Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Борисенкова Екатерина Николаевна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий  авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие  в занимательной, интересной игровой форме поможет познакомить детей с видовыми особенностями   русской игрушки - матрёшки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           МБДОУ «детский сад №1 «Машенька» г. Сафоново

Воспитатель высшей квалификационной категории

Борисенкова Е.Н.

КОНСПЕКТ  НОД

По социально-личностному развитию для старшего дошкольного возраста

«Русские матрёшки»

(из цикла занятий к проекту «Начало начал»)

Цель.  Познакомить детей с видовыми особенностями  русской народной игрушки «Матрёшка»                                                      

Задачи.

1. Воспитывать любовь к народному искусству.                                                                     2. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.                                                                                                                    3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
4.  Познакомить детей с историей матрёшки.

 Формы и средства обучения: Образно-художественная, игровая, практическая, информационно-коммуникационные, музыкальные, наглядные.  

Материально-техническое обеспечение: Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская матрёшка», русские народные мелодии в записи,  медиа ресурсы: ноутбук,  презентация «Русская матрёшка», деревянные  игрушки «Матрёшек» с разными видами росписи (Семёновская, Загорская, Полохов-Мойданская), наборы фигурных макарон (раскрашенных в разные цвета ( на каждого ребёнка), заготовки - шаблоны из пластилина разных цветов, плоскостные  картонные матрёшки 3-х видов

Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек из пластилина, стол с сувенирными игрушками матрёшек,  плоскостные матрёшки большого размера.  С другой стороны установлен ноутбук,  скрытый ширмой.  В центре зала стоит домик матрёшки.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть, как красиво сегодня у вас в группе...

-        Ой!!! Посмотрите!!! Из почтового ящика торчит какой-то конверт... может быть достанем его и посмотрим что это?

- Это же нам пришло письмо! Интересное оно! Только вот от кого непонятно.

Здесь вместо обратного адреса написана загадка. Попробуем отгадать?

- Алый, шелковый платочек,

  Яркий сарафан в цветочек,                            

Упирается рука в деревянные бока.      

 А внутри секреты есть:        

 Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко...      

Это русская... (МАТРЕШКА)

-        Правильно, это письмо от матрёшек. А вы знаете кто такие матрёшки? как
они выглядят? а почему сказано «может три, а может шесть»? (
ответы детей)

- Теперь и мне всё ясно. Ну что ж, может прочитаем о чем письмо? (вскрывает конверт и читает) 

- Пишут русские матрешки.        

Мы поссорились немножко.        

В гости к вам мы собирались,        .

Что надеть?

Мы растерялись!        

И не поймем... - где чей наряд.

У каждого свое ведь платье есть

Только где же чьё - понять бы …

Что, ребята, надевать нам?

Помогите нам понять…

Какое платье надевать!

И подпись: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская матрёшки.

  • Воспитатель: Вот в чем дело! У них такая неприятность произошла. Ребята, будем помогать матрёшкам?
  • Будем!

- Вот только как им помочь? (Варианты).

  • А вы знаете чем отличаются платья этих трёх матрёшек?
  • -Нет!
  • Тогда, для начала, я предлагаю самим во всем разобраться. Мне известно одно место, в котором можно это всё разузнать. Это... МАСТЕРСКАЯ по изготовлению матрёшек.

- Только чтобы туда попасть нам потребуется немного волшебства. Беритесь за руки, закрывайте глаза и запоминайте заклинание:

Абра-Кадабра, Сим-Салабим, Мы в мастерской оказаться хотим!

Дети произносят заклинание и...видят стол, на котором стоят разные виды матрёшек, ноутбук, пластилиновые формы кукол и предметы их украшения.

Воспитатель слышит, что матрёшки что-то шепчут:

- Заклинание произносите,

Посмотреть в окно истории просите!

Вместе:

- Абра-Кадабра, Сим-Салабим,

В окно истории посмотреть хотим!

Начинается показ  слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя

  • Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1)
  • Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья... Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переделали её и назвали русским именем - Матрёшей.

Наиболее известны 3 вида матрёшек.

        

(Слайд 2) Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят оттого места, где этих матрёшек расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 3) В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек, отсюда и название -Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук данной матрёшки украшают букеты цветов.

  • Ребята, какие главные цвета использованы при росписи игрушки?
  • Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
  • Правильно вы заметили.

(Слайд 4) Следующая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрешки всегда в сарафанах на которых пестреет очень постой узор, доступный даже для рисования ребенком. Основные цвета - Красный, синий, зелёный, желтый.

  • Правильно. И на голове Загорских матрёшек платок с очень простыми узорами.

(Слайд 5) И третья матрешка из села Полхов-Майдан. У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого разрисован только передний овал игрушки, зато на нём множество разноцветных цветов.

(Слайд 6)

Ах, матрёшечка-матрешка,

 Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру, а заодно посмотрим, что мы запомнили про матрешек.

(Дети становятся в круг, позади каждого ребенка раскладываются плоскостные куклы - матрёшки. Дети ходят по кругу, делая различные движения. После слова «покажись» поворачиваются к макетам и смотрят, кто превратился в какую матрёшку).

-У Семёновских матрёшек,                                                  

 Знает это целый свет,                                                        

 На переднике пестрится                                      

 Обязательно букет.

-У Загорских у матрёшек,                                                    

 Видел это каждый взор,                                                  

 Сарафанчик украшает                                                                        

 Очень уж простой узор.

- У Полохов-Майданских матрёшек,                                  

Знаешь это ты и ты,                                                                      

На переднем на овале                          

Очень яркие цветы.

- Что ж, присядем мы немножко,

И встряхнем мы свои ножки,

Не стесняйтесь, не стыдитесь,

Кто в Полхов-Майданскую превратился?

Покажитесь!!!    (Игра проводится 2-3 раза).        

- Ну вот, теперь разобрались, чем отличаются матрёшки?.

(Затем при помощи уже известного заклинания возвращаются в группу.)

-        Какие вы молодцы, ребята, во всем разобрались, все запомнили, теперь
можно и нашим матрешкам-растеряшкам объяснить кто во что должен
одеться.

Воспитатель: А давайте сами сделаем различных матрешек и посылкой отправим нашим растеряшкам. Пусть посмотрят и поймут у кого какой должен быть наряд.

(Ребята садятся за столы на которых лежат плоскостные формы матрешек из пластилина и цветные макаронные изделия различных форм, которыми и следует украсить свою куклу).

По окончании работы дети рассказывают каких именно матрешек изготовили, затем собирают посылку и отправляют Семёновской, Загорской и Полхов-Майданской матрёшкам для того, чтобы оказать им помощь о которой они просили.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Я уверена, что теперь и матрешки поймут, что на себя надеть и будут вам очень благодарны. Ну а сейчас пришло время расставаться, спасибо вам за помощь и

ДО СВИДАНИЯ.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"

познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...

познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза"

познавательное занятие для старшего дошкольного возраста "Русская берёза"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская изба"

Проект «Русская изба» продолжает серию проектов, проходящих в нашей группе в рамках общего проекта нашего учреждения «Обо всём расскажет книжка».Дети продолжат знакомиться с ис...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»

Конспект совместной образовательной деятельностис детьми младшего и старшего дошкольного возраста«Русская матрёшка»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»

Знакомство детей с разнообразием материалов для творчества, инструментов, техник для того, чтобы с любопытством экспериментировать и набираться опытом....