Краткосрочный проект в старшей группе «Как зернышко на стол хлебом пришло»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прошкина Елена Дмитриевна
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно - исследовательской деятельности, стремление узнать больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей. Задачи проекта: - формировать представления детей о том, как выращивается хлеб; - формировать и расширять представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб; - развивать умение обследовать, сравнивать, различать и называть колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс); - формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий; - знакомить детей с произведениями известных художников, поэтов и писателей, посвященных хлебу; - расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании; - воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №484 комбинированного вида” г. Новосибирска

Краткосрочный проект

в старшей группе

«Как зернышко на стол хлебом пришло»

                                                                                                           

                                                                                                                                                             Воспитатель: Прошкина Елена Дмитриевна

г. Новосибирск 2016

Краткосрочный проект  «Как зернышко на стол хлебом пришло»

           Вид проекта: информационно  - исследовательский, кратковременный, групповой.

           Участники проекта: дети старшей группы (5 - 6 лет), воспитатели, родители.

          Время реализации проекта:  с 10 марта – 20 марта 2016 года.

          Актуальность проблемы. Мы заметили, как во время еды дети небрежно  относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол.  Конечно,  наши дети городские и не видели, откуда берется хлеб, не ценят  труда людей, что вложили  в кусок хлеба, который потом приходится  выбрасывать в отходы. Частенько в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что недорого и доступно. Дети  имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. А также дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинкой.

        И мы  решили совместно с детьми организовать проект  под названием «От зернышка до каравая», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб.

       Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно  - исследовательской деятельности, стремление узнать   больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.

       Задачи проекта:

- формировать представления детей о том, как выращивается  хлеб;

- формировать и расширять представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб;

- развивать умение обследовать, сравнивать, различать и называть колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс);

- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

- знакомить детей с произведениями известных художников, поэтов и писателей, посвященных хлебу;

- расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании;

 - воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

        Гипотеза. Если дети узнают, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, то будут с уважением и любовью относиться к хлебу и профессии хлебороба.

       Формы работы. Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, физкультминутки.
     

  Методическое сопровождение проекта.
Консультативный материал для родителей, подборка детской
художественной и научно-познавательной литературы, конспект НОД, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия.
          ИКТ.
Планшет, ноутбук, принтер, фотоаппарат.

                              Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов,  работа с родителями;

 2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

                           Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится  интерес к хлебобулочным изделиям.

  2. Дети будут бережно относиться  к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.

  3. У детей сформируется представление о процессе выращивания и производстве хлеба, о людях, участвующих  в этих процессах.

  4. К  проекту будут привлечены родители, чье просвещение  даст большой плюс в воспитании детей.

                          Этапы реализации проекта

Этапы работы

           Содержание работы

Формы и методы работы

 Задачи

1 этап -

подготовительный

(сбор информации)

2 этап -

основной

(практический)

1.Беседа с родителями о проекте «Как зернышко на стол хлебом пришло»

2.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературе

1.Беседа  с детьми: «Как выращивают хлеб»

2. Дидактические игры: «Расскажи по порядку», «Чего не стало», «Четвертый лишний»;  речевые игры «Кто что делает»

3.Чтение худож. литературы: М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,  М.Глинская «Каравай», сказки «Колосок», «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый», И.Сенченко «Хлеб святой», притча о хлебе «Бесконечный хлеб».

Разгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе, проговаривание скороговорок.

4. Художественное творчество: рисование цветными карандашами «Хлебный колосок»; аппликация «Трактор». Рассматривание картин и иллюстраций известных художников о хлебе.

5. НОД «Как хлеб на стол пришел»

 

6. Опытно – экспериментальная деятельность: Экскурсия на мини - пекарню

7.Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекари»

8. Хороводные игры «Ваня», «Каравай»

9.Пальчиковая гимнастика «Тесто»

10. Психогимнастика «Я – зернышко»

11.Физкультминутки «Колоски»,  «Зернышко»

12. Консультации для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»

Беседа.

Составление плана реализации проекта.

Сбор материала

Беседа

Игры

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Экспериментирование

Игры

Консультации

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Создать условия для реализации проекта. Воспитывать уважение к труду взрослых

Закрепить знания о хлебе

Знакомить детей с новыми произведениями. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке и в лепке разнообразие хлеба, используя различные средства.

Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Формирование представлений о труде хлеборобов, о

важности их труда.

Развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам.

3 этап – заключительный

(результативность)

  1. Презентация «Как зернышко на стол хлебом пришло»
  2. Фильм – слайд «Поход в пекарню»

Презентация

Фотоклип

Закрепление знаний, полученных в результате проектной деятельности

               Анализ деятельности.

Вместе с детьми мы  проследили весь долгий  путь хлеба – от зернышка до каравая, узнали, сколько труда приложено людьми разных специальностей, чтобы хлеб попал к нам на стол. Дети приобретали и углубляли различные представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия,  совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

                 



Предварительный просмотр:

                       Беседа

 «Как  выращивают хлеб»

Цель: развивать  способности детей к речевой деятельности.

Задачи:

• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.

• Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).

• Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:

Отгадать легко и просто

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный он и белый

А бывает и румяный.

Вкусней его на свете нет.

Дети: Это хлеб

Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт  на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.

Игра:«Какой бывает хлеб? »

Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?

Дети: Хлеб пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?

Дети: Из зерен пшеницы и ржи.

Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает  и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий  зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.

Фикультминутка  «Зернышко».

В землю зернышко попало                       (приседают)

Прорастать на солнце стало                    (руки над головой)

Дождик землю поливал

и росточек подрастал                                (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.

Дети составляют рассказы.

Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).

Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.

Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила ( на столе – разные виды хлебобулочных изделий).

Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)

Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).

Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.

   

                               



Предварительный просмотр:

Дидактические игры.

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о последовательном

  процессе превращения зерна в хлеб (картинки: зерно - черное поле –

  зеленое поле – желтое поле – зерно – мука – тесто – хлеб).

1. «Расскажи по порядку»

Цель: формировать представления о том, как земледельцы выращивают хлеб; воспитывать уважение к хлеборобам (картинки: трактор пашет землю плугом, трактор с сеялкой, зеленое поле, желтое поле, комбайн убирает зерно, грузовики везут зерно на элеватор, зерно на мельнице – мука, выпечка хлеба на пекарне, хлеб на полке в магазине).

2. Речевая игра «Кто что делает?»

Цель: расширять представления о профессиях людей, занятых в

  сельскохозяйственном производстве, подчеркивать важность и

  необходимость их труда.

  Профессии: тракторист,  комбайнер, шофер, механик, пекарь, продавец.

3. «С какой начинкой пироги?»

Цель: учить образовывать однокоренные слова, активизировать в речи

  детей прилагательные.

Если мы положим в пироги:

 рис, то какая начинка в них будет? – Рисовая.

яблоки –

картофель –

мясо –

рыба –

творог –

грибы –

вишня –

капуста –

5. «Вкусная игра».

Цель: познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с

  выпечкой бубликов.

6. «Сосчитай то, что лежит в моей корзине».

Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные

  с существительными.

Один бублик, два бублика и т.д.

Одна булка, две булки

Одно печенье, …

Один батон (торт, блинчик и т.д.)

8. «Чего не стало?»

Цель: развивать внимание, память; закреплять представление о

  разнообразии хлебобулочных изделий; упражнять в умении

  образования родительного падежа единственного и

  множественного числа существительных.

(Картинки: хлеб, бублики, пряники, печенье, пирожки и т.д.)

9. «Четвертый лишний»

Батон – буханка – масло – булка

Кекс – кефир – пирожное – торт

Сушка – сухарик – компот – печенье. 



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

« Печём хлеб»

автор Прошкина Елена Дмитриевна

Представьте, что мы с вами будем хлебом.

 Все вы будете хлебом. Но для этого нам надо замесить тесто.

Я буду пекарем

Мальчики будут водой (выходят в центр) 

Наливаем воду. Вода журчит – «с-с-с» (бегают в рассыпную в кругу, на «раз-два-три»)

Три девочки будут солью, сахаром и дрожжами (выходят в центр)

 Добавляем соль, сахар и дрожжи. Перемешиваем в воде (девочки бегают в рассыпную между мальчиками, на «раз-два-три»)

Остальные девочки будут мукой (выходят в центр)

Добавляем муку в воду(девочки бегают в рассыпную между мальчиками,

на «раз-два-три» и приседают)

Завели тесто. Дрожжи помогают подниматься тесту. Тесто пышет и медленно поднимается ( дети сидя, говорят «Пых-пых» и медленно поднимаются)

Поднялось тесто (дети поднимаются, руки вверх поднимают)

Пекарь от общего теста берёт кусочек, разминает его и кладёт форму и печь. Затем ещё один кусочек, затем ещё один кусочек. (воспитатель берёт за руки по 3-4 ребёнка и присаживает их на корточки на ковре, затем следующую партию и т.д.)

В печи хлеб поднимается, улыбается, румянится (дети постепенно поднимаются, улыбаются, глядят щёчки)

Хлеб готов, осталось только на стол поставить (дети рассаживаются на стульчики)

Осталось только поделиться впечатлениями о том, как вы были хлебом.



Предварительный просмотр:

  И. Сенченко «Хлеб святой».

 

           Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: «Фу, какой хлеб плохой!»

           Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо, если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

- Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.- Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

           Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

           Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

               



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто замесили мы,                

(дети сжимают, разжимают кулачки)

Сахар не забыли мы.              

(имитируют посыпание)

Пироги пшеничные                

(соединяют ладони вместе)

В печку посадили мы.            

(вытягивают руки вперед, вверх ладонями)

Мы печем пшеничные          

 (имитирую лепку пирожков)

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать  

(поднимают и опускают плечи)

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора…

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся.



Предварительный просмотр:

Психогимнастика «Я – зернышко».

Если бы я был зернышком, я был бы маленьким и твердым. Однажды я попал бы в плодородную, мягкую землю.

Мне было б там тепло и уютно.

Чтобы не унес ветер, у меня бы появился маленький корешок, которым я крепко стал бы держаться за землю. Зернышку скучно было лежать в земле, и я попытался выглянуть, и тут из-под земли я потянулся тонким зеленым росточком вверх.

Вокруг столько интересного: дождик идет, ветер дует, солнышко светит.

Я стал тянуться все выше и выше и сам стал желтым, как солнышко.

Я стал желтым и тяжелым колоском, полным маленьких зернышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Цель проекта: формирование у детей элементов познавательно - исследовательской деятельности....

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

«Как зернышко на стол хлебом пришло»

Краткосрочный проект в старшей группепроект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Сариева Марина Николаевна...

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"...

Краткосрочный проект в старшей группе «Все о хлебе»

Проблема:В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о хлебе и его происхождении носят отрывочный  характер. Перед детьми была поставлена проблема «Как ...