Педагогический проект «Шестиногий народец»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сергун Мария Михайловна

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, активизировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_shestinogiy_narodey_2.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 город Ухта

Педагогический проект
«Шестиногий народец»

Авторы-составители воспитатели:

Сергун  Мария Михайловна

Татаурова Надежда Ивановна

Вид проекта: исследовательско- творческий (по Л.В. Киселевой)

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 2 июля по 13 июля 2014 г.)

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Шестиногий народец»

Проблема.

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначная. Часть детей выразила радость и неподдельный интерес, другие испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомые. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое общение детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, активизировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

 Задачи проекта:

  • Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
  • Формировать у детей элементарное представление: о насекомых ( бабочка, муравей, жук, пчела, муха, паук, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка),  их строении, способах передвижения.
  •  Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к живому.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость. 

Предполагаемый результат (ожидаемый)

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- насекомым.
  • Они научатся различать и называть насекомых:  бабочка,  муравей,  жук,  пчела, муха,  паук,  кузнечик, стрекоза,  комар.
  • Будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Родители проявляют положительное отношение к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы, они являются активным участниками проектной деятельности.

Ребенок будет уметь:

  • Иметь простейшие представления о некоторых, об особенностях  внешнего вида,(форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  • Находить сходства и различия.
  • Владеть обобщающим понятием «насекомые».
  • Воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Риски  проекта.

Родители могут не проявить активного участия в подготовке и реализации проекта.

А ведь основную роль по оформлению развивающей среды проведения экспериментальной деятельности и повышения экологического уровня знаний дошкольников, мы как педагоги отвели именно родителям.

План реализации  проекта

  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Итоговый этап
  • Презентационный этап

Подготовительный этап

  • Постановка цели, задач, определение содержания и действий по реализации проекта.
  • Подбор и изучение методической  литературы по теме проекта.
  • Обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта.
  • Подбор и формирование методического сопровождения проекта (картотека: пальчиковых игр, подвижных игр, дидактических игр, стихов, загадок).
  • Определение методов реализации.

Основной  этап

  • Непосредственная образовательная и совместная деятельность в режимных моментах в  соответствии с темой проекта.
  •  Игровая и театрализованная деятельность с детьми.
  •  Работа с родителями

Планирование совместной деятельности с детьми.

Виды

 деятельности

Интеграция об.об.

Совместная деятельность детей и воспитателя

игровая

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Труд

Чтение

Безопасность

Дидактические игры: «Медведь и пчелы»

 «Пчелки и ласточка»,«Насекомые»

«Отгадайте, что за насекомое»,

 «Кто (что) летает?», «Бабочки».

Дидактические упражнения: «Расставь картинки по порядку»,

 «Насекомые над лугом»

Сюжетно- ролевая  игра «Приключения в лесу»

Работа в центре творчества

Развлечение «Муха – цокотуха»

Настольные игры: «Лото», «Насекомые», «Паучок», «Божья Коровка»

Двигательная

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Труд

Чтение

Безопасность

Дидактические игры «Поймай комара»,

«Добеги и прыгни», «По ровненькой дорожке»,

«Горячо - холодно», «День - ночь» (дневные и ночные бабочки), «Попрыгунчики».

Пальчиковая гимнастика

Физкультурные минутки

Динамические паузы и зрительная гимнастика:

«Бабочки и ласточки»

«Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»

«Медведь и пчелы»

Художественно - продуктивная

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Труд

Чтение

Безопасность

 НОД Аппликация «Бабочка»

 НОД Рисование «Божья коровка»

 НОД Техника - кляксография в д/с

«Бабочка- красавица»

НОД Лепка «На лугу»

Индивидуальная работа по лепке из бросового материала «Божья коровка»

Раскрашивание раскраски «Насекомые»

Коммуника-

тивная

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Труд

Чтение

Безопасность

Беседа «Насекомые»

Индивидуальная работа по развитию Речи с Лерой, Димой и Варей - разучивание стихов.

Словарная работа с Полиной  и Данилом.

НОД «Наши соседи - насекомые»

НОД «В гости к хозяйке луга

НОД «В мире насекомых»

НОД « Насекомые» (познавательная)

Загадки, пословицы

Восприятие художественной литературы

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Труд

Чтение

Безопасность

Работа в центре книги.

Рассматривание открыток, иллюстраций, альбомов с изображением насекомых.

Г.Х.Андерсон «Дюймовочка»

А.Бианка «Как муравьишко домой спешил»

«Паучок - пилот»

К.Ушинский «Пчелки на разведках»

К.Чуковский «Муха-цокотуха»

Глушнев «Кузнечик и кузнечики»

С.Михалков «Академия наук»

Г.Скребницкий «Счастливый жучок»

В.Зотов «Лесная мозаика», «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»

Чтение стихов «Хитрая бабочка» В. Бардарым

«Паучок» В.Нестеренко

«Антошка и комар» Л.Мирошникова

Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя»

музыка

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Музыка

Чтение

Безопасность

Прослушивание аудиозаписи Римского-Корсакова «Полет шмеля»

Прослушивание музыкальных произведений «Мотылёк» С.Майкапара и «Бабочка» Э.Грига

Развлечение «Муха-цокотуха»

Познаватель-

но-исследовательская

Коммуникация

Худ.твор-во

Физ.культура

Познание

Здоровье

Социализация

Труд

Чтение

Безопасность

Прогулка в лес

Подбор литературы (работа в книжном уголке)

Наблюдение за муравейником и муравьями (конспект)

Наблюдение за пауком (конспект)

Наблюдение за насекомыми (бабочки, жучки)

Работа с родителями

Коллаж «Насекомые».

Оформление альбома «Насекомые».

Консультации  для родителей: первая помощь ребёнку при укусах насекомых.

Оформление искусственного муравейника (макет).

Изготовление масок и костюмов к развлечение по произведению «Муха-цокотуха».

Оформление участка по теме «Шестиногий народец».

Изготовление макета «Улей».

Выпуск листовок о правилах поведения в природе.

Итоговый этап

Продукты проекта:  Коллаж «Насекомые».

Макет «улей »,«муравейник »

Атрибуты для летнего оформления участка.

Маски и костюмы для театрализованной деятельности.

Рисунки детей.

Фотовыставка  для родителей по итогам реализации проекта.

Электронная презентация проекта.

Выводы по итогам проекта

Повысился экологический уровень знаний, обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания, путем применения различных методов и приемов.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, навыки наблюдения и экспериментирования, в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас, собрали материал о насекомых, у детей развилось мышление, воображение, сформировались навыки исследовательской деятельности.

 Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисовании, аппликации, поделках из бросового материала.

Сформировалось положительное и осознанное отношение к насекомым и их среде обитания. Дети готовы охранять и защищать насекомых.

Перспективный план:

Понедельник

Работа в уголке книги: рассматривание книг, иллюстраций про насекомых.

Цель: обратить внимание детей на характерные особенности строения тела насекомых (голова, брюшко, шесть ног, усики). Рассказать о том, какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи, развивать любознательность, интерес к живой природе.

д/и «Отгадай, что за насекомое».

Цель: учить описывать насекомое, узнавать его по внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию.

НОД. Познание «Насекомые»

Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и их зависимости их окраски от места обитания, обогащать словарный запас.

Прослушивание песни «Веселый жук» Р.Котляревского.

Цель: создать детям радостное настроение, подпевать отдельные слова песни, исполнять танцевальные движения.

Наблюдение за насекомыми.

Цель: учить детей по результатам наблюдения находить ответы на вопросы воспитателя о строении, поведении, передвижении насекомых, выявлять черты сходства и различия.

п/и «Поймай комара».

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движений, ловкость

Вторник

Наблюдение за насекомыми.

Цель: предложить детям рассмотреть кору деревьев, густонаселенные участки газона, рассказать кого из насекомых они знают, описать как выглядят «незнакомцы». Помочь детям выяснить, как называются незнакомые им насекомые при помощи адаптированного определителя.

Чтение Э.Машковский «Кузнечик»

Цель: воспитывать интерес к художественному слову, учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, обогащать словарный запас.

НОД. Коммуникация «Наши соседи-насекомые»

Цель: углублять представления детей о насекомых, помогать логично и понятно высказывать суждение, воспитывать положительное отношение к живой природе (насекомым), отрабатывать произношение звука «Ж» в словах.

Индивидуальная работа по развитию речи с Варей, Лерой, Димой П.

Цель: учить с детьми стихи к развлечению «Муха-цокотуха». Добиваться четкого произношения, выразительности.

д/и «Медведь и пчелы»

Цель: закрепить в речи произношение звука «Ж», формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Творческая мастерская: лепка из песка «Домик для пчел»

Цель: предложить детям лепить из сырого песка домик для пчел, продолжать знакомить с различными способами лепки, поощрять стремление украшать вылепленные изделия природным и бросовым материалом.

Среда

Наблюдение за божьей коровкой. Чтение потешки «Божья коровка».

Цель: познакомить детей с божьей коровкой, рассмотреть ее, понаблюдать за ее движениями, рассказать об особенностях перемещения божьей коровки. Учить использовать произведения устного народного творчества в разных видах деятельности.

Слушание музыкального произведения «Мотылек» С.Майкапара и «Бабочка»  Э.Грига.

Цель: учить детей сравнивать музыкальные произведения с похожими названиями, знакомит детей с культурой исполнительного искусства, развивать музыкальную память, опосредственно знакомить с миром насекомых через ознакомление с классическими музыкальными произведениями.

НОД. Рисование «Божья коровка».

Цель: учить детей рисовать выразительный образ насекомого, учить создавать композицию, развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки» (см.приложение)

п/и  «Горячо-холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание. Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Лунтика и Пчеленка.

д/упражнение «Насекомые над лугом».

Цель: развивать чувство ритма, фонетический слух, интерес к насекомым.

Индивидуальная работа с Данилом, Варей, Сашей, Димой С.  По художественному творчеству.

Цель: учить детей делать божью коровку из пластилина, грецкого ореха(налепом). Развивать  творчество, мелкую моторику рук.

Четверг

Рассматривание альбома «Насекомые»

Цель: систематизировать и дополнить знания детей о насекомых, учить правильно называть знакомых насекомых. Рассказывать об особенностях их жизнедеятельности.

Хороводная игра «Жучок-паучок».

Цель: учить выполнять игровые действия, выразительно передавать движения персонажа игры-хоровода. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

НОД. Коммуникация «В мире насекомых».

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; развивать внимание, воспитывать бережное отношение к насекомым.

д/и «Закончи предложение»

Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.

Жук спрятался под …(Кустом)

Муравей сидел около …. (муравейника) и т.д.

п/и «Пчелки и ласточка»

Цель: учить выполнять прыжок с возвышения, приземляться, сохраняя равновесие, осанку при беге.

Конкурс загадок по теме «Насекомые».

Цель: учить детей внимательно слушать загадки, разгадывать их, аргументировать свой ответ. Учить детей составлять загадки-описания о знакомых насекомых.

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» (см.приложение)

Пятница

Наблюдение за пауком.

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

д/и «Кто где живет?»

Цель: систематизировать и уточнять представления детей о насекомых, местах их обитания, учить применять свои знания для решения игровых задач.

Чтение А.Бианки «Паучок - пилот»

Цель: учить детей воспринимать на слух содержание рассказа, помочь понять смысл произведения, найти ответ на поставленные вопросы, развивать любознательность, интерес к живой природе.

НОД. Художественная творчество. Лепка «На лугу».

Цель: учить детей работать с соленым тестом, лепить насекомых из частей, передавать характерные особенности строения, развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к живой природе.

п/и «Попрыгунчики».

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину, подпрыгивать вверх.

Сделать на участке макет паутины, привлечь детей к заселению его насекомыми (мухи, паучки). Рассмотреть паутинку.

Цель: обсудить с детьми, откуда появляются паутинки, рассказать, как маленькие паучки путешествуют в воздухе, подобно семенам растений. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, знакомить с образными выражениями.

Список используемых источников:

  1. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
  2. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
  3. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
  4. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
  5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Шестиногий народец"

Данная разработка поможет воспитателям организовать работу по ознакомлению с насекомыми....

Сборник игр к проекту "Шестиногий народец" "Шестиногие малыши"

Свои игры я условно назвала «Шестиногие малыши», ведь все они основаны на образах самых маленьких представителей животного мира — насекомых. Главная задача игр — научить детей самостоятельно находить ...

Системные паутинки к проекту "Шестиногий народец"

Работая над проектом "Шестиногий народец", я составила сборник системных паутинок, который помог наглядно и последовательно раскрыть мир насекомых детям....

Проект "Шестиногий народец"

Экологическое воспитание направлено на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации активной жизненной позиции по отношению к природе. В...

"Исследовательский проект "Шестиногий народец"

Исследовательский проект "Шестиногий народец" помогает воспитанникам исследовать жизнь насекомых....

Летний проект "Шестиногий народец" (насекомые нашего участка)

Лето! Это замечательное время года, когда красотой  природы можно любоваться  на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные   моменты, а показать их детям.Проект включает в...

Педагогический проект «Шестиногий народец» Презентация.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской де...