Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные травы и их применение»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей. их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Данная методическая разработка имеет практическую значимость для воспитателей в том, что поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Лекарственные травы и их применение»

Цель: воспитание у детей здорового образа жизни.

Задачи: Расширить и углубить знания детей о понятии «природа» и ее видах.

Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растениях, учить узнавать и называть их. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, план – схемой, совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создать условия для использования на практике, полученной от организованной деятельности. Развивать речь, логическое и образное воображение, коммуникабе6льность.

Методические приемы: Беседа, чтение стихов, физкультминутка, дидактические игры, работа с сигнальными карточками.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц, поговорок, организация дидактических игр.

Оборудование: Схемы – модели, план – схема, опорные карточки, карточки с лекарственными растениями, мультимедийный проектор.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, послушай замечательное стихотворение большего ценителя природы Федора Ивановича Тютчева, и скажите о чем оно.

Сияет солнце, воды плещут

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды

Любовью воздух растворен

И мир, цветущей природы

Избытком жизни упоен.

- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

- Как вы думаете, что такое природа? Как вы это понимаете?

 ( Природа – это растения, животные, вода, воздух, горы и т.д.  Это все то, что нас окружает, но не создано руками человека).

- Скажите, на какие два вида делится природа? (на «живую» и «неживую»).

- Давайте вспомним, что относится к «живой» природе.

(Человек, животные, растения).

 - Скажите, а что относится к неживой природе?

(Камни, горы, солнце, звезды).

Воспитатель:

- Ребята, давайте  составим схему живой и неживой природы. (Выполняют два ребенка у доски, другие на местах).

- Оцените сигнальными карточками правильность составления схемы у доски.

Воспитатель:

- Молодцы, вы правильно составили схемы живой и неживой природы. Сегодня я предлагаю вам поговорить о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло много времени прежде, чем люди стали их называть лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая изучает полезные свойства лекарственных растений. Называется она фитотерапия. Природа предоставляет человеку огромное разнообразие своих даров – лекарств от многих болезней. Их только надо знать и уметь ими пользоваться.

Воспитатель:

- Давайте с вами посмотрим на экран и вспомним их. А место их произрастания нам поможет вспомнить игра «Что где живет?»

Вызванный ребенок показывает на экране растение и говорит, где  произрастает и какими целебными свойствами обладает растение. (Крапива, мать – и – мачеха, подорожник, ромашка, одуванчик, липа, календула, чистотел, медуница, зверобой, пижма).

Воспитатель:

- Действительно, в каждом из этих растений заключена большая целительная сила. А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так.

(Дети возвращаются на свои места).

Воспитатель:

Все свои сокровища природа щедро преподносит человеку. Но не надо собирать растения, уничтожая их на корню. Существуют правила сбора лекарственных растений, давайте мы с ними познакомимся. Внимание на экран.

  1. Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог и в городе.
  2. Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
  4.  Нельзя пробовать растения на вкус.
  5. Нельзя рвать до последнего из  лекарственных растений.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения.
  7. Нельзя рвать растения, занесенные в Красную Книгу.
  8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

(Воспитатель по иллюстрациям презентации поясняет и задает вопросы).

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из высушенных лекарственных растений?

(Настойки, отвары.).

- Правильно засушенные растения упаковывают в пакеты, коробки, прессуют в брикеты. Потом их хранят на складах, развозят  в аптеки. Держать и хранить лекарственные растения нужно в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Как вы думаете, почему?

- Посмотрите, вот в таких красивых коробочках привозят травы в аптеки. Из некоторых трав можно приготовить ароматный и полезный для здоровья чай.  Вы, ребята, молодцы, потрудились от души. И сегодня  я предлагаю вам попробовать и оценить, какой вкусный чай может получиться из ромашки. Под спокойную музыку дети пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий  авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие  в заним...