Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы на тему: «Наше космическое путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондратьева Наталия Александровна

       Цель данной разработки - расширение представлений детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю. А. Гагарина. Конспект организованной образовательной деятельности содержит фотоматериалы о ходе проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_o_kosmose_szhatie.docx359.97 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ   ЗАВОДСКОГО    РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬННОГО   ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

410022, улица Заречная, 2,тел./факс(845-2) 92-29-52 E-mail: dou196@yandex.ru

Конспект НОД по познавательному развитию

 для детей старшей логопедической группы на тему: 

«Наше космическое путешествие»

(сопровождается фотоматериалами)

                                            Подготовила:

                                                        воспитатель высшей

                                                                       квалификационной категории

                                                  Кондратьева Н.А.

Саратов, 2021 г.

Цель: расширение представлений детей о космосе, о полёте первого космонавта

 Ю. А. Гагарина.

Задачи:

- обогащать и систематизировать представления детей о космосе, о первом космонавте Ю. Гагарине;

- развивать и активизировать словарный запас детей по данной теме;

- развивать речь, мышление, восприятие, память;

- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;

- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах.

Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, предметные картинки с изображением планет солнечной системы, энциклопедия для дошкольников «Космос», обручи по числу детей. Столы расставлены в форме ракеты.

Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.

Предшествующая работа: чтение отрывков из книг

В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».

Ход НОД:

     Орг. момент.

- Ребята! Предлагаю сегодня провести один день на космическом корабле. Занимайте места, отправляемся в космическое путешествие. Я буду командиром корабля, моим помощником предлагаю назначить Леру, потому что у нее есть энциклопедия про космос, она много интересного из нее узнала и хочет поделиться с нами информацией. Все согласны? Тогда садитесь удобнее, ракета стартует, а мы с Лерой начинаем рассказ.

Основная часть.

Беседа о космосе (сопровождается показом предметных картинок, иллюстраций из энциклопедии о космосе, небольшой презентацией).

Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник - Всемирный день авиации и космонавтики.

E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-011.jpg

- Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.

- Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-3302.jpg

Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.

А 60 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?

(ответы детей - Ю. А. Гагарин)

Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.

Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы«Поехали!»

Ребёнок читает стихотворение:

В. Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

- Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»

E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-015.jpg

Наша планета называется Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.

Все планеты и их спутники вращаются вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.

Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.

Землю окружает воздух, который называются атмосферой.

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими

огоньками, потому что находятся очень далеко.

- Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем.

- Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.

Демонстрация опыта.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх.

- Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее.

- Космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)

- Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется.

-В скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.

(На слайде рассматриваем скафандр.)

- Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)

Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.

Динамическая пауза. Подвижная игра «Космодром».

- Ребята, как называется место, откуда взлетают самолеты? Правильно, аэродром. А место взлета космических кораблей или ракет – это космодром.

Выходите на наш космодром (на ковре разложены обручи по числу детей). Занимайте каждый свою ракету.  Пока я произношу строчки стихотворения, вы передвигаетесь между обручами. После окончания стихотворения каждому нужно постараться занять место в ракете, кому не хватило ракеты, тот отходит на запасной космодром (диван).

Ждут нас быстрые ракетыE:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-111103.jpg

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч. Похлопаем самому ловкому и быстрому космонавту!

А еще космонавт должен быть образованным и сообразительным, уметь быстро находить ответ на вопрос.

- Давайте проверим вашу сообразительность. Вы сидите по двум сторонам нашей ракеты, предлагаю так поделится на две команды. Проверим, чья команда ответит на большее количество загадок. За каждый правильный ответ команде дается звездочка, я ее буду прикреплять на мольберт.

Космические загадки:

Он черен, как ночь,E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-0333.jpg

И звезд там не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос.

И каждый ответит:

«Ведь это же… (космос)»

Он космос покоряет,

Ракетой управляет.

Отважный, смелый астронавт

Зовется просто… (космонавт)

Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Это вечный путник

Под названием. (спутник)

С Земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела.

Летит к другим планетам

Стремительно… (ракета)

Когда ты в космосе мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты - вот так новость,

Ведь это… (невесомость)

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает… (солнце)

Спутница Земли, планета.

Круглолика и бледна.

Ярко светит нежным светом

С неба тёмного. (луна)

Что за чудная машина

Смело по луне идет?

Все ее узнали, дети?

Ну, конечно,… (луноход)

(Подсчитываются очки-звездочки. Подводится итог соревнования.)

- Кто знает, что такое луноход?

- Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход.

-Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении.

- Луноход нужен для изучения поверхности Луны

-Давайте вспомним названия планет Солнечной системы.

Ребенок читает стихотворение А. Хайта (демонстрация изображения планет)

По порядку все планетыE:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-0143.jpg

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

 (Детям раздаются картинки с изображением планет)

- Ребята, рассмотрите планеты, о которых говорится в стихотворении, прочитайте их название, запомните, как выглядят. Во время следующего космического полета будем располагать планеты на их места в Солнечной системе.E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27503.jpg

- Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Марсе, как бы нас называли? Меркурии, Плутоне? (Ответы детей).

- По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы.

- А как вы думаете, что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей)

(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)

- На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе.

Заключение.

- Ребята, нам пора заканчивать наш полет. Вам понравилось путешествие в космический мир? По очереди подойдите к доске и прикрепите звездочку к той планете, на какую хотели бы полететь и узнать о ней побольше.

Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.

В свободной деятельности детям предлагается для закрепления полученных знаний рассмотреть и почитать книги о космосе для дошкольников, рассмотреть картинки с изображением планет с проговариванием стихотворения-считалки А. Хайта, собрать пазлы «Планеты солнечной системы».

E:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Д.Р. Лёни\изображение_viber_2021-03-19_15-52-325.jpgE:\Фотографии\Гр. Василек 2020-2021\Наше космическое путешествие\изображение_viber_2021-03-18_22-27-0313.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе "Яблонька". Тема: "Хлеб всему голова"

Уточнить знания детей о том, как делают хлеб, где из чего; из каких зерновых культур получают муку....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы на тему: "Путешествие в весенний лес"

Конспект непосредственной образовательной деятельности  для детей старшей логопедической группы на тему: "Путешествие в весенний лес"...

Занятие по развитию речи. (Старшая логопедическая группа) Лексическая тема: Космос Космическое путешествие.

Космос всегда притягивал к себе внимание людей. Детям нравится слушать про космос, рассматривать иллюстрации, смотреть познавательные фильмы....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей логопедической группы на тему: «Лесная история»

Материал подойдет как учителю-логопеду, так и воспитателю логопедической группы. Цель данного занятия - обучение детей пересказу по опорной мнемодорожке к рассказу....