Конспект по познавательно - речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в историю скамьи и лавки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шульдешова Людмила Александровна

Конспект предназначен для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_rebyata.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект по познавательно - речевому развитию детей  старшей группы

«Путешествие в историю скамьи и лавки»

Цель: расширять знания детей об истории происхождения и  развития мебели, знакомить с историей,  бытом, обычаями и традициями русского народа

Задачи:

Образовательные:

- рассказать детям об истории возникновения скамьи и лавки;

- расширять знания о различных предметах мебели и их назначении в быту человека;

- формировать  и активизировать словарный запас детей;

Развивающие:

- развивать у детей интерес к жизненному укладу своего  народа;

- формировать умения сравнивать, находить сходства и различия между предметами и материалами;

- активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающим нас предметам;

 - формировать навыки сотрудничества , инициативности и самостоятельности.

   Предварительная работа: рассматривание альбомов « Как наши предки на Руси жили», «Быт и обычаи древних славян»; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

 Оборудование и материалы: презентация «История возникновения скамьи», иллюстрации с изображением лавки и скамьи в разные периоды, клубок ниток, иллюстрация сказки «Лисичка со скалочкой», пластилин, бросовый материал.

1. Организационный момент:

 - Здравствуйте ребята,  давайте мы с вами возьмемся за руки и поприветствуем друг -друга.

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

-  А теперь, я хочу, что бы вы посмотрели и сказали мне какой необычный предмет мебели стоит у нас сегодня в группе.  (Лавка)

- Да это лавка. Давным  давно  лавки стояли в каждой избе. Как вы думаете,  для чего нужна лавка? (для того что бы сидеть)

-  Давайте поближе познакомимся с лавкой.

- Из чего сделана  лавка? (из дерева)

- А если лавка сделана из дерева, как можно сказать одним словом, какая она? (деревянная)

-  Сейчас  мы присядем  на лавку,  как раньше сидели в старину. Всем удобно? Мы с вами сидим на лавочке, но сегодня не часто можно услышать слова лавка и скамья, хотя это один из древнейших предметов мебели. Скажите, а где мы можем увидеть лавки и скамейки в наше время? (В парках, возле подьезда, в деревне у бабушки, на даче). Я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие в историю этих забытых предметов быта, узнать какими  они были в прошлом.  А поможет нам наша волшебная книга знаний. Давайте мы с вами встанем в круг и произнесем волшебные слова

В руки книгу я  возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

-  Итак,  первая страница уже открыта. (слайд 1) И мы с вами в первобытном веке. В первобытном веке люди жили в пещерах, там они прятались от холода и плохой погоды. Как вы думаете, на чем они сидели, спали, готовили еду? (ответы детей) Да, люди жили, спали и ели на земле.

    Но спать и сидеть на земле было холодно, мокро и неудобно, и люди стали стелить шкуры и циновки на землю. Затем человек научился использовать в качестве простых предметов мебели гладкие камни и упавшее дерево. Дерево в дальнейшем и стало основным материалом для  изготовления нехитрых тогда предметов мебели. Бревно - протабуретка,  с которого началась история стула, лавки и скамьи.       Сначала бревна клали горизонтально и просто садились на него. Но затем человек догадался,  что от бревна можно было отрезать кусочек и перевернуть, человек понял,  что это устойчиво и удобно.

Но бревна были тяжелыми, и их совсем было неудобно передвигать, и из бревна в средней части стали удалять лишний материал. Широкими должны оставаться были только сиденье и основание (слайд 2).  

     Так появился стул.  Древнейшие образцы стула были найдены в Египте, именно египтяне первыми в мире изобрели мебель для сиденья. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, потому что египтяне, любили сидеть на корточках. Египетские скамьи имели многочисленные формы, почти вся мебель делалась из дерева, чаще из черного, которое украшалось слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой, перламутром и золотыми накладками. Египетские мастера были столь искусны, что обходились без рубанка, только ножем и топором.

  Давайте мы сейчас поиграем в игру.  Перед вами на столе разрезные картинки. Внимательно рассмотрите и соберите картинку из отдельных частей,  и вы получите изображение скамейки, которые изготавливали в Египте.

2.  Игра «Собери картинку»

- Позже мода на скамьи пришла и в Грецию. Сначала скамья использовалась только как подставка под ноги, но затем на ней тоже начали сидеть. (слайд 4) Затем  скамью начали уже использовать по всему миру.  Скамьи были одним из важных интерьеров мебели, их украшали многочисленными элементами декора, и зачастую они были одним из роскошнейших элементов убранства дома. (слайд 5)

- А теперь книга нам открывает вторую страницу, перенесемся в Древнюю Русь. А на Руси почетными были именно лавки. Изначально в русском языке лавка называлась лавой, и в домах считалась самым необходимым предметом быта. Лавки изготавливались из толстых, широких досок. Доски устанавливали на столбики, которые назывались подставками или стамисками. На краях лавки крепился тес, что называлось опушкой. (слайд 6)

   

 На лавках не только сидели, но и спали. Лавки стояли вдоль стен комнат, вокруг всего помещения и были неподвижными. Лавка, стоявшая у входных дверей, в заднем углу, называлась коник. Лавки у окон, назывались красными, на них усаживали почетного гостя. Лавки, стоявшие у стены переднего угла – передними или большими лавками. Вдоль задней стены стояла широкая лавка, на которой спал хозяин. Пространство под лавкой использовали для хранения инвентаря (например топора), а под лавками устраивали рундуки с дверцами. Ребята, а вам знакомо слово рундук? Рундук это вид шкафа или сундука.

      А вот скамьей на Руси называли низкую, переносную подставку под ноги.  После появились более высокие скамьи  для сна и отдыха. Основным отличием лавки от скамейки было то, что лавки крепко крепились к полу, а скамью можно было переносить. Интересным было и то, что   если приходили гости, то почетного гостя усаживали в КРАСНЫЙ УГОЛ на лавку. А если человека не уважали, то его место было на скамейке. Но есть и другие отличия лавки от скамейки. На столе лежат картинки, подойдите к нему и посмотрите внимательно на изображения, назовите, чем отличается скамья от лавки  (скамья с более узким и лёгким сиденьем, со спинкой, у скамьи четыре ножки)

- У меня есть волшебный клубок, который очень хочет с вами поиграть.

3. Игра с клубком «Подбери прилагательное к словам  «Лавка» и «Скамья»

4. Игра  «Составь предложение с предлогом»

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке «Лисичка со скалочкой» и скажите:

- Где спит лисичка? ( Лисичка  спит на лавочке)

- А где ее хвостик? (Хвостик лежит под лавочкой)

- Где стоят ее сапожки? ( Сапожки стоят рядом с лавочкой)

- Где висит рушник?  ( Рушник весит над лавочкой)

- А сейчас книга нам откроет следующую страницу, и мы с вами посмотрим,  как украшали лавки и скамьи на Руси.  (слайд 8)

Лавки обивали тканями или войлоком. Сверху войлок обивали красной сафьяновой тканью.

     На лавку (особенно, если она стояла в каменном помещении) укладывали тафтяные бумажники — матрасы из хлопка. Вместо бумажника могли укладываться сафьяновые тюфяки.

    Лавки накрывали суконными полавочниками. Полавочник сшивался из нескольких кусков ткани разного цвета: середина была одного цвета, а каймы, свисавшие с лавки делали другого цвета. Полавочники и каймы иногда украшали вышитыми узорами, травами, изображениями зверей и птиц. Клинчатый полавочник изготовлялся из тканевых клиньев нескольких разных цветов.

     Скамьи, как и лавки, покрывались тканевыми полавочниками. Скамьи могли покрываться коврами, иногда золотными бархатами. Скамьи обивались красным сукном на подкладке из хлопчато-бумажной ткани с бахромой и галунами. На скамью мог укладываться тюфяк. Позже появились не только деревянные скамьи и лавки но и кованные. Посмотрите как выглядят скамьи и лавки в наше время. Их уже изготавливают не только из дерева, камня, металла, пластика. (слайд9)

- А теперь ребята, нам пора возвращаться в группу.  Давайте скажем волшебные слова.

- На Руси мебель изготавливали мастера-умельцы, мебельщики и сейчас я предлагаю вам смастерить свою лавочку или скамейку из материалов, которые лежат у вас на столе, только сначала, надо сделать зарядку для пальцев.

5. Пальчиковая игра. «Мы ребята – мастера»

Стул сломали мы вчера       пальцы одной руки приставить к локтю другой руки

 Мы – ребята – мастера        указать на себя

Молотком тук-тук стучали    постучать кулак об кулак 

Гвозди долго забивали         стучать кулаком об указательный палец 

Получилось как-то криво      рука по диагонали 

Отпилили мы красиво            имитировать движения 

Зачищали шкуркой                  долго тереть ладонь о ладонь 

Покрывали лаком стойким    имитировать движения

Верх узором украшали,             рисуем в воздухе 

Папу посмотреть позвали       приложить ладонь ко лбу 

6. Конструирование «Лавочки и скамьи»

7. Рефлексия

-  Ребята, понравилось вам наше путешествие?

-  Что вам запомнилось больше всего?

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие»Воспитатель  Быченко  Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

конспект НОД по речевому развитию, средняя группа, "Путешествие в буквенный город"

В конспекте заложены основы обучения грамоте. В увлекательной игровой форме дети знакомятся со звуками родного языка, получают представление о "дружбе звуков" друг с другом.Занятие было показано для в...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...