Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Серова Галина Ивановна

Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл от зернышка к столу23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель

-создание условий для формирования представлений о ценности и пользе хлеба

Задачи

Коррекционно - образовательные

  • Дать детям знания о том, как попадает хлеб на стол к людям
  • Сформировать у детей представление о ценности и пользе хлеба
  • Познакомить детей с трудом  земледельца, пекаря 
  • Актуализировать и активизировать словарь по теме «Хлеб»
  • Совершенствовать грамматический строй речи: подбор прилагательных к существительным в нужном роде, числе, падеже
  • Закреплять правильное звукопроизношение

Коррекционно - развивающие

  • Формировать у детей умение отгадывать загадки, построенные на описании
  • Развивать внимание, память, мышление
  • Развивать умение оценивать поступки героев литературного произведения
  • Развивать общую и мелкую моторику
  • Развивать творчество, выдумку, фантазию

Коррекционно - воспитательные

  • Воспитывать уважение к труду земледельца, пекаря, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой
  • Развивать социальные навыки – умение работать в коллективе, умение слушать товарища, оказывать ему помощь

Использование современных образовательных технологий

  1. Икт-технология (создание презентации Power Point «Откуда хлеб пришел», подбор иллюстративного материала, использование аудио-записи «Каравай»)
  2. Личностно-ориентированное  взаимодействие  (индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, гуманистическая направленность деятельности)
  3. Здоровьеразвивающие технологии (технологии обучения ЗОЖ,  динамические паузы, дыхательная гимнастика)
  4. Технологии развивающего обучения (частично – поисковый метод, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций, ТРИЗ)
  5.  Социоигровые технологии (развитие взаимодействия «ребенок – ребенок», обеспечение  душевного благополучия «ребенок – взрослый», формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия) 

Интеграция образовательных областей

1. Познание – презентация и рассказ «Откуда хлеб пришел», просмотр иллюстраций, хлебного теста,  работа с тестом

2. Чтение художественной литературы

3. Художественное творчество – лепка из теста, украшение изделий

4. Коммуникация – развитие и обогащение словаря, ситуации общения

5. Здоровье – укрепление естественных сил организма за счет работы  с тестом

6. Физическая культура – развитие мелкой моторики, координации движений

7. Труд – знакомство с трудом пекаря, уборка материала после работы

Предварительная работа

  • Рассматривание альбома «Что печем мы из муки», иллюстраций с изображением хлебного поля,  элеватора, мельницы, хлебозавода
  • Чтение пословиц, поговорок о хлебе
  • Проведение экскурсии к хлебозаводу «Арнаут»
  • Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин – хлебный отдел», «Семья»
  • Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»
  • Показ плоскостного театра «Колосок»

Оборудование:

  • Настоящий каравай, салфетка
  • Презентация к занятию «Откуда хлеб пришел»
  • Аудио-запись песни «Каравай»
  • Соленое тесто на каждого ребенка, фартуки, клеенки, влажные салфетки,   кусочки изюма, кураги, сушеных ягод для украшения своих  изделий

Ход проведения:

Воспитатель:  Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки (отгадка спрятана под салфеткой)

 Отгадай легко и быстро:

 Мягкий, пышный и душистый,

 Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелым?   (Хлеб)

 Ответы детей:  Это хлеб.

 Воспитатель: Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе.  (показ каравая) Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он - самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусные,  но и питательные. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.  О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».  А ещё  какие вы знаете?

Дети: Хлеб - начало всех начал.

 Много снега – много хлеба.

 Плох обед, коли хлеба нет!

Работай до поту, поешь хлеба в охоту!

 Воспитатель:  Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол.  

Показ презентации. (Приложение 1) (ИКТ)

 В ходе показа рассказываю детям о том, как растет хлеб, как его пекут.

Воспитатель:  Наш город очень большой. В нем живет много людей, к нам приезжает много гостей. И чтобы все мы на завтрак, обед, ужин ели свежий, душистый, мягкий хлеб пекари работают и днем, и ночью.  Мы ходили с вами к хлебозаводу «Арнаут». Вы видели, какой он большой. Там работает очень много людей. Завод не останавливает свою работу ни на минуту. Мы видели с вами, какие большие машины с надписью «Хлеб» выезжали  с территории завода. Как вы думаете, куда ехали эти машины?

Дети: Эти машины везли свежий хлеб в магазины, в детские сады, в больницы, в школы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка  «Замесим тесто» (здоровьеразвивающая технология)

 Ой, ладошки-ладушки,

 Мы печем оладушки,     (хлопки ладонями)

 А тесту в миске тесно.    (имитируют помешивание по кругу)

 Тесто выпало на стол,     (прыжки на двух ногах)

 Тесто шлепнулось на пол. (присели) 

 Тесто убежало                   (легкий бег на месте)

 Начинай сначала.

 Воспитатель:  А сейчас  садитесь на ковер и  послушайте стихотворение Сергея Михалкова « Булка»

 Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

 Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

 Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

 И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

 «Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.

 «Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел. 

И это слово пахло хлебом , и той особой теплотой,

Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.

 Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

 Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

 Воспитатель: Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе?

 Дети:  Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом, надо с уважением относиться к труду пекаря, к человеку, который выпекает хлеб.  Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.  Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

    Воспитатель:  Хлеб надо беречь, он - наше богатство. Русский народ  всегда с уважением относился к хлебу.

 Воспитатель:  Давайте расскажем « Какой хлеб?»   (проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай на салфетке. Его передают по кругу и называют определения). (социоигровая технология)

Дети: Хлеб румяный .… (свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т.д.)

Воспитатель:  Вот как много красивых слов мы подобрали для нашего каравая. Молодцы! Ребята, я для Вас замесила настоящее тесто. Показ со словами :

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место

Пеку,  пеку каравай!

Воспитатель :  Дети, а  вы хотели бы быть пекарями?

Положительные ответы детей.

Воспитатель:  Скажите, что можно сделать из теста?  

Ответы:  Пирожки,  булочки, оладушки, крендельки, печенье, кексы и т.д. (показ иллюстраций – ИКТ)

Воспитатель:  

Дети:  Мы с вами сейчас превратимся в пекарей. Каждый из вас слепит свое изделие из теста. Потом Алла Владимировна отнесет их на кухню, наши повара поставят эти изделия в духовку, а когда они испекутся, их принесут в группу. Все эти изделия мы будем использовать в игре «Магазин». Согласны? Надевайте фартуки и проходите к столикам.

Дети с помощью воспитателя и самостоятельно выполняют работу, украшая дополнительно  свои изделия, проявляя выдумку и фантазию.

 Воспитатель:  Молодцы,  ребята, все отлично потрудились! Спасибо вам большое! Пока  кексы, печенье, булочки, пирожки  пекутся, мы с вами поиграем.

 Хороводная игра «Каравай!» (коммуникативная игра – технология обучения ЗОЖ)

Рефлексия

Воспитатель: Наше знакомство с хлебом  подошло к концу. О чем вы узнали сегодня?

Дети:  Мы узнали,  как много труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежали свежая булка и хлеб.  Мы узнали, что хлебом надо дорожить, за столом брать столько, сколько сможешь съесть, никогда не играть им!

 Человек привык трудиться

 Люди пашут, сеют, жнут.

 В каждом зернышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – ТРУД!

Список использованной литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2001.
  3. Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет / Под ред. О.С. Ушаковой.  М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Используемые интернет – ресурсы

  1. http://lit.peoples.ru/poetry/sergey_mihalkov/
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch
  3. http://www.detskiysad.ru/ped/1klass36.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»

Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создан...

Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной -  спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей страшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"Цель: Продолжать формировать элементарные математические п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.

В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) для детей старшей и подготовительной подгруппы. Тема: «Водные ресурсы»

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию (экология) для детей старшей и подготовительной подгруппы.Тема: «Водные ресурсы»...