КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Стадник Марина Николаевна

Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создание мотивационного поля, актуализация знаний, подведение итога занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_moryam_po_volnam.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

КОНСПЕКТ

по ОО «Познавательное развитие»  ФЦКМ

по теме: «По морям, по волнам»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема НОД: «По морям, по волнам».

Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира).

Цель: Формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, создание условий для формирования представлений о необъятных водных просторах.

Задачи:

1. Расширять материалистические представления о мире (о многообразии водного пространства на планете Земля, морских обитателях,  о взаимосвязи в природе, рыбах, о животных, птицах).

2. Закреплять умение чётко произносить все звуки, восприимчивость к ритмико-слоговой культуре. Формировать умение поддерживать диалог, используя вежливый ион и точно и четко выражать свои мысли.

3. Воспитывать желание прийти на помощь по собственным убеждениям, формировать основы экологической нравственности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества.

Оборудование: кукла Наташа, палитра, макет корабля, цветные самоклеящиеся круги бумаги, ведёрко с красной фасолью, сувенирные фигурки морских обитателей, игрушка Обезьяны, Львенка, аудиозапись шума моря, якорь, карточки для логической цепочки.

Предварительная работа: рассматривание карты мира, нахождение «цветных» рек и морей и обозначение их на карте, макета глобуса. Дидактические игры «У кого кто?», «Доскажи словечко»; заучивание физминутки «Все мы дружные ребята», считалки «Капитан»; коллективное изготовление флажков для мачты корабля. Просмотр видеофильма «Жизнь дельфинов», мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов». Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц Севера.

ХОД НОД

  1. Создание мотивационного поля

Входит кукла Наташа и плачет.

- Что случилось у тебя, девочка? Как тебя зовут?

К: - Меня зовут Наташа. Я хотела нарисовать подводное царство да вот краски все у меня закончились, теперь мне нечем рисовать…

Восп: - Не переживай, мы что- нибудь придумаем вместе с ребятами. Дети, как же помочь Наташе? (ответы детей).

К: - Ребята, миленькие, выручите меня, пожалуйста, очень рисовать хочется!

Дети: - Будут тебе краски, давай палитру и жди нас. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по «разноцветным» морям.

Восп: - На чём лучше отправиться по морям? (ответы детей).

- Прежде всего, нужно выбрать капитана. Вставайте в круг, будем считаться:

«Море любит умных, смелых,

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

Капитаном сможешь стать! »

Восп: - Капитана мы выбрали, корабль готов к путешествию. В путь!

II. Актуализация знаний.

1). Дидактическая игра «Загадки и отгадки».

- Ребята, мы отправляемся к Жёлтому морю.

- Вы знаете, где находится Жёлтое море? (Жёлтое море расположено на окраине Азиатского материка).

- Почему оно называется Жёлтым? (В него впадает река Хуанхе, которая несёт глину и жёлтый песок)

Появляется МЕДУЗА.

М: - Ребята, зачем вы приплыли в моё жёлтое море?

Дети:- Нам очень нужна жёлтая краска, чтобы помочь девочке Наташе.

М: - Если вы со мной поиграете, то получите жёлтую краску. Готовы ли вы выполнить задание? Тогда слушайте необыкновенные загадки и отвечайте:

  1. Блещет в речке чистой спинкой серебристой,

Вильнет хвостом туда-сюда, -

И нет её, и нет следа (рыба)

  1. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха, ходит … (черепаха)

  1. Через море-океан плывет чудо – великан.

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит)

  1. Плоский он. Размером разный.
    Хвост его бичеобразный. 
    Лишь один несёт отряд
    Электричества заряд! (скат)
  2. Над волной дугою взвился,
    Спинкой чёрной заискрился.
    Мимо Гагр плывёт… Афин!
    Белобрюхий кто?  (Дельфин)
  3. Головоногий то моллюск -
    Десяток рук, присоски плюс.
    Довольно крупный экземпляр.
    А как зовут его?  (Кальмар)
  4. Плывёт Сковородка
    Два глаза на ней,
    А море всё в блёстках
    Подводных огней. (
    Камбала.)

М: - Молодцы, ребята, все загадки разгадали, получайте жёлтую краску.

(Дети благодарят Медузу и возвращаются на корабль, помещают краску на палитру) .

2).  Настольно - печатная игра «Найди моё место».

- Сейчас наш корабль продолжит своё кругосветное путешествие.

Появляется ОБЕЗЬНКА.

Дети: - Скажите, пожалуйста, куда мы попали?

Об: - Это река Голубой Нил и здесь живут мои друзья - Крокодилы. Что вы знаете об этой реке? (В Эфиопии считается священной рекой, вытекающей из Эдема, поэтому ей приносят дары в виде хлеба и других продуктов. Реку ещё называют Голубым морем). 

- У нас случилась беда: к нам приехал зоопарк, звери вышли погулять и заблудились. Не могут найти свои клетки. Помогите!

Восп: - Ребята, мы должны обязательно помочь обезьянке и зверям из зоопарка. Необходимо найти каждому свою клетку и назвать животное и детёныша.

(На столе лежит игра «Зоопарк». Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильным произнесением слов и звуков).

Об: - Спасибо, ребята, вы очень нам помогли, и за это я выполню любое ваше желание.

Восп:- Мы путешествуем по морям и рекам и собираем краски для девочки Наташи.

К: - Я подарю вам голубую краску.

(Дети возвращаются на корабль, помещают краску на палитру).

3).  Игра малой подвижности «Пусть всем будет хорошо! »

- Садимся, ребята, на корабль, держим курс на Оранжевую реку.

- Что вы знаете об этой реке? (Самая длинная река в Африке, она впадает в Атлантический океан)

Появляется ТИГР, рычит:

- Зачем вы приплыли к нам? Что привело вас так далеко?

- Мы приплыли сюда за оранжевой краской.

Т:- Вы знаете, как получается оранжевая краска?( Правильно, нужно подружиться белой, желтой и красной краске). А вы – умеете дружить? Тогда высаживайтесь на берег, я проверю, подумаю, можно ли вам давать такую красивую краску.

Все мы дружные ребята,    Стучат одновременно обеими ладошками по ладошкам соседей

Мы ребята – морячки!

Никого не обижаем,             грозят пальчиком

Как заботиться – мы знаем,     имитируют укачивание младенца

Никого в беде не бросим,        кладут руки на плечи соседа

Не отнимем, а попросим,         отводят руки назад протягивают ладошки вперед

Пусть всем будет хорошо,        хлопки в ладоши

Будет радостно, светло!            поднять руки над головой.

Т:- Молодцы, доказали, это вы – дружные ребята и за это я дарю вам оранжевую краску.

(Дети благодарят Тигра и возвращаются на корабль, помещают краску на палитру).

4). Дидактическая игра «Угадай на ощупь».

- Держим курс на Красное море. Кстати, почему его называют Красным? (Красное – значит Южное). Посмотрите, какое оно маленькое! Давайте подойдем к нему поближе.

Дети подходят к импровизированному морю, вокруг которого лежат камушки.

Восп: - Возьмите в руки по камушке и посмотрите, какие они красивые. Слышите, как в них шумит море? Оно шепчет о том, что на морском дне спрятались морские обитатели. Кто же живёт в море? Хотите узнать? Тогда сейчас поочерёдно будем нырять в море, и доставать из его глубин морских обитателей.

Ребёнок зажимает пальцами нос, набирает воздух и приседает к «морю», достаёт предмет и определяет его на ощупь. Когда все выполнят задание и рассмотрят предметы, воспитатель предлагает отпустить их домой, в море.

Восп: - На память о Красном море мы возьмём красную краску.

(Дети возвращаются на корабль и помещают краску на палитру) .

Звучит музыкальное сопровождение.

5). Подвижная игра «Птицы в бурю».

- Отправляемся за белой краской к Белому морю. Как ещё называют это море? (Белое море называют «Заливом змей» из-за изогнутой береговой линии. Среди морей, омывающих Россию, оно одно из самых маленьких).

- Ой! Что-то повеяло холодом. Это потому, что Белое море находится на севере, там много льда и снега. Какие птицы и животные живут в таком холоде? Назовите (морская выдра, морской котик, пингвины, гагара, сивуч, чайки).

- Ненадолго высаживаемся на льдину, погреемся и поиграем.

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно. (дети плавно машут руками , передвигаясь по комнате)

Брызги пены, шум прибоя, а над морем – мы с тобою.

Мы теперь плывем по морю и резвимся на просторе (имитация плавательных движений)

Веселее загребай и дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно ходят по морскому пляжу (ходьба на месте)

Ну, а нам пора садиться, дальше плыть и не ленится! (возвращение на стульчики)        

Игру повторяем несколько раз.

- Согрелись? Берём белую краску и быстро возвращаемся на корабль.

(Дети занимают свои места и помещают краску на палитру).

6). Пальчиковая игра «Лодочка».

- Ребята, какой краски не хватает на палитре? Правильно, чёрной. Отправляемся к Чёрному морю. Слышите, как бушует Чёрное море? (слышны шум ветра и рокот волн). Черное – значит – море, находящееся на севере. Ещё когда путешественники опускали предметы на дно, то они покрывались налетом черного цвета.

- Чтобы было не страшно плыть, давайте поиграем. Приготовьте ладошки.

«Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, это лодочка моя.

Паруса подниму, Чёрным морем я плыву.

И по бурным волнам плывут рыбки тут и там».

7). Дидактическая игра «Логическая цепочка» .

Восп: - Ветер стонет, воет и шумит, мачта качается и скрипит. Как бы нам не налететь на скалы! Нужно бросить якорь за борт, он поможет кораблю удержаться на одном месте. Только вот якорь у нас есть, а якорной цепи – нет. Но её можно сделать из картинок. Справимся с работой?

(Картинки: солнце, облако, капли, море, рыба, ракушка, якорь) .

Дети выполняют задание, затем берут чёрную краску и помещают её на палитру.

III. Заключительная часть.

Восп: - Вот мы и собрали все краски на палитре, можно возвращаться домой.

(Звучит песня из мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов»).

Дети выходят с корабля и подходят к кукле.

- Вот тебе, Наташа, краски. Теперь ты сможешь нарисовать любую картину.

К: - Спасибо вам, выручили вы меня. Приглашаю вас вместе со мной порисовать. Будем рисовать подводное царство, да не карандашами и не кисточками, будем рисовать ладошками и пальчиками.

Воспитатель:

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Рисование «Осьминожки» (пальцевая живопись)

(Проводится,  как продолжение занятия)

На голубой бумаге дети рисуют: ладонь – осьминог, большой палец – глаза, мизинец – зрачки, рот. Пальцами так же рисуют водоросли. Дно промазывается клеем и засыпается любой крупой. Белой краской большим пальцем рисуют воздушные пузыри по всему полотну листа. Работы подробно анализируются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты»

Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологийТе...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация»

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Военный транспорт. Авиация». Этот конспект очень понравился ре...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Как сберечь ресурсы планеты"...