Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Русский народный костюм»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

По ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы

«Русский народный костюм»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом

Задачи:  

•  вызвать интерес к русскому костюму  

•  научить называть предметы костюма;

•  обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана,

сорочки, кокошника.

Словарная работа: Народный костюм, сарафан, , лапти, рубаха,

кокошник, вышивка, колпак,кушак

Материал: Русский сарафан, женская кофта - рубаха,  

лапти, кокошник.

Ход :

Воспитатель : -Как называется страна в которой мы живем?

страна называется Россия.

Воспитатель. Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась

Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые

и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами:

здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся с

гостями и друг с другом  и поклонимся как в старину.                    

Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы

Дети: - страна называется Россия.

Воспитатель. - Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась

Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые

и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами:

здравствуйте, доброго здоровья.

-Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый). 
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа). 
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Как вы понимаете эту пословицу (ответы детей) Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде. 

Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы. А знаете ли вы, что такое одежда? (отв. Детей ) 
-Для чего она предназначена? (отв. детей ) 
Воспитатель:  -Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.  Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Например: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской и Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению).

Воспитатель: - Каждый знает, что портной - это человек, который шьет одежду. Название произошло от слова  портица, так называлась в древней Руси вся одежда.

-Где брали материал для одежды?

-  Каждый крестьянин изготавливал материал в своем хозяйстве. Позднее появились ткани изо льна, конопли. Сначала пряли на прялке лен, получали нитки, затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину.  Простой люд стремился себя украсить, и в народе придумано много способов окраски ткани. В древние времена краски не было. Её делали используя разные растения: зверобой, василек, чернику, кору дуба и березы. Цвета ткани после окраски получались яркие и насыщенные.  Крашеные ткани назывались крашенинами.

- А вы знаете, из каких видов одежды состоит русский мужской костюм?

Дети: Рубаха, штаны, кушак.

Воспитатель:  - Правильно, только штаны назывались порты. Будничные порты были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги( показ иллюстрации).

-Рубаха-это была главная одежда на Руси, ее носили и мужчины, женщины и дети. Рубахи шили широкие, мужские- короткие, женские –длинные, ниже колен. Праздничные рубахи украшали по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. (иллюстрации). Мужские, женские и детские рубахи имели на груди узоры.( показ иллюстраций)

Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнамент, в орнаменте каждый цвет означает что-то свое.

-красный – благополучие

-желтый – тепло и ласку

-синий – радость

- черный – богатство

 Наши предки считали, что одежда должна не только согревать, но и оберегать от сил зла. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. По преданию вышитые узоры оберегали  людей от болезней, наговоров, сглаза.

Считалось, что узор – это заклинание в виде знаков. В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл.

Показываю иллюстрации со знаками орнамента.

Показываю круг.

- Что это?

- Это знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие).

- На что похож этот знак? (показываю волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды.

- Прямая горизонтальная линия обозначала землю,

- Вертикальная линия превращалась в дождь;

- Огонь, солнце изображались крестом.

Показываю ромб и квадрат, дети называют.

- Это знаки земли.

- Квадраты, а в них точки - засеянное поле, означает богатство и плодородие.

- А крест берег людей от злых сил.

- Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Воспитатель :

-Пояс назывался кушаком.

Кушак шили из белой, синей, красной ткани, вышивали и оторачивали тканью контрастного цвета. На кушак подвешивали расческу, нож, специальную сумочку для денег. Карманы в то время шить было не принято

Воспитатель : -Что являлось основой женского костюма?

Дети : - Рубаха.

-Чем она отличалась от мужской рубахи?

- Она была очень длинная и доходила до ступней.

Что надевали поверх рубахи?

Дети : - Сарафан.

Воспитатель:  - Сарафан это юбка на лямках, расширенная к низу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани. Украшали вышивкой и тесьмой.

Воспитатель :  -А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.
Два котика, четыре хвостика.(Лапти)

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.( показать лапти, дать потрогать)Лапти плели из лыка-липовой коры.

-А сейчас мы с вами поиграем:
Дидактическая игра «Зима – лето»( на двух мольбертах два дерева зимнее и летнее. Показываем иллюстрацию обуви, а ребенок относит к тому дереву, в какой сезон ее носили)
Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.
Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Зимой еще  лапти   утепляли онучами- портянками- и завязывали веревочками. ( показ иллюстрации).Ребята, так куда же мы поместим лапти?
Дети: - И в зимнюю и летнюю обувь.
Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?
Дети: Летом больше ходили и много работали
Воспитатель : - Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). Позже стали шить чеботы- простые башмаки., потом сапоги. Шили сапоги одинаковыми (не различая, правый - левый). Об этом говорится в русской пословице: «Два сапога - пара, и оба на левую ногу» . А еще позже появились валенки. Они стояли очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок (показ иллюстрации)

Воспитатель : - Может вы знаете что носили на голове мужчины и женщины( ответы детей)

Мужской головной убор того времени — колпак. Так называли высокую, остроконечную, обшитую по краю мехом шапку- это  в будни

Шапки , валяные шапки с козырьком – это по праздникам.( иллюстрации).

Воспитатель : - Украшение девушки была длинная, толстая коса, заплетенная яркими лентами. Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми , расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. (показ кокошников и иллюстраций)

Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, а праздничную одежду хранили в сундуке

Увидеть, как выглядел русский костюм, нам поможет диск « Русский народный костюм» .Мы с вами его обязательно посмотрим.

И на последок я хочу загадать вам загадки и посмотреть, как вы с ними справитесь. И мы с вами узнаем, что вы запомнили из нашей беседы.

 1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха). 
2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс). 
3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь). 
4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны). 
5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. (лапти). 

Сегодня придя домой, расскажите своим родителям, с какими элементами русской одежды мы с вами познакомились. Будем делать  с вами альбом с фотографиями русских костюмов. А еще сделаем музей кукол в народных костюмах.

Воспитатель :Молодцы. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в прошлое. Вам понравилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в гости к Лесовику».

Развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности....

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Народные промыслы»

закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Страна витаминов»

Познакомить  детей с основными витаминами (А,В,С), с продуктами, в составе которых они есть, определить значение этих полезных элементов для здоровья, знакомить детей с витаминами, дать знан...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы "Подарки осени"

         Формировать умение давать полные ответы на заданные вопросы; развивать речь, творческое воображение, мелкую моторику рук....

Конспект проектной деятельности для детей средней группы «Русские народные сказки».

Конспект  проектной деятельности  для детейсредней группы «Русские народные сказки»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы. Русская народная Потешка Лепка: «Огуречик, огуречик…». Огуречик.

Конспект непосредственной образовательной деятельности  для детей  младшей группы.Русская народная ПотешкаЛепка: «Огуречик, огуречик…». ОгуречикВиды детской деятельности: ...