Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Приключения дяди Федора с друзьями в большом городе».
материал по обж (старшая группа)

Корягина Наталья Николаевна

Образовательная деятельность направлена на закрепление правил безопасности на дороге и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

                                                                 

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Приключения дяди Федора с друзьями в большом городе».

Подготовила:

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи

 Корягина Наталья Николаевна.

2019 г.

Тема: «Приключения дяди Федора с друзьями в большом городе».

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: групповое помещение.

Цель: формирование представлений детей о профессиях «пожарный», «полицейский», «врач скорой помощи»; умение обобщать знания о правилах безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о профессиях «пожарный», «полицейский», «врач скорой помощи», об их роли в жизни людей; о телефонах экстренного вызова;
  • С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
  • Расширять представление детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
  • Закреплять правила дорожного движения;
  • Учить выбирать предметы, необходимые при оказании первой медицинской помощи;
  • Учить различать звуки транспорта;
  • Уточнять знания детей о причинах пожара, об элементарных правилах поведения во время пожара;
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Безопасность»

Развивающие:

  • Развивать умение поддерживать беседу, вести диалог в соответствии с ситуацией, в свободной форме высказывать свою мысль;
  • Содействовать развитию осторожности и осмотрительности;
  • Развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность, смекалку;
  • Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия;
  • Воспитывать уважение к труду  людей  разных профессий; 
  • Поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей;
  • Воспитывать чувство ответственности, осторожность при знакомстве со свойствами огня.

Коррекционные:

  • Упражнять в правильном построении предложений;
  • Совершенствовать навыки правильного грамматического строя речи, связную речь;
  • Автоматизировать поставленные звуки.

Предварительная работа:

  • Работа с наглядными материалами;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);
  • Прослушивание звуков транспорта.
  • Разучивание стихотворений

Методы:

Игровой: игровые упражнения.

Наглядный: опыты, эксперименты, использование средств мультимедиа

Практический: выполнение заданий (выбор номера экстренной службы, сбор аптечки), работа с иллюстративным материалом

Словесный: объяснение, беседа, ответы детей.

Материалы и оборудование: 

  • Свечки,
  • Колба
  • Металлический поднос
  • Песок
  • Вода
  • Земля,
  • Проектор,
  • Машины спец. назначения с номерами
  • Конверт
  • Аудиозапись со звуками транспорта
  • Картинки с огнем («добрый» и «злой» огонь)
  • Медицинская аптечка (бинт, вата, зеленка, градусник, фонендоскоп)
  • Игрушки (кубик, мяч, киндер-игрушки и т.д.)
  • Халат

Интегрируемые образовательные области: 

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально - коммуникативное развитие,

Физическое развитие.

Современные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка)
  • технология исследовательской деятельности (опыты, экспериментирование)
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология

План образовательной деятельности

Этапы

Структура занятия

Время

1 этап

Организационный момент.

Цель: создание игровой мотивации на предстоящую

деятельность.

3 минуты

2 этап

Основная часть

Цель: закрепление знаний детей.

19 минут

3 этап

Заключительная часть.

 Цель: анализ деятельности;

плавный переход к совместной деятельности воспитателя с детьми 

3 минуты

Ход образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

( с экрана доносится звук сообщения)

-Ой, ребята, нам, пришло письмо.

-Вы знаете этого мальчика?

-Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Мне очень нужна ваша помощь. У нас в деревне  построили новый  микрорайон  из   высотных  домов, скоростную дорогу провели, как в городе. Я и мои друзья решили осмотреть новый микрорайон, да там на разных остановках и потерялись. Чтобы нам вместе встретиться, нужно на вопросы разные ответить, а у нас без вас, ребята, никак не получается. Поэтому, обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, нам с друзьями встретиться». Ребята, поможем дяде Федору и его друзьям?

-А вы знаете, как зовут друзей дяди Федора?

Тогда отправляемся в путь! И первая остановка «Перекресток Всезнайка»

А вот и Шарик наш, друзья,

Полицейский остановил его не зря.

Правила движения расскажите

И Шарику все вместе помогите!

-Поможем Шарику, ребята?

-Но сначала скажите, зачем нам нужен полицейский?

Оказывается, ребята, профессия полицейского имеет несколько разных специальностей: оперативный сотрудник уголовного розыска, сотрудник патрульно – постовой службы (ППС), сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), следователь, участковый.

А вот и вопросы от полицейских.

1. Как называется инструмент работника ГИБДД?

2. Где пешеход переходит дорогу?

3. Часть дороги, по которой движется транспорт?

4. Часть дороги, по которой движется пешеход?

5. По какому номеру нужно звонить, если вдруг на тебя напали хулиганы, отобрали сумочку?

А хотели бы вы попробовать себя в роли полицейского, испытать свои способности, проявить внимательность и наблюдательность?

Сейчас вам будут названы и показаны кем – то потерянные предметы, а вы должны узнать, кто их потерял…

  • Золотой ключик
  • Хрустальная туфелька
  • Круглое изделие из теста
  • Щука
  • Шапочка яркого цвета

Хорошо. С этим заданием вы справились. А сейчас мы с вами попробуем отгадать звуки транспорта.

-Молодцы, ребята. Шарика мы нашли. Отправляемся дальше в путь?

Но сначала немного отдохнем.

Физминутка.

Я однажды потерялся

Только быстро догадался

Посмотрел туда – суда,

Нету мамы – вот беда!

Побежал направо я –

Мама не нашлась моя.

Побежал налево я –

Мама не нашлась моя.

Повернулся я вокруг –

Может быть увижу вдруг –

Нету. Я решил стоять –

И на месте маму ждать.

-Ребята, можно убегать от взрослых?

А вот и следующая остановка «Маленького огонька»

И поджидает нас на этой остановке кот Матроскин. Он  очень любит тепло, теплую печку, а про правила обращения с огнем  не знает. Когда он услышал название остановки, он решил, что здесь его могут познакомить с этими правилами.

-Давайте  расскажем Матроскину, какой бывает огонь.

(Игра ««Добрый» и «злой» огонь»-делятся на две команды- мальчики и девочки).

- Кто сможет прийти на помощь, если возникнет пожар?

- Каким должен быть пожарный?

-По какому номеру нужно позвонить, если случился пожар?

-Что необходимо сообщить пожарным по телефону?

-Что нельзя делать во время пожара?

-Ребята, раньше не было телефонов. Как же люди сообщали о пожаре?

-А сейчас мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию.

-Что такое лаборатория?

Здесь мы с вами будем проводить эксперименты с огнем, поэтому будьте очень осторожны.

- Как вы думаете, почему свечки я поставила на металлический поднос?

-Чем можно зажечь свечки?

-Кому можно брать спички, зажигалки?

Эксперимент первый:

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

- Какой он?

-Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться.

-Почему?

-Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

-Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

-Чего боится огонь?

- А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах находится материал, который можно использовать для тушения огня.

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

-Что происходит и почему?

-На огонь посыплем песок. Что произошло?

-А если землю?

(поочередно зажигаю свечи)

Эксперимент третий:

-Проведем последний опыт. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой.

- Что происходит с огнем?

-Почему наш огонь через некоторое время погас?

-Да, ребята. Вот поэтому нельзя открывать окна во время пожара, чтобы воздух не поступал, и пламя не разгорелось еще больше.

-Ну что, вот и кот Матроскин все узнал про огонь. Отправляемся дальше?

А вот и следующая остановка «Здоровейка». Посмотрите, кто на ней?

-Оказывается, ребята, Печкин плохо себя почувствовал, а аптечку дома забыл.

-Как вы думаете, как мы можем помочь Печкину?

-По какому номеру мы можем это сделать?

-Все правильно. Сразу же приедет врач, который окажет первую помощь. Многие считают, что основная работа врачей скорой помощи –это переправлять пострадавшего и заболевшего в больницу. На самом деле это не так. Минуты, а иногда и секунды решают, будет человек спасен, будет он жить или нет. И именно в эти незначительные промежутки времени над спасением жизни больного трудятся врачи скорой помощи.

- Каким должен быть врач?

-Давайте мы поможем почтальону Печкину и соберем для него аптечку. Ваша задача выбрать только те предметы, которые нужны при оказании первой помощи.

Игра «Я положу в аптечку…»

-Молодцы! Вот и почтальону Печкину мы помогли.

-Все друзья собрались опять  вместе.

-Но чтобы наши герои не забыли, какие службы могут им помочь в экстренных ситуациях и как до них дозвониться, мы сейчас соберем номера этих служб и отправим письмо дяде Федору.

-Ой, ребята, цифры рассыпались. Помогите, пожалуйста, восстановить номера.

Разделитесь на пары.

-Отлично, ребята. Сегодня я обязательно зайду на почту, чтобы отправить наше письмо.

-А наше путешествие подошло к концу.

-Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось?

-Что показалось самым трудным?

-Люди каких профессий помогут нам в сложной ситуации?

-А чтобы другие герои и ребята не попадали в такие ситуации, мы с вами нарисуем книгу по безопасности.

(Переход к совместной и самостоятельной деятельности). 

(слайд 1)

Дядя Федор

Да

Кот Матроскин, дядя Федор, почтальон Печкин и т.д.

(слайд 2)

Да

Ответы детей (следят за порядком на улицах, патрулируют, стоят на постах на  важных объектах - охраняют мосты, заводы, метро, жилища людей от террористов, выезжают на места преступлений, разыскивают преступников, ловят воров и хулиганов; следят за безопасностью дорожного движения, разыскивают бездомных детей, выдают гражданам документы)

(слайд 3)

Жезл

По пешеходному переходу, по светофору

Проезжая часть.

Тротуар

102

Да

Буратино (слайд 4)

Золушка (слайд 5)

Дед и баба (слайд 6)

Емеля (слайд 7)

Красная шапочка (слайд 8)

Включается аудиозапись со звуками транспорта, дети отгадывают. (слайд 9)

Да

изобразить испуг

слегка ударить себя по лбу, улыбнуться

повороты

развести руки в стороны внизу

бег на месте

руку « козырьком»

бег на месте

руку « козырьком»

поворот вокруг себя

руку « козырьком»

стоят

нет

(слайд 10)

Дети распределяют картинки  на две группы: добрый огонь и злой огонь и объясняют.

Пожарный

Смелым, сильным, сообразительным, умным, сплоченным, находчивым, быстрым

101

Адрес, имя и фамилию, что горит.

Прятаться под кроватью, в шкафах, забиваться в угол

Громко кричали, стучали в звонкие предметы, звонили в колокола.

(слайд 11)

это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.

Металл не горит.

Спичками, зажигалкой

Только взрослым

Огонь

Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание.

Нет

Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Его нужно потушить.

Воды, песка, земли, снега

Огонь погас, потому что он боится воды

Огонь погас, потому что он боится песка

Огонь погас, потому что он боится земли

Он гаснет

Без воздуха огонь существовать не может.

Да

Почтальон Печкин

(слайд 12)

Позвонить в скорую помощь

103

(слайд 13)

Отзывчивым, добрым, терпеливым, ответственным

Артем.

Врачи помогают
И взрослым, и детям,

Как самые добрые
Люди на свете.
Врачи облегчают
Страданья вокруг.

За это "спасибо"
Скажи им, мой друг!

(слайд 14)

Дети собирают аптечку.

Начинают со слов «Я положу в аптечку…Он(она) нужна для того, чтобы…»

(слайд 15)

Дети собирают номера экстренных служб.

Ответы детей

(слайд 16)

Дети берут раскраски по безопасности, раскрашивают в свободное время. После этого делаем книгу по безопасности.