Конспект образовательной деятельности на тему:"Знакомство с русским костюмом"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Романова Екатерина Евгеньевна

Конспект НОД на тему:" Знакомство с русским костюмом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkim_kostyumom.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»

Конспект образовательной деятельности в старшей  группе на тему: «Знакомство с русским костюмом»

Воспитатель: Романова Е.Е

Заводоуковск, 2015

«Знакомство с русским костюмом»

Цель: Приобщение старших дошкольников к русским традициям через знакомство с народным костюмом.

Задачи:

1)образовательная – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;

2) развивающая - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную речь. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.                  

3) воспитательная – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Методические приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения,).

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки, ленточки; Алёнушка в русском наряде, пластилин, цветная бумага, бисер, клейстер.

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, просмотр презентаций, изготовление костюмов, кукол, создание своего орнамента для сарафана.

Ход деятельности:

В группу заходят дети в национальных русских костюмах.

Воспитатель: Ребятки, какие вы нарядные, красивые. А  у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите, какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов, мы узнаем сегодня, в ходе нашей беседы. А для того, чтобы настроиться на отличную работу, мы проведем зарядку.

Гимнастика «Ритмирование».

Слышится стук в дверь. Воспитатель открывают двери вместе с детьми. На пороге стоит Алёнушка.

Алёнушка: Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном).

Дети здороваются в ответ.

Алёнушка: Какие вы статные да ладные! Как звать, вас, красна девица?

 Как звать, вас, добрый молодец?

 После того, как ребенок отвечает, она спрашивает, что за одежда на них одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая) и т.д. Дети называют части костюма.

Алёнушка: Скажите, а как можно назвать одежду, в которую одеты наши гости?

Ответы детей.

Алёнушка: А как мы назовем  одежду, в которую одеты вы? Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: «работать спустя рукава». Считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак , а женщина была без головного убора. Отсюда пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим, из какой ткани сделаны ваши сарафаны и рубахи

Ответы детей.

Алёнушка: Посмотрите, какие у меня еще есть костюмы (достаёт из сундучка разные костюмы), а сделаны они из коленкора, из кисеи, вшита, понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям).

Алёнушка: А теперь, если хотите, и мы попробуем прясть и ткать как раньше наши предки. Давайте приготовим наши пальчики.

Игра «Колечки и ленточки» .

Воспитатель: Спасибо Алёнушка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы красиво нарядились, (показывают наряды)

 Вкруг себя оборотились, (повернулись)

 Вышли песенки попеть,

 На людей посмотреть.

 Вышли дружно поиграть,

 Себя людям показать.

Алёнушка: Ой, ребятки, а может быть, вы мне поможете? Взяла я с собой картинки, на которых изображены старинные предметы, вам показать, а они случайно с простыми перепутались. Давайте вместе разберём их.

Дети разбирают картинки, объясняя свой выбор (лапоть, сапог, туфля, поршень, лавка, стул, сундук, люлька, сарафан, косоворотка, платье, душегрея, теремок, изба, дворец, высотный дом, чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш).

Воспитатель: Ну вот видишь, Алёнушка, какие ребятки у нас молодцы! Они очень внимательные, и сейчас ты ещё раз в этом убедишься!

Обращается к детям: Ребятки, посмотрите и запомните, как одета Алёнушка. Сейчас она что-то изменит в костюме, а вы закройте глазки, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось. Например: платок был завязан, а сейчас развязан.

Игра: «Что стало не так». Дети рассказывают, что изменилось, и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.

Алёнушка: И вправду, вы очень внимательные. А сейчас я предлагаю вам пройти к столу, там лежат листочки с народной одеждой. Выберете себе то, что вам нравится, и украсьте по своему вкусу.

Дети проходят к столу, и самостоятельно украшают народные костюмы по своему выбору (на столе стоят краски, клейстер, бисер, «волшебный песок», пластилин, цветная бумага).

Воспитатель и Алёнушка по просьбе детей помогают украсить костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание:  – пополнять пассивный и расширять ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Богатыри земли русской»

Занятия по данной теме формирует у детей патриотические чувства, ощущение гордости за свою страну, чувство гордости за богатырскую силу России, а так же уважение к русским воинам, желание бы...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с руссим национальным костюмом...

Конспект образовательной деятельности по теме "Герои земли Русской"

Конспект образовательной деятельности по теме "Герои земли Русской" разработан с целью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, уважения к защитникам Родины....