Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Гусева Ольга Валентиновна

Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения.

 Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.  Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования. Согласованность в деятельности политиков, учёных и практических работников в образовании может прогрессивно сказаться на общечеловеческой культуре, в том числе и физическом развитии личности. Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ.

 Таким образом, основополагающим принципом работы учреждений образования является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат даёт только постоянная и целенаправленная работа.

Средства физической культуры играют большую роль не только в формировании и оздоровлении детского организма, но и в восстановлении нарушенного здоровья. Всю эту работу включает в себя наука «Валеология».

Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Название она получила от латинского слова «valeo» - «быть здоровым», которое и определило содержание валеологии как деятельности человека, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

 Валеология - это наука о механизмах формирования, развития и сохранения здоровья, о функциональных резервах организма, обеспечивающих устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, психологических, социокультурных функций человека, в конкретных условиях его жизнедеятельности.

 Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

 В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников. Валеология наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения данной проблемы  мы   проводим  валеологические занятия..

  Задачи валеологического направления следующие:

  - воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

  - выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

  - формирование этноздоровья;

  - воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

  - выработка навыков личной гигиены;

  - закаливание детей;

  - профилактика и устранение вредных привычек;

В своей работе с детьми на занятиях по валеологии  мы используем мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

  Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни ребенка определяется следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.

  2. Рост уровня физического и психического здоровья.

  3. Повышение двигательной активности детей.

  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

  6. Общая подготовленность к обучению в школе.

  7. Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

Программное содержание:

продолжать формировать интерес к человеку;

дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;

познакомить детей со строением глаза;

расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».

Развивать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих.

Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью.

Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;

привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;

Предварительная работа:

Беседа об органах чувств у животных и человека; Презентации по темам:»Человек», «Наш организм»Беседа по теме : «Зрение»

Чтение художественной литературы», А. Барто «Очки

Разучивание комплекса упражнений для глаз;

Рассматривание познавательных рисунков;

Оборудование и материал: плакат «Строение глаза»;

Иллюстрации по теме «Человек»

картинки «Хорошо, плохо для глаз»;

фотоаппарат;

таблица для определения остроты зрения;

 дид. Игра «Что полезно, а что вредно для здоровья»

медицинский халат , платок для завязывания глаз, презентация «Для чего нужны глаза»

Ход занятия:

Ребята мы с вами говорили о том , что надо постоянно заботиться о своём здоровье,закаливаться, делать зарядку, ходить в поликлинику.

Воспитатель:Сегодня мы с вами проверим наше зрение.

Какой врач может проверить наше зрение?(ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?

Дети: Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.

Вос-ль: Окулист проверит ваше зрение.

(Врач проверяет зрение у нескольких детей с помощью таблицы)

Врач: Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

Посмотрите внимательно на экран.

Показывается презентация « Для чего нужны глаза»

Вос-ль: Давайте расскажем для чего нужны глаза.

Дети рассказывают стихи.

Врач:

Разберемся вместе, дети,

 Для чего глаза на свете?

1 ребенок:

И зачем у всех у нас

 На лице есть пара глаз?

2 ребенок:

Для чего нужны глаза?

 Чтоб текла из них слеза?

3 ребенок:

Ты закрой глаза ладошкой.

 Посиди совсем немножко.

4 ребенок:

Сразу сделалось темно:

 Где кроватка, где окно?

 Странно, скучно и обидно.

 Ничего вокруг не видно.

5 ребенок:

Дима хочет быть пилотом –

 Править быстрым самолетом.

 Все моря на свете наши

 Переплыть мечтает Саша.

6 ребенок:

Будет наш Андрей танкистом,

 А Сергей парашютистом.

Врач:

Но для этого, друзья,

 Кроме знаний и умений

 Нам необходимо зренье!

 Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

Врач: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

Воспитатель (достает фотоаппарат): Ребята, что это такое?

Дети: Фотоаппарат.

Воспитатель.: Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?

Дети: Открывается маленькое круглое отверстие.

Врач: Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

Дети: Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.

Врач: Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.

(Дети выполняют задание.)

Врач: А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

(Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.)

Врач: Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.

Физкультурная минутка (проводят дети).

1 ребенок:

Приступили. Для начала

 Только глазками вращаем.

 А теперь покрутим шеей,

 Это мы легко сумеем.

2 ребенок:

Мы к плечам прижали руки,

 Начинаем их вращать,

 Прочь усталость, лень и скука,

 Будем мышцы разминать.

3 ребенок:

Поворот за поворотом,

 То к окну, то к стене.

 Выполняем упражнение.

 Чтобы отдых дать спине.

4 ребенок:

Напоследок пошагаем,

 Выше ноги поднимаем.

Врач:

Отдохнули мы чудесно,

 А теперь пора на место.

Воспитатель:

Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?

Глаз – очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба – его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?

Дети: Ресницы.

Врач: Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.

Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры… Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете, какие?

(Дети высказывают свои предположения.)

Врач: Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?

Дети: Нет, недостаточно.

Врач: Почему?

(Дети пытаются объяснить.)

Врач: Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?

Дети: Мы снова загораживаем свет рукой.

Врач: Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?

Дети: Свет должен падать слева.

Врач: Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?

Дети: Нет!

Врач: Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.

Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.

-Воспитатель: А у меня Для вас есть ещё одна игра:

 «хорошо-плохо».

Педагог показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.)

Врач: Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.

Варианты картинок:

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок читает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

Врач: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

(Ответы детей.)

Врач: Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).

А на этой картинке – памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?

(Предположения детей.)

- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.

Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).

1 задание: расставить матрешки по величине.

2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.

3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.

4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.

Врач: Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.

Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?

(Ответы детей.)

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

В:  Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении

Врач: А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.

Не трите глаза грязными руками.

Умывайтесь ежедневно с мылом.

Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)

Не читайте в транспорте.

Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.

Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

Ешьте продукты с витаминами.

Гуляйте на свежем воздухе.

Воспитатель:

 Отгадайте загади:

На краю полей пшеничных

 Под тенистою листвой

 Два ключа есть необычных

 С чистой, свежею водой.

 Не умыться той водицей

 Хоть и глубока она,

 Целый мир в нее глядится

 Небо, звезды, облака.

 Днем открыты всем навстречу

 Эти чудо - роднички,

 А во мраке, в поздний вечер

 Их скрывают колпачки.

Два соседа - непоседы,

 День на работе,

 Ночь на отдыхе.

- Да, это глаза. Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.

Поэтому берегите и охраняйте глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»

Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на  тему « Мы за мир, мы против террора!»Цель: Формирование у детей основ проти...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Социальное развитие детей в ДОУ. Обучение основам безопасности жизнедеятельности детей....