Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Как сберечь ресурсы планеты»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

«Как сберечь ресурсы планеты» (конспект образовательной деятельности)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Как сберечь ресурсы планеты»

Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством создания мотивации для сбережения природных и экономических ресурсов.

В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла.

Формировать у детей потребность в их экономии.

Обобщить и систематизировать знания детей об ограниченности природных ресурсов.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитывать бережное отношение к использованию электроэнергии и расходованию воды.

Развивать мыслительную деятельность и устную речь детей через ответы на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к дарам природы.

Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Материал и оборудование: сигнальные карточки зеленого и синего цвета, набор карточек с изображением различных ресурсов, мультимедийное оборудование, презентация.

Предварительная работа: просмотр познавательных мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, разгадывание загадок по теме занятия, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Этапы образовательной деятельности: организационный момент, введение в ситуацию, актуализация знаний, совместная деятельность воспитателя и детей, рефлексия.

Ход:

Все вместе: Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).

Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим об очень важном предмете, о нашей планете, о ее ресурсах. А кто знает, что означает это слово? (Ответы детей, в случае затруднения подсказка с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: да, ресурсы – это ценности, запасы которых человек использует для удовлетворения своих потребностей. Как вы думаете, что относится к ресурсам? (ответы детей, в случае затруднения помощь)

Воспитатель: скажите, пожалуйста, мы пользуемся солнечным светом?

(ответы детей)

Воспитатель: конечно, есть даже солнечные батареи, которые производят электроэнергию с помощью энергии солнечного света. А как мы используем воду, кроме того, что пьем ее? (ответы детей)

Воспитатель: да, ребята, вода тоже помогает нам получать энергию, есть такие сооружения – гидростанции, где, используя силу падающей воды вырабатывается электрическая энергия. Наиболее популярные источники получения электричества — это вода, а также уголь и газ. Их сжигание — основной фактор загрязнения воздуха, а сами эти источники могут когда-нибудь закончиться. А как еще использует человек воду? (ответы детей)

Воспитатель: да, полив полей, промысел, то есть добыча или лов рыбы, а также ее разведение, доставка грузов, ведь даже бананы, которые вы так любите, попадают в нашу страну из других стран теплоходами. А кроме бананов много других грузов. Ну и конечно, без воды не смогут жить ни люди, ни животные, ни птицы. Вот какой важный ресурс. А что вы знаете о ветре, как мы его используем? (ответы детей)

Воспитатель: и ветер тоже помогает нам получать электроэнергию, вы, наверное, видели такие огромные вентиляторы, которые стоят на открытом пространстве, где есть ветра, они так и называются ветрогенераторы. К тому же, они не выделяют в атмосферу вредных веществ.  

Ресурсы - это солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.

И сегодня мы попробуем ответить на вопрос, как разумно расходовать ресурсы, и что мы с вами можем сделать для того, чтобы сберечь ресурсы планеты. Но сначала поиграем, повторим, что вы знаете о ресурсах. Я буду называть и показывать вам картинки, а вы, если слово относится к природным ресурсам, поднимать зеленую карточку, а если нет – синюю.

Воспитатель: умницы, а сейчас давайте вместе подумаем и перечислим все, что необходимо человеку для жизни. (ответы детей).

Воспитатель: конечно, кроме электроэнергии, света, тепла, воздуха и воды, человеку еще нужна пища, лекарства, мебель, одежда. А где все это взять? (ответы детей)

Воспитатель: конечно, мы идем в магазины, аптеку и покупаем все необходимое, магазине откуда берутся эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: эти предметы производятся опять же из ресурсов. Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем в игру «Создай предмет». Каждая команда получает карточки с изображением продукта «Йогурт» и «Платье» и набор карточек с изображением ресурсов (трава, вода, корова, завод, хлопок, фабрика, швейная машина и т.д. Попробуйте, используя их, создать предмет, выбрав те ресурсы, которые для этого нужны, и подготовить связный рассказ о создании вещи.

Создание йогурта. Нужна корова, чтобы получить молоко. Корове нужен корм (это трава) и вода. Чтобы молоко отвезти на молочный комбинат, нужны машины, для создания которых используется металл, который получают из железной руды. На молочном комбинате нужно иметь специальные аппараты, которые сделаны тоже из металла, чтобы молоко превратить в йогурт. После изготовления йогурту предстоит путешествие в магазин, поэтому опять нужен транспорт, а для него топливо, но для этого сначала нужно добыть нефть.

Создание платья:

Сначала на поле нужно вырастить хлопок. Для этого нужно очень много пресной воды. Когда хлопок вырастет, его нужно собрать и отвезти на машинах на завод, где его обработают и превратят в ткань. Эту ткань отвезут на швейную фабрику. Там из нее сошьют платье. Но чтобы швейные машины работали нужно электричество. На платье должны быть молния или пуговицы. Их делают из металла. Для того чтобы получить металл, нужно сначала добыть и переработать руду. Когда платье готово, его отправляют в магазин. Платья могут перевозиться на самолетах, пароходах или автомобилях в другие города и даже страны. Для этого необходимо топливо, которое делается из нефти.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним какие ресурсы использовались для создания этих предметов? (ответы детей).

Воспитатель: вот сколько всего нужно для создания необходимых для человека вещей. А сейчас немного разомнемся.

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за стол ты вновь садись.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, а природные ресурсы вечные? Они никогда не кончатся? (ответы детей).

Воспитатель: да, когда-нибудь наступит день и какие-то ресурсы могут закончиться, но человечество и наука не стоят на месте, они обязательно что-нибудь придумают. Но что МЫ с вами можем делать уже сейчас, чтоб сберечь ресурсы нашей планеты. (ответы детей)

Воспитатель: давайте перечислим способы сохранения ресурсов. Вот хотя бы на примере платья и йогурта.

1.Бережно относиться к одежде, например, к платью, так как нужно очень много ресурсов, чтобы создать новое.

2.Не покупать больше продуктов, чем можешь съесть, потому что срок годности у йогурта небольшой, и он быстро портится.

Воспитатель: подумайте, как каждый из нас может помочь природе сохранить ее ресурсы. (Ответы детей).

Воспитатель: вот несколько простых советов:

Максимально используйте естественное освещение.

Выходя из помещения, выключайте свет.

Вместо того чтобы на ночь оставлять компьютер в спящем режиме, выключайте его.

Стиральную и посудомоечную машины загружайте полностью – не "гоняйте" их вхолостую. Кстати, так вы сбережете не только электроэнергию, но и воду.

Замените хотя бы одну лампочку в доме на энергосберегающую. Если вам кажется, что она тусклая, вкрутите ее в туалете или, например, в кладовой.

Воспитатель: ребята, когда вы открываете кран с водой, вы можете представить, что вода закончилась? (ответы детей).

Воспитатель: трудно представить, что это возможно, но запасы воды уменьшаются на планете. Как сберечь водные ресурсы? (ответы детей).

Воспитатель: знаете ли вы, что во время чистки зубов в течение 2-х минут один человек при незакрытом кране использует 10 л воды (это одно ведро). Вот как нам беречь воду:

Вместо ванны принимать душ - это поможет сэкономить воду. Другой посильный вклад - сократить время пребывания в душевой кабинке на 1-2 минуты. 

Не включайте воду полной струей.

Если видите, что подтекает вода в унитазах или кранах, сообщите об этом взрослым.

Воспитатель: многие, наверное, слышали и видели по телевизору о том, что горят леса, что вырубают большие лесные массивы. Как вы думаете, можем ли мы сберечь лесные ресурсы? Как это сделать? (ответы детей).

Воспитатель: да, ребята, нужно вместо сгоревшего леса высаживать молодые деревца, а тем более вместо вырубленных деревьев. Ведь они очень долго растут и пройдет много-много лет, прежде, чем на месте лесных пустырей зашумит новый здоровый лес. А что кроме древесины и бумаги дает человеку лес? (ответы детей)

Воспитатель: конечно, мы с вами знаем, что леса – это еще и легкие нашей планеты, они дают нам кислород. Вот почему еще так важно беречь лес.

Воспитатель: ребята, о чем мы сегодня поговорили? Что нового узнали? (ответы детей)

Воспитатель: как вы можете использовать полученные знания, они пригодятся вам в жизни?

(ответы детей)

Воспитатель: да, если мы будем беречь ресурсы нашей планеты, то и она отблагодарит нас своей щедростью.