллюстраций известных художников о хлебе. 5. НОД «Как хлеб на стол пришел»
6. Опытно – экспериментальная деятельность: Экскурсия на мини - пекарню 7.Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекари» 8. Хороводные игры «Ваня», «Каравай» 9.Пальчиковая гимнастика «Тесто» 10. Психогимнастика «Я – зернышко» 11.Физкультминутки «Колоски», «Зернышко» 12. Консультации для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба» | Беседа. Составление плана реализации проекта. Сбор материала Беседа Игры Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность Непосредственно образовательная деятельность Экспериментирование Игры Консультации | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Создать условия для реализации проекта. Воспитывать уважение к труду взрослых Закрепить знания о хлебе Знакомить детей с новыми произведениями. Воспитывать интерес к художественной литературе. Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке и в лепке разнообразие хлеба, используя различные средства. Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
3 этап – заключительный (результативность) |
| Презентация Фотоклип | Закрепление знаний, полученных в результате проектной деятельности |
Анализ деятельности.
Вместе с детьми мы проследили весь долгий путь хлеба – от зернышка до каравая, узнали, сколько труда приложено людьми разных специальностей, чтобы хлеб попал к нам на стол. Дети приобретали и углубляли различные представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Предварительный просмотр:
Беседа
«Как выращивают хлеб»
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.
Задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.
• Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).
• Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый
А бывает и румяный.
Вкусней его на свете нет.
Дети: Это хлеб
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.
Игра:«Какой бывает хлеб? »
Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?
Дети: Из зерен пшеницы и ржи.
Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.
Фикультминутка «Зернышко».
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.
Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила ( на столе – разные виды хлебобулочных изделий).
Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)
Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).
Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры.
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о последовательном
процессе превращения зерна в хлеб (картинки: зерно - черное поле –
зеленое поле – желтое поле – зерно – мука – тесто – хлеб).
1. «Расскажи по порядку»
Цель: формировать представления о том, как земледельцы выращивают хлеб; воспитывать уважение к хлеборобам (картинки: трактор пашет землю плугом, трактор с сеялкой, зеленое поле, желтое поле, комбайн убирает зерно, грузовики везут зерно на элеватор, зерно на мельнице – мука, выпечка хлеба на пекарне, хлеб на полке в магазине).
2. Речевая игра «Кто что делает?»
Цель: расширять представления о профессиях людей, занятых в
сельскохозяйственном производстве, подчеркивать важность и
необходимость их труда.
Профессии: тракторист, комбайнер, шофер, механик, пекарь, продавец.
3. «С какой начинкой пироги?»
Цель: учить образовывать однокоренные слова, активизировать в речи
детей прилагательные.
Если мы положим в пироги:
рис, то какая начинка в них будет? – Рисовая.
яблоки –
картофель –
мясо –
рыба –
творог –
грибы –
вишня –
капуста –
5. «Вкусная игра».
Цель: познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с
выпечкой бубликов.
6. «Сосчитай то, что лежит в моей корзине».
Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные
с существительными.
Один бублик, два бублика и т.д.
Одна булка, две булки
Одно печенье, …
Один батон (торт, блинчик и т.д.)
8. «Чего не стало?»
Цель: развивать внимание, память; закреплять представление о
разнообразии хлебобулочных изделий; упражнять в умении
образования родительного падежа единственного и
множественного числа существительных.
(Картинки: хлеб, бублики, пряники, печенье, пирожки и т.д.)
9. «Четвертый лишний»
Батон – буханка – масло – булка
Кекс – кефир – пирожное – торт
Сушка – сухарик – компот – печенье.
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра
« Печём хлеб»
автор Прошкина Елена Дмитриевна
Представьте, что мы с вами будем хлебом.
Все вы будете хлебом. Но для этого нам надо замесить тесто.
Я буду пекарем
Мальчики будут водой (выходят в центр)
Наливаем воду. Вода журчит – «с-с-с» (бегают в рассыпную в кругу, на «раз-два-три»)
Три девочки будут солью, сахаром и дрожжами (выходят в центр)
Добавляем соль, сахар и дрожжи. Перемешиваем в воде (девочки бегают в рассыпную между мальчиками, на «раз-два-три»)
Остальные девочки будут мукой (выходят в центр)
Добавляем муку в воду(девочки бегают в рассыпную между мальчиками,
на «раз-два-три» и приседают)
Завели тесто. Дрожжи помогают подниматься тесту. Тесто пышет и медленно поднимается ( дети сидя, говорят «Пых-пых» и медленно поднимаются)
Поднялось тесто (дети поднимаются, руки вверх поднимают)
Пекарь от общего теста берёт кусочек, разминает его и кладёт форму и печь. Затем ещё один кусочек, затем ещё один кусочек. (воспитатель берёт за руки по 3-4 ребёнка и присаживает их на корточки на ковре, затем следующую партию и т.д.)
В печи хлеб поднимается, улыбается, румянится (дети постепенно поднимаются, улыбаются, глядят щёчки)
Хлеб готов, осталось только на стол поставить (дети рассаживаются на стульчики)
Осталось только поделиться впечатлениями о том, как вы были хлебом.
Предварительный просмотр:
И. Сенченко «Хлеб святой».
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: «Фу, какой хлеб плохой!»
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо, если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.- Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.
Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто замесили мы,
(дети сжимают, разжимают кулачки)
Сахар не забыли мы.
(имитируют посыпание)
Пироги пшеничные
(соединяют ладони вместе)
В печку посадили мы.
(вытягивают руки вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные
(имитирую лепку пирожков)
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
(поднимают и опускают плечи)
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора…
И другие, все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся.
Предварительный просмотр:
Психогимнастика «Я – зернышко».
Если бы я был зернышком, я был бы маленьким и твердым. Однажды я попал бы в плодородную, мягкую землю.
Мне было б там тепло и уютно.
Чтобы не унес ветер, у меня бы появился маленький корешок, которым я крепко стал бы держаться за землю. Зернышку скучно было лежать в земле, и я попытался выглянуть, и тут из-под земли я потянулся тонким зеленым росточком вверх.
Вокруг столько интересного: дождик идет, ветер дует, солнышко светит.
Я стал тянуться все выше и выше и сам стал желтым, как солнышко.
Я стал желтым и тяжелым колоском, полным маленьких зернышек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Как зернышко на стол хлебом пришло"
Цель проекта: формирование у детей элементов познавательно - исследовательской деятельности....
Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...
«Как зернышко на стол хлебом пришло»
Краткосрочный проект в старшей группепроект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Сариева Марина Николаевна...
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова».
Краткосрочный проект в старшей группе...
Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"
Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"...
Рецензия на краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова». воспитателя МБДОУ .
Рецензия на краткосрочный проект в старшей группе ....
Краткосрочный проект в старшей группе «Все о хлебе»
Проблема:В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о хлебе и его происхождении носят отрывочный характер. Перед детьми была поставлена проблема «Как ...