«Как зернышко на стол хлебом пришло»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Краткосрочный проект в старшей группе

проект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Сариева Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_k_iechati_o_hlebe.docx829.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Солнышко» с. Ульяновка

Краткосрочный проект

в старшей группе

«Как зернышко на стол хлебом пришло»

                                                                                                                     

                                                                                     

                                                                    Составитель:

                                              Воспитатель первой квалификационной категории  

                                                Сариева Марина Николаевна            

Краткосрочный проект  «Как зернышко на стол хлебом пришло»

           Вид проекта: информационно  - исследовательский, кратковременный, групповой.

           Участники проекта: дети старшей группы (5 - 6 лет), воспитатели, родители.

          Время реализации проекта:  с 18марта – 29 марта 2019 года.

       Актуальность проблемы.                                                     Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

 Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия. Мы каждый день употребляем хлеб в пищу, без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

 Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Мы заметили, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. Конечно, дети не видели, откуда берется хлеб, не ценят  труда людей, что вложили  в кусок хлеба, который потом приходится  выбрасывать в отходы. Частенько в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что недорого и доступно. Дети  имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. В разговорах и беседах выяснили, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже, потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.

И мы  решили совместно с детьми организовать проект  под названием «Как зернышко на стол хлебом пришло», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель проекта:

- создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно  - исследовательской деятельности, стремление узнать   больше об основном продукте питания человека;

-расширение кругозора детей.

 Задачи проекта:

- формировать представления детей о том, как выращивается  хлеб;

- формировать и расширять представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб;

- развивать умение обследовать, сравнивать, различать и называть колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс);

- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

- знакомить детей с произведениями известных художников, поэтов и писателей, посвященных хлебу;

- расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании;

 - воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

  Гипотеза. Если дети узнают, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, то будут с уважением и любовью относиться к хлебу и профессии хлебороба.

 Формы работы. Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, физкультминутки.

  Методическое сопровождение проекта.
Консультативный материал для родителей, подборка детской
художественной и научно-познавательной литературы, конспект НОД, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия.
          ИКТ.
Планшет, ноутбук, принтер, фотоаппарат.

 Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов,  работа с родителями;

 2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

                           Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится  интерес к хлебобулочным изделиям.

  2. Дети будут бережно относиться  к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.

  3. У детей сформируется представление о процессе выращивания и производстве хлеба, о людях, участвующих  в этих процессах.

  4. К  проекту будут привлечены родители, чье просвещение  даст большой плюс в воспитании детей.

                          Этапы реализации проекта

Этапы работы

           Содержание работы

Формы и методы работы

 Задачи

1 этап -

подготовительный

(сбор информации)

2 этап -

основной

(практический)

1.Беседа с родителями о проекте «Как зернышко на стол хлебом пришло»

2.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературе

1.Беседа  с детьми: «Как выращивают хлеб»

2. Дидактические игры: «Расскажи по порядку», «Чего не стало», «Четвертый лишний»;  речевые игры «Кто что делает»

3.Чтение худож. литературы: М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,  М.Глинская «Каравай», сказки «Колосок», «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый», И.Сенченко «Хлеб святой», притча о хлебе «Бесконечный хлеб.

 Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Разгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе, проговаривание скороговорок.

4. Художественное творчество: рисование цветными карандашами «Хлебный колосок»; аппликация «Трактор». Рассматривание картин и иллюстраций известных художников о хлебе.

5. НОД «Как хлеб на стол пришел»

 

6. Опытно – экспериментальная деятельность: Экскурсия на мини - пекарню

7.Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекари»

8. Хороводные игры «Ваня», «Каравай»

9.Пальчиковая гимнастика «Тесто»

10. Психогимнастика «Я – зернышко»

11.Физкультминутки «Колоски»,  «Зернышко»

12. Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

13. Консультации для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»

Беседа.

Составление плана реализации проекта.

Сбор материала

Беседа

Игры

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Экспериментирование

Игры

Консультации

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Создать условия для реализации проекта. Воспитывать уважение к труду взрослых

Закрепить знания о хлебе

Знакомить детей с новыми произведениями. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке и в лепке разнообразие хлеба, используя различные средства.

Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Формирование представлений о труде хлеборобов, о

важности их труда.

Развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам.

3 этап – заключительный

(результативность)

  1. Презентация «Как зернышко на стол хлебом пришло»
  2. Фильм – слайд «Поход в пекарню»

Презентация

Фотоклип

Закрепление знаний, полученных в результате проектной деятельности

               Анализ деятельности.

Вместе с детьми мы  проследили весь долгий  путь хлеба – от зернышка до каравая, узнали, сколько труда приложено людьми разных специальностей, чтобы хлеб попал к нам на стол. Дети приобретали и углубляли различные представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия,  совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.                   Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому других детей. Ни один продукт не имеет такой длинной истории от колоска до хлеба на столе. Вспомним! … Поля надо вспахать, засеять, вырастить и собрать урожай; зерна помолоть и превратить в муку; из муки замесить тесто и тогда уже можно печь пышные булки. Берегите хлеб!

Список литературы:

  1. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
  2. , , Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  3. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.


Приложения:

1. Рассказ «Расскажите детям о хлебе».

Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него и дня. Недаром народ создал пословицы: «Хлеб – кормилец», «Хлеб – всему голова». Сегодня мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб. Растения, зерна которых годятся в пищу, называются ХЛЕБА. Это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - ЖИТО.  Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Хлебом  - солью встречали дорогих гостей. Это слово  мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья. Для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Есть такая легенда: «Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пекарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил, что солнце, а пекарь – огонь. «Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое». А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят тракторы. У пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины – сеялки, чтобы засеять. На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом на машинах везут зерно на элеватор.  Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, где уже из зерна получают муку. А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Затем готовят опару – жидкое тесто, и оставляют бродить на протяжении четырех часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Потом разделывают на отдельные кусочки, они должны «вырасти», а потом направляют в печь.

Тесту тесно – мало места.

 «Ох, пустите», - шепчет тесто

 Ладно, пустим, в печь давай!

 Народился каравай!

Пекарь следит за выдержкой теста, определяет его готовность к выпечке. Укладывает тесто на листы, лопаты или кассеты и отправляет к выпечке. Осуществляет контроль над процессом выпечки, следит за работой  пекарной камеры.  Умение печь хлеб - это большое искусство. Искусство пекаря заключается в том, что он знает, как должна выглядеть заготовка в каждый момент движения по пекарной камере. Внешний вид и окраска корки хлеба говорят наблюдательному пекарю о температуре пекарной камеры, о скорости прогрева хлеба, о влажности в камерах. Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины.

2. Стихотворение

Светлана Богдан  «Как колосок на стол хлебом пришел» (г. Бугульма)

1. Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно!
В каждом вызрело зерно.

А из зёрнышка в свой срок
Будет новый колосок!...
Всё сначала, по порядку -
Разгадаем мы загадку.

Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово!
И кипит работа снова…
В сеялки полным-полно
Насыпается зерно.
С ранней зорьки до темна
В землю сеется оно!

Солнце землю согревает,
Дождик щедро поливает. 
К концу лета вышел срок -
Вырос в поле колосок!

Поле солнцем залитое,
Говорят, что золотое…
Колоски росли, трудились,
Светом солнечным налились,
Силу взяли от Земли -
Золотыми стать смогли!

Дни промчались… Наступает
Время сбора урожая…

Вышел в поле агроном -
Близко он с землёй знаком.
Знает, что растить и как – 
В этом деле он - мастак!
Колосочки в руки взял…
«Урожай готов!» – сказал.

Дружно взялись все за дело
И работа закипела!
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель клокочет…

Он колосья жнёт умело,
Зерно ссыпает в грузовик!
Как благородно это дело!
И хлебороб к труду привык!

Машины едут на поля,
Чтоб урожай успеть убрать,
Пока тепла, суха земля,
Комбайн спешит колосья жать.
А небо уже в тучах серых…
Успеть бы до дождя… За дело!

Везут зерно на элеватор.
А там трудяга-экскаватор…
Перемешает он зерно,
Чтобы проветрилось оно,
Чтобы под солнцем просушилось,
И лучше в зиму сохранилось.

Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки – 
Хватит здесь для всех муки!

Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
… Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка – 
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?

Что ж, начнём… Муку просеем.
Горкой насыпаем.
В серединку воду льём, 
Маслом заправляем.
А теперь немного соли -
Лишь щепоточку, не боле…

 Яйцо добавим, сахар тоже,
Тесту это всё поможет
Пышным быть и очень вкусным.
Поработаем искусно!

А тем временем опару 
Мы для теста ставим:
Дрожжи с молоком, мукой 
Взобьём и оставим.
Постоит пускай в тепле,
Чтобы выросло вдвойне!

Вот опара и готова. 
Теперь можно всё смешать.
Тщательно и аккуратно,
Чтобы хлебу силу дать!

Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!

Тесту нужно дать подняться,
Чтобы сил могло набраться,
Чтоб воздушным было, пышным…
Вкусный хлеб не будет лишним!

В формы тесто помещаем,
Пусть немного постоит.
В печке жару прибавляем -
Веселей огонь горит!
Ещё нужно подождать – 
Подрастёт… и в печь сажать.

Время быстро пробежало –
Тесто в формах задышало:
Стало рыхлым, ноздреватым
И воздушным, словно вата.
Пора тесто ставить в печь,
Чтобы хлебушек испечь!

Вот запахло хлебом дома.
Это значит - всё готово!
Достаём мы из печи,
Ватрушки, плюшки, калачи,
Булки ароматные,

Караваи знатные!
Корочки хрустящие, 
Румяные, блестящие!

Каравай… Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!

Хлеб пшеничный и ржаной,
Заварной и отрубной…
Булки, плюшки и ватрушки,
Баранки, бублики и сушки,
Вафли, сухари, печенье,
И пирожное с вареньем,
Пирожки и пироги -
Всё из хлебной из муки!
Макароны все на свете:
Рожки, ракушки и спагетти,
Манты и знатные пельмени…
Муку ничем мы не заменим!

Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли, 
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный! 
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!

  1. Беседа «Как выращивают хлеб»

Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.

Задачи:

• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.

• Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).

• Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:

Отгадать легко и просто

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный он и белый

А бывает и румяный.

Вкусней его на свете нет.

Дети: Это хлеб

Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.

Игра:«Какой бывает хлеб? »

Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?

Дети: Хлеб пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?

Дети: Из зерен пшеницы и ржи.

Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.

Физкультминутка «Зернышко».

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

и росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.

Дети составляют рассказы.

Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).

Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.

Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила ( на столе – разные виды хлебобулочных изделий).

Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)

Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).

Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.

 МИХАИЛ ПРИШВИН

Сказка Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала, и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Колосок: Сказка

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.

А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Хлеб святой

                                                                                                И. Сенченко

Принесла бабушка хлеб из магазина.

А Катруся не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен….

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катруся. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Сергеем стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка. – Ты так никогда не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи,  после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катруся задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла ее.

Бесконечный хлеб

Христианская притча

Жила-была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка-злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка: как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идёт, будто хлеб печётся.

— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.

Заходит соседка к старушке, а та действительно каравай из печи вынимает. Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим её угощает.

Удивилась соседка:

— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеб печёшь?

И рассказала ей старушка, что устала она от попреканий в бедности. И чтобы стыдно не было, стала головню дымящуюся в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала: « А дай-ка я буду Бога о милости его просить каждый раз, как головню в печку кладу».

Так и стала поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот её съел и снова хлеба просит.

— Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — спросила старушка.

— А ты из печи достань, — отвечает старичок.

Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи, стала старичка кормить. Он съел весь каравай и ещё просит.

— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.

— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.

Смотрит старушка — там опять каравай лежит. Достаёт она каравай из печи, а сама вслух удивляется:

— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?

— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.

Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ

  1. "Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый".

(Хлеб)

  1. "Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом"

(Зерно)

  1. "Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет".

(Комбайн)

  1. "Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья".

(Зерно)

  1. "Ходит полем из края в край, режет черный каравай".

(Плуг)

  1. "Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места".

"Всем нужен, а не всякий сделает"

(Хлеб)

  1. "Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел".

(Серп)

  1. "Ясный месячек ночью в небушке висит,

Днем во полюшке блестит".

(Серп)

  1. "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит".

(Трактор)

  1.  "На соломинке - дом сто ребяток в нем.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья"

(Зерно)

  1.  Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

  1.  Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило.

(Хлеб)

  1.  Всем нужен, а не всякий сделает

(Хлеб)

  1.   Бьют меня палками, жмут меня камнями,

 Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

(Хлеб)

  1.  Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

(Хлеб)

  1.  Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом.

(Хлеб)

  1.  Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем–

Здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

(Хлеб)

  1.  Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик.)

  1.  Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины.)

  1.  В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог.)

  1.  Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья.

(Зерно)

  1.  Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(Зерно)

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ

 Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелёк. Хотя, совсем ещё недавно, крестьяне день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб богатством («хлеб — всему голова», «хлеб — на стол, и стол — престол, «без хлеба сыт не будешь»). Не побьёт ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.

Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом— отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб — кормилец», «Хлеб в человеке — воин»Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь», «Нет хлеба — клади зубы на полку».

Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: выкинул хлеб, значит — потерял семейное благополучие и силу.

О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нет хлеба, то любая пища будет не сытной: Горек обед без хлеба.

Веками люди слагали пословицы и поговорки про хлеб, тем самым восславляя и подчёркивая его символизм. «Голова», «батюшка», «дар божий» «кормилец» — такими эпитетами характеризовали в народном творчестве главный продукт на каждом столе.

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодожёнов встречали караваем и солью. Да и сейчас, в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

ПРО ХЛЕБ И СОЛЬ

Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.
Без хлеба — смерть, без соли — смех.
Добра соль, а переложишь — рот воротит.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
На соль пьется, на хлеб спится.
От хлеба-соли не отказываются.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб да соль — и обед пошел.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Без хлеба все приестся.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.
Будет день — будет и хлеб.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Был бы хлеб, а каша будет.
Был бы хлеб, а пирог даром.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Дешев хлеб, коли деньги есть.
Добра соль, а переложишь — рот воротит.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.
Как хлеб да квас, так и все у нас.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору.
На соль пьется, на хлеб спится.
Надо хлеба и на после обеда.
Не давай голодному хлеб резать.
Не от хлеба ходят, а ко хлебу.
Нет хлеба — клади зубы на полку.
Около хлеба и мыши водятся.
От хлеба-соли не отказываются.
От хлеба хлеба не ищут.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
У хлеба не без крох.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб да соль — и обед пошел.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Хотя палата бела, да без хлеба скучна.
Чья земля, того и хлеб.

Пословицы и поговорки о хлебе

  • Большому куску рот радуется.
  • Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
  • Калач приестся, а хлеб — никогда.
  • Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
  • Хлеб да вода — здоровая еда.
  • Помяни соль, чтобы дали хлеба.
  • Лиха беда — хлеба нажить, а с хлебом — кому хочешь можно жить.
  • Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
  • Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Из одной муки хлеба не испечешь.
  • Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
  • Хлеб да капуста лихости не напустят.
  • Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.
  • Хлебушко — калачу дедушка.
  • Ешь хлеб, коли пирога нет.
  • У хлеба не без крох.
  • Хлеб-соль — взаимное дело.
  • Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
  • Нам хлебушка подай, а разжуем мы сами.
  • Хлеб да живот, так и без денег живет.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Горек обед без хлеба.
  • Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
  • Без хлеба живот никогда не живет.
  • Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.
  • Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
  • Временами и ломоть за целый хлеб.
  • Не в пору и обед, коли хлеба нет.
  • Плох обед, коли хлеба нет.
  • Без хлеба и у воды худо жить.
  • У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.
  • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
  • Хлеб за брюхом не ходит.
  • Чужой хлеб в горле петухом поет.
  • Чужой хлеб приедчив.
  • Хлеб поспевает — колхозник не гуляет.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб — всему голова.
  • Хлеб да вода — крестьянская еда.
  • Хлеб да крупы на здоровье лупи.
  • Хлеб да пирог и во сне добро.
  • Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! -Да негде сесть.
  • Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.
  • Хлеб с солью не бранится.
  • Хлеб сердце человеку укрепит.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.
  • Хлеб-соль ешь, а правду говори.
  • Хлеб-соль — заемное дело.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб-соль — конец обеду.
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
  • Хлеб-соль не бранит.
  • Хлеб-соль — оплатное дело.
  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлеба к завтрему оставливай, а не дела.
  • Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.
  • Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
  • Хлеба нет — и друзей не бывало.
  • Хлеба нет — и корочки в честь.
  • Хлеба ни куска — и в горнице тоска.
  • Хлеба с душу, денег с нужу, а платья с ношу.
  • Хлебал меж ушку да выронил душку.
  • Хлебало-то есть, да хлёбова нет.
  • Хлебу — мера, деньгам — счет.
  • Чужой ломоть лаком.
  • Чужой хлеб вкусен.
  • Чужой хлеб петухом в горле запоет.
  • Чужой хлеб слаще калача.
  • Хлеб ешь зубами, а дело делай руками.
  • Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.
  • Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.
  • Без хлеба — половина обеда.
  • Без хлеба — смерть, без соли — смех.
  • Без хлеба все приестся.
  • Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.
  • Без хлеба и медом сыт не будешь.
  • Без хлеба и с меду тошнит.
  • Без хлеба и у воды жить худо.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Без хлеба на воде ноги жидки.
  • Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.
  • Без хлеба не обед.
  • Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.
  • Без хлебного корму лошадь на кнуте едет.
  • Беседа без хлеба не пригожа.
  • Хлеб — батюшко, вода — матушка.
  • Хлеб — кормилец.
  • Хлеб бросать — труд не уважать.
  • Хлеб в человеке — воин.
  • Хлеб вскормит, вода вспоит.
  • Хлеб да вода — молодецкая еда.
  • Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
  • Хлеб да капуста лихого не попустит.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
  • Хлеб на хлеб — не худо.
  • Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.
  • Хлеб ногами топтать — народу голодать.
  • Хлеб с водою, да пирог с лихвою.
  • Хлеба нет, так и друзей не бывало.
  • Хлебнуть через край.
  • Хлебом люди не шутят.
  • Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлебцем вместе, табачком врозь.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Пот по спине — так и хлеб на столе.
  • Будет хлеб, будет и обед.

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/032c/00048383-efa4af31/img21.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08f0/000a692f-7a76e949/img20.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/09/30/k_5bb08ab0bd913/479245_5.jpeg

Пальчиковая гимнастика

«Хлеб».

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                                здороваются»  

    Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

« Дождик»

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

 А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,

 Булочки и калачи –

 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

 Очень вкусно! (Гладят живот)

«Пирог»

 Падал снег на порог.

( 2 раза медленно опускают ладони

 на стол.)

Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек,

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками по столу).

  Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

 (Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

«Хлебные изделия»

        Бублик

(Большой и указательный пальцы  

  образуют круг.)

 Баранку,

(Большой и средний пальцы

  образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы  

образуют круг)

 И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

 Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

«Гости»

К Жене гости прибежали,

(Пальцы бегут по столу.)

 Все друг другу руки жали.

(Рукопожатие.)

 - Здравствуй, Жора!

- Здравствуй, Жанна!

 - Рад, Серёжа!

 -Рад, Снежана!

(Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.)

 - Не хотите ль пирожок?

 (Из ладоней сложить пирожок.)

 - Может, коржик?

(Показать раскрытые ладони.)

- Иль, рожок?

(Пальцы сложить в виде рожка.)

Вот драже вам на ладошку,

(Постучать по  ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)

Всё берите понемножку.

(Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже)

 С ручек все стряхнули крошки

(Энергично встряхнуть кистями рук).

 И захлопали в ладошки.      

  

«Каша»

 Каша в поле росла,

(Подняли руки вверх, шевелят

 пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(Идут пальчиками по столу.)

  Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(В правой ладошке мешают кашу.)

  Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Всем дадим по ложке.

(Разжимают кулачки.)

«Отличные пшеничные»

(Шведская песенка)

  Мы печем пшеничные

 Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

 Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в стороны, пожимают плечами)

 Мама, папа, брат, сестра,

 Пес лохматый  со двора.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

 И другие, все, кто может,

 Пусть приходят с ними тоже.

(делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

 Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

 Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки ладонями вверх)

 Печка весело горит,

 (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

 Наша мама говорит:

(грозят указательным пальцем)

 - Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

«Месим тесто»

(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие зернышка.(занятие о хлебе)

Занятие по развитию познавательной деятельности на тему "Хлеб"....

Краткосрочный проект "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Цель проекта: формирование у детей элементов познавательно - исследовательской деятельности....

Презентация "Как колосок на стол хлебом пришел"

Эта презентация поможет показать детям сколько людей трудилось над тем, чтобы вырастить хлеб (на примере стихотворения С. Богдан "Как колосок на стол хлебом пришел")...

Краткосрочный проект в старшей группе «Как зернышко на стол хлебом пришло»

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно - исследовательской деятельности, стремление узнать больше об основном продукте питания человека; расширение...

Презентация по теме "Как колосок на стол хлебом пришел"

Методическая разработка  к тематике "Хлеб" по стихотворению Светланы Богдан. для воспитанниковдошкольного возраста...

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"

Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...