Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Петрова Ольга Александровна

    Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_no40_nasha_rodina_-_rossiya.docx24.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект №40

    Тема: «Наша Родина – Россия. Флаг России»

         Программные задачи: Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою родную страну  Россию; познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; со значением флага в современной жизни, его практическом применении;  воспитывать интерес к государственным символам, к историческому прошлому России.

         Предварительная работа: Игра-хоровод «Во поле береза стояла»; Ситуация «Если бы я жил  в  деревне»; Беседа «За что я люблю свою страну?»;              «Почему мы зовем Россию матушкой»; С.Р.И. «Отправляемся в путешествие по России»; Пословицы и поговорки о Родине; Раскрашивание герба России; Рассматривание памятника Юрию Долгорукому.

         Материал: Глобус, карта России, картинки по теме, презентация.

    Ход занятия:

    - Ребята, посмотрите на иллюстрации на нашей выставке (На иллюстрациях изображена природа, различные ландшафты нашей бескрайней Родины во все времена года).

    - Полюбуйтесь красотой полей, лугов, гор, лесов, деревень, городов.

                 Наша Родина.

    Над полями небо снежное,

    В мягком инее леса,

    Но весна глядит скворешнями,

    Ловит птичьи голоса.

    Непогода, непогодина –

    То морозы, то капель.

    Ты красива, наша Родина,

    И в разливы, и в метель.

                                                                               В.Кузнецов

    - Ребята, все что вы видите – это наша бескрайняя страна.

    Широка страна моя родная,

    Много в ней лесов, полей и рек!

    Я другой такой страны не знаю,

    Где так вольно дышит человек.

    - Сегодня мы ведем разговор о нашей стране, о нашей родине. Как она называется? (Россия). (Показ России на карте).

    - Какая Россия по величине? (Большая, огромная).

    - Ребята, на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Вот какая большая страна – Россия! Далеко раскинулась с запада на восток, с севера на юг. Разнообразна природа нашей большой страны: теплое черное море на юге и вечные льды и снега на крайнем Севере, топи да болота на западе и непроходимая тайга на востоке.

    - Ребята, вспомните, какие пословицы о Родине вы знаете?

    • На чужой сторонушке и весна не красна.
    • Русское раздолье – человеку приволье.
    • Родина любимая, что мать родимая.
    • Береги землю родимую, как мать любимую.
    • Жить – Родине служить.

    - Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей).

    - Ребята, почему родную землю называют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна? Об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что думал об этом Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педагог  (Чтение К.Ушинского «Наше Отечество»).

    Наше Отечество.

        Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она нас защищает и бережет нас от всяких врагов …

       Много есть на свете и кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

    - Как называет Ушинский нашу Родину? (Матушка – Россия)

    - Как отвечает К.Д.Ушинский на вопрос, почему мы зовем Россию Отечеством? Родиной?

    - Продолжите фразу: «Наша родина – матушка – Россия. Мы зовем Россию матерью потому, что …»

    - Как вы понимаете последние строки текста: « … Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»?

    - Ребята, а что для вас значит слово Родина? (Это место, где мы живем, где живут наши родители, друзья, где наш д/с, город, в котором мы живем и т.д.)

    - Послушайте стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

    С чего начинается Родина?

    С картинки в твоем букваре,

    С хороших и верных товарищей,

    Живущих в соседнем дворе.

    А может она начинается

    С той песни, что пела нам мать,

    С того, что в любых испытаниях

    У нас никому не отнять?

    С чего начинается Родина?

    С заветной скамьи у ворот

    С той самой березки, что во поле,

    Под ветром склоняясь растет.

    А может, она начинается

    С весенней запевки скворца

    И с этой дороги проселочной,

    Которой не видно конца?

    - Ребята, с чего начинается родина для автора стихотворения?

    - А как вы ответите на вопрос – «С чего начинается Родина?» (Ответы детей)

    - Ребята, а вы любите свою Родину? Отгадайте загадку:

    Стоит Алена – платок зеленый,

    Тонкий стан – белый сарафан.  (Береза)

    - Если вы обратили внимание, то на многих иллюстрациях на нашей выставке изображены березы. На картинах они прямые, стройные, белоствольные.

    - С кем на Руси сравнивали красавицу березу? (С девушкой нежной, у которой тонкая гибкая талия; с невестой). Береза – символ России.

    - О белоствольной русской красавице сложено много стихов, песен.

    Широкие, привольные родимые края …

    Березка белоствольная,

    Любимица моя,

    Стоит, как свечка белая,

    Ей рожь кивает спелая,

    Ей кланяется луг.  

                                                               Н.Рубцов

    Физкультминутка. Хоровод «Во поле береза стояла»

    - А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. (Коллективная аппликация «Белая береза»)

    Родина.   З.Александрова

    Если скажут слово «Родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот,

    У реки – березка-скромница

    И ромашковый бугор …

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной тамбовский двор

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был ледок,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Или степь от маков красная,

    Золотая целина …

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

    - Ребята, у каждой страны есть свой флаг, герб и гимн.

    - Недавно мы с вами вели разговор вот об этом флаге (показ флага города Тамбова). Чей это флаг? (Ответы детей)

    - Правильно, ребята, это нашего города Тамбова. Где можно увидеть наш флаг? (На здании администрации, на Ленинской площади, на здании мэрии города Тамбова).

    - Давайте с вами вспомним, что же такое флаг и для чего он нужен?  (Дети дополняют рассказ воспитателя).

    - В давние-давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защищаться от врагов.

    - Что брал воин в случае опасности? (Длинную палку).

    - Что привязывал к этой палке? (Пучок сухой травы или конский хвост).

    - Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и назвали – стяг.

    - Что потом стали крепить люди к палке вместо конского хвоста? (Кусок ткани).

    - Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден ещё дальше и ещё лучше. Так и появились первые флаги.

    - Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? (По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу).

    - В наше время у каждой страны свой флаг. Чтобы отличить свой стяг от чужого, нужно было быть очень внимательным и обладать хорошей памятью.

    Динамическая пауза. Игра «Будь внимательным».

        Детям дают карточки с условным изображением стягов: с цветными ленточками, с разноцветными шариками, со звездочками и шишками. У воспитателя на столе либо такие же изображения, но в увеличенном виде, либо реально изготовленные стяги.

      Дети берут свои карточки становятся в полукруг. Затем внимательно рассматривают карточку, запоминают изображение и кладут её на пол перед собой изображением вниз.

      Воспитатель становится перед детьми. Поочередно в разной последовательности поднимает стяги. Те дети, чей стяг одинаков с поднятым, должны присесть и поднять свою карточку, показав тем самым, что они не ошиблись. Педагог может подшутить, подняв один и тот же стяг несколько раз.

    - Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

    - Я предлагаю вам рассмотреть флаги разных стран. Найдите похожие, найдите самый необычно украшенный. Кто из вас знает, как выглядит флаг России? (Ответы детей).

    - Трёхцветный флаг (триколор) ввел царь Петр I для своего флота, а затем он стал флагом России.

    - В начале ХVIII века стяг описывали так: «Флаг Его Царского величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия».

    - 28 апреля 1883 года министр внутренних дел объявил повеление императора Александра III «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшения зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов».

    - Считается, что цвета триколора отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

    - В 2005 году трехцветному флагу России исполнилось 300 лет.

    - Ребята, когда и где можно увидеть государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)

    - Флаги помогают сразу узнавать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета обязательно изображается флаг страны. Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнавать, какой стране принадлежит корабль.

    - Во время больших спортивных соревнований, например Олимпийских игр, по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. На майках спортсменов изображены маленькие флажки их страны. А во время награждения над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. Это очень торжественный момент. И все граждане очень гордятся в этот момент успехами своей страны.

    - Очень часто для решения важных вопросов руководители разных стран собираются вместе. Около здания, где они работают, вывешиваются флаги.  И любой человек может узнать, из какой страны приехали руководители.

    - Сегодня мы с вами вспомнили историю флага. Познакомились с флагом России. Узнали, как много на свете существует флагов и какие они разные.

    - А теперь я предлагаю вам представить себя президентом какой-нибудь сказочной страны, придумать и нарисовать свой собственный флаг. (Дети самостоятельно продумывают цвета полос, их количество и расположение на полотне. В конце провести выставку работ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

    В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Большая и малая Родина»

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста  «Большая и малая Родина»...

    Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»

    Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...