Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологий
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

знакомство с игрой в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx154.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – детский сад № 5

ст. Старощербиновская

Конспект образовательной ситуации

по познавательному развитию

 для детей старшего дошкольного возраста

по теме: « Юные шахматисты»

с применением игровой, здоровьесберегающей,

ИКТ технологий

Похожее изображение

Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологий

Тема: «Юные шахматисты»

Цель: знакомство с игрой в шахматы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к игре в шахматы;
  • .воспитывать любознательность,  трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
  • создать благоприятную атмосферу для активизации и развития индивидуальных умственных способностей детей;
  • создать эмоционально-позитивное настроение в ходе игровой деятельности.

Образовательные задачи:

  • познакомить с шахматной фигурой «слон»;
  • учить различать белых и черных слонов;
  • познакомить с местом «слона» в начальном положении и ходом «слона»
  • учить ориентироваться на шахматной доске;
  • активизировать и расширить словарь детей.

Развивающие задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
  • развивать речь;
  • развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
  • самостоятельность и творческие способности в продуктивной деятельности;
  • совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, клеем.

Словарная работа: шахматная доскашахматное полешахматная фигура,  шахматная фигура «Слон».

Предварительная работа: беседа с детьми о настольно – печатных играх для детей и взрослых.  Работа с родителями: анкетирование по теме: « В какие настольно – печатные игры вы играете дома со своим ребёнком?».

Материал и оборудование: эмблемы для команд «Почемучки», «Знайки и Умейки», шапочки - маски  шахматных фигур по количеству детей, мультимедийная установка, презентация «Шахматы»; предметные картинки «шахматные фигуры» на магнитах, магнитная доска,  деревянная фигурка чёрного и белого слона, материалы для продуктивной деятельности (листы белой и чёрной бумаги, клей, розетки для клея, ножницы, кисточки для клея , салфетки из ткани, клеёнки, подставки для кисточек.

Ход образовательной ситуации

Мотивация. 2 минуты.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Юные друзья, открывается кружок по обучению  детей игре в шахматы! Кто хочет стать шахматистом - хлопните в ладоши!

Воспитатель: Умники и умницы! Сколько у нас будущих шахматистов! (показ слайда «Шахматисты во время игры в шахматы»).

1 слайд.

Это взрослые игроки во время игры в шахматы.

Введение в образовательную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, может быть кто-то из вас умеет играть в шахматы?

С кем вы играете в шахматы? (предполагаемые ответы детей: с папой, с братом, с другом)

Чем вам нравится игра в шахматы?

Воспитатель: Игра в шахматы интересная и хорошо развивает ваши способности.

Девчонки и мальчишки, что делать тем, кто хочет, но не умеет играть в шахматы? Для них это проблема. Как им помочь? (дождаться от детей, предложения обратиться за помощью к тем, кто умеет играть, знает правила игры в шахматы, спросить у воспитателя)

Молодцы! В нашем шахматном кружке будет две команды. «Умейки»- умеют и помогают научиться игре в шахматы,  «Почемучки»  очень хотят научиться играть в шахматы. Я буду «Знайкой», смогу помогать и «Умейкам», и «Почемучкам». Выбирайте себе нужную эмблему и прикрепите её к одежде, как я. Итак, команды начинает работу наш кружок!

Воспитатель: Команда «Умейки», как называют дом для шахматных фигур? (Предполагаемый ответ детей: шахматная доска)

2 слайд.

(Показ шахматной доски)

Воспитатель: Команда «Почемучки», из каких геометрических фигур  состоит шахматная доска.(квадратов)  Сколько  клеток внизу, вверху, справа, слева, (по 8)

Воспитатель: Команда «Умейки», какого цвета у квадраты? Почему?  А как квадраты чередуются?

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Я  хочу  сделать  дом для шахмат на полу, приглашаю всех желающих присоединиться ко мне. Вы хотите мне помочь? Спасибо. Нужна ваша помощь. Как будем делать?

Предполагаемые предложения детей: сделать из чередующихся белых и чёрных квадратов шахматную доску на полу; разделить белые листы бумаги на квадраты способом складывания пополам, разрезать по линиям сгиба; Воспитатель: Дорогие мои друзья, нужно решить возникшую проблему с изготовлением чёрных квадратов.(предполагаемые ответы детей: наклеить на половину белых квадратов чёрную бумагу или закрасить чёрной тушью половину белых квадратов).

Предложить детям чёрный лист бумаги по размеру предполагаемой шахматной доски, и чередуя белые квадраты с чёрным полем заполнить шахматную доску.

Воспитатель: Вот и готова наша шахматная доска. Пришло время отдухнуть.

Физминутка

Пешки раз, и раз, и раз –

Конь получится как раз.

Пешка раз, и два, и три-

На слона теперь смотри.

Восемь пешек смелых в ряд-

Боевой у нас отряд!

Раз присели, два присели-

Восемь пешек одолели.

Шаг вперёд шагнули вместе,

Шаг назад – и мы на месте.

Воспитатель: Команда «Умейки», назовите   шахматные фигуры. (показ картинок шахматных фигур на магнитной доске).

Воспитатель: Команда «Почемучки», о какой шахматной фигуре идёт речь в загадке?

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…это слон. (показ слайда с изображением фигуры слона.)

Воспитатель: Кто любит сказочные истории? Я расскажу вам одну такую  про шахматных слонов.

-Жили-были сказочные слоны на сказочной шахматной доске. Они ходили по дорожкам только прямо.  Они  всегда  защищали своего  короля. Однажды белый слон увидел, что король в опасности, и смело бросился его спасать. Благодаря его мужеству, белое войско короля одержало победу.

Воспитатель: Команды «Умейки», «Почемучки» приглашаю познакомиться с шахматными слонами белыми и чёрными

3 слайд. 

(место шахматных слонов на шахматной доске)

4 слайд

(Ходы слонов)

Воспитатель: Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и другие шахматы. Для слонов другие дорожкам.

Воспитатель:  А интересно, кто сможет выполнить ответственное задание: спасти своего  белого короля. Как нам выбрать смельчака? ( выслушать разные предположения детей и принять предложение с помощью считалочки)

Семь ворон сидели тихо

Подлетела к ним слониха

И как крикнет: «кар-кар-кар!»

Ты не веришь, выйди сам.

Воспитатель:  Пригласи, пожалуйста, белого короля, своего друга. (надевают шапочки-маски). Остальные участники команды наденьте понравившиеся вам шапочки шахматных фигур.

Воспитатель: Король, Белый слон найдите своё место на шахматной доске (дети сравнивают изображение на шапочке с картинкой на клеточке шахматного поля)

Воспитатель: Белому Королю грозит опасность. (Я ставлю на шахматное поле деревянную фигурку чёрного и белого  слона.)

Разыгрываем ходы белого деревянного слона и чёрного. Белый деревянный слон погибает, защищая своего Короля. На помощь приходит ребёнок в шапочке белого слона, он убирает фигуру чёрного деревянного слона. Становится на его место. Король спасён.

Рефлексия.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

Смогли сегодня чудо совершить,

Короля от врагов защитить

А если от работы радость остаётся-

Новая история к вам вновь вернётся

Вот и закончил работу наш шахматный кружок.

Вы были прекрасными юными  шахматистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»

КонспектОбразовательная область: Познавательное развитиедля детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)на тему «Животные жарких стран»...

Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»

Оборудование и материалы:1) Глобус;2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;3) Детали животных в количестве более, чем  присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнк...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные травы и их применение»

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей. их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мое Отечество-секреты символов России».

Развитие познавательного интереса к культурным ценностям и традициям через взаимодействие с народной игрушкой (русской матрешкой) и ознакомление с основными государственными символами России.Расширять...