Главные вкладки

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Гусева Ольга Валентиновна

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения.

     Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

    Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.  Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования. Согласованность в деятельности политиков, учёных и практических работников в образовании может прогрессивно сказаться на общечеловеческой культуре, в том числе и физическом развитии личности. Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ.

     Таким образом, основополагающим принципом работы учреждений образования является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат даёт только постоянная и целенаправленная работа.

    Средства физической культуры играют большую роль не только в формировании и оздоровлении детского организма, но и в восстановлении нарушенного здоровья. Всю эту работу включает в себя наука «Валеология».

    Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Название она получила от латинского слова «valeo» - «быть здоровым», которое и определило содержание валеологии как деятельности человека, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

     Валеология - это наука о механизмах формирования, развития и сохранения здоровья, о функциональных резервах организма, обеспечивающих устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, психологических, социокультурных функций человека, в конкретных условиях его жизнедеятельности.

     Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

     В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников. Валеология наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения данной проблемы  мы   проводим  валеологические занятия..

      Задачи валеологического направления следующие:

      - воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

      - выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

      - формирование этноздоровья;

      - воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

      - выработка навыков личной гигиены;

      - закаливание детей;

      - профилактика и устранение вредных привычек;

    В своей работе с детьми на занятиях по валеологии  мы используем мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

      Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни ребенка определяется следующими показателями:

      1. Снижение заболеваемости.

      2. Рост уровня физического и психического здоровья.

      3. Повышение двигательной активности детей.

      4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

      5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

      6. Общая подготовленность к обучению в школе.

      7. Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon valeologiya.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Программное содержание:

    продолжать формировать интерес к человеку;

    дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;

    познакомить детей со строением глаза;

    расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».

    Развивать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих.

    Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью.

    Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;

    привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;

    Предварительная работа:

    Беседа об органах чувств у животных и человека; Презентации по темам:»Человек», «Наш организм»Беседа по теме : «Зрение»

    Чтение художественной литературы», А. Барто «Очки

    Разучивание комплекса упражнений для глаз;

    Рассматривание познавательных рисунков;

    Оборудование и материал: плакат «Строение глаза»;

    Иллюстрации по теме «Человек»

    картинки «Хорошо, плохо для глаз»;

    фотоаппарат;

    таблица для определения остроты зрения;

     дид. Игра «Что полезно, а что вредно для здоровья»

    медицинский халат , платок для завязывания глаз, презентация «Для чего нужны глаза»

    Ход занятия:

    Ребята мы с вами говорили о том , что надо постоянно заботиться о своём здоровье,закаливаться, делать зарядку, ходить в поликлинику.

    Воспитатель:Сегодня мы с вами проверим наше зрение.

    Какой врач может проверить наше зрение?(ответы детей)

     Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?

    Дети: Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.

    Вос-ль: Окулист проверит ваше зрение.

    (Врач проверяет зрение у нескольких детей с помощью таблицы)

    Врач: Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

    Посмотрите внимательно на экран.

    Показывается презентация « Для чего нужны глаза»

    Вос-ль: Давайте расскажем для чего нужны глаза.

    Дети рассказывают стихи.

    Врач:

    Разберемся вместе, дети,

     Для чего глаза на свете?

    1 ребенок:

    И зачем у всех у нас

     На лице есть пара глаз?

    2 ребенок:

    Для чего нужны глаза?

     Чтоб текла из них слеза?

    3 ребенок:

    Ты закрой глаза ладошкой.

     Посиди совсем немножко.

    4 ребенок:

    Сразу сделалось темно:

     Где кроватка, где окно?

     Странно, скучно и обидно.

     Ничего вокруг не видно.

    5 ребенок:

    Дима хочет быть пилотом –

     Править быстрым самолетом.

     Все моря на свете наши

     Переплыть мечтает Саша.

    6 ребенок:

    Будет наш Андрей танкистом,

     А Сергей парашютистом.

    Врач:

    Но для этого, друзья,

     Кроме знаний и умений

     Нам необходимо зренье!

     Ребята, как вы думаете, почему?

    Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

    Врач: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

    Воспитатель (достает фотоаппарат): Ребята, что это такое?

    Дети: Фотоаппарат.

    Воспитатель.: Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?

    Дети: Открывается маленькое круглое отверстие.

    Врач: Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

    Дети: Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.

    Врач: Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.

    (Дети выполняют задание.)

    Врач: А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

    (Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.)

    Врач: Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.

    Физкультурная минутка (проводят дети).

    1 ребенок:

    Приступили. Для начала

     Только глазками вращаем.

     А теперь покрутим шеей,

     Это мы легко сумеем.

    2 ребенок:

    Мы к плечам прижали руки,

     Начинаем их вращать,

     Прочь усталость, лень и скука,

     Будем мышцы разминать.

    3 ребенок:

    Поворот за поворотом,

     То к окну, то к стене.

     Выполняем упражнение.

     Чтобы отдых дать спине.

    4 ребенок:

    Напоследок пошагаем,

     Выше ноги поднимаем.

    Врач:

    Отдохнули мы чудесно,

     А теперь пора на место.

    Воспитатель:

    Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?

    Глаз – очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба – его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?

    Дети: Ресницы.

    Врач: Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.

    Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры… Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете, какие?

    (Дети высказывают свои предположения.)

    Врач: Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?

    Дети: Нет, недостаточно.

    Врач: Почему?

    (Дети пытаются объяснить.)

    Врач: Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?

    Дети: Мы снова загораживаем свет рукой.

    Врач: Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?

    Дети: Свет должен падать слева.

    Врач: Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?

    Дети: Нет!

    Врач: Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.

    Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.

    -Воспитатель: А у меня Для вас есть ещё одна игра:

     «хорошо-плохо».

    Педагог показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.)

    Врач: Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.

    Варианты картинок:

    Ребенок трет глаза грязными руками.

    Ребенок читает лицо чистым платком.

    Ребенок читает в транспорте.

    Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

    Ребенок читает, лежа в постели.

    Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

    Врач: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

    (Ответы детей.)

    Врач: Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).

    А на этой картинке – памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?

    (Предположения детей.)

    - Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

    Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.

    Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).

    1 задание: расставить матрешки по величине.

    2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.

    3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.

    4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.

    Врач: Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.

    Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?

    (Ответы детей.)

    Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

    Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

    В:  Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении

    Врач: А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.

    Не трите глаза грязными руками.

    Умывайтесь ежедневно с мылом.

    Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)

    Не читайте в транспорте.

    Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.

    Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

    Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

    Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

    Ешьте продукты с витаминами.

    Гуляйте на свежем воздухе.

    Воспитатель:

     Отгадайте загади:

    На краю полей пшеничных

     Под тенистою листвой

     Два ключа есть необычных

     С чистой, свежею водой.

     Не умыться той водицей

     Хоть и глубока она,

     Целый мир в нее глядится

     Небо, звезды, облака.

     Днем открыты всем навстречу

     Эти чудо - роднички,

     А во мраке, в поздний вечер

     Их скрывают колпачки.

    Два соседа - непоседы,

     День на работе,

     Ночь на отдыхе.

    - Да, это глаза. Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.

    Поэтому берегите и охраняйте глаза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

    В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

    Конспект занятия по основам валеологии для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наши глаза».

    Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы физического воспитания подрастающего поколения....

    Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

    Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

    Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

    Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

    Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

    Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

    Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»

    Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на  тему « Мы за мир, мы против террора!»Цель: Формирование у детей основ проти...