Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме «А у нас сегодня капустник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Куприкова Любовь Викторовна
ЦЕЛЬ продолжать знакомить детей с народным календарем, 27 сентября Воздвижение или Сдвижение; с обрядами и обычаями русского народа: «капустник», капустные вечеринки – обряд рубки капусты, девичий праздник, показать детям как в народной жизни гармонично сочетались сезонный труд и развлечения; дать возможность самим поучаствовать в этом процессе. Образовательные задачи в интеграции образовательных областей: • «Познавательное развитие»:знакомство детей с процессом квашения капусты. • «Речевое развитие»: обогащать словарь пословицами ,поговорками , совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение участвовать в общей непринужденной беседе, четко, понятно формулировать свои мысли, делится своими чувствами и впечатлениями. • «Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения устанавливать контакт; формирование свободного общения; развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, приобщение к общепринятым нормам поведения, закреплять навыки организационного поведения в детском саду, приучать детей к вежливости, формировать основы безопасного поведения во время работы, умение приводить в порядок рабочее место, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • «Физическое развитие»: формировать правильную осанку во время занятия, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение ориентироваться в пространстве группы. Обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья. • « Художественно-эстетическое развитие»: Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение . Побуждать детей к импровизированию движений под плясовую мелодию. Планируемые результаты НОД: Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способный управлять своим поведением. Предпосылки УУД: - умение слушать, участвовать в совместной деятельности , предлагать помощь и сотрудничество; не перебивать говорящего взрослого, уметь услышать и понять заданный вопрос в случае проблемной ситуации обращаться за помощью к взрослому; Оборудование для педагога: экран, проектор, ноутбук, музыкальный проигрыватель, запись песни «Я капусту садил», русская народная мелодия, овощи (капуста, морковь), разделочная доска, баночки для капусты, 2 тазика. Оборудование для детей: фартуки и косынки. Место проведения: групповая комната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_a_u_nas_segodnya_kapustnik.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей  подготовительной группы

по теме «А у нас сегодня капустник»

Автор конспекта ННОД: Куприкова Любовь Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ « Црр-д/с № 4»

ЦЕЛЬ продолжать знакомить детей с народным календарем, 27 сентября Воздвижение или Сдвижение; с обрядами и обычаями русского народа: «капустник», капустные вечеринки – обряд рубки капусты, девичий праздник, показать детям как в народной жизни гармонично сочетались сезонный труд и развлечения; дать возможность самим поучаствовать в этом процессе.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»:знакомство детей с процессом квашения капусты.
  • «Речевое развитие»: обогащать словарь пословицами ,поговорками , совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение участвовать в общей непринужденной беседе, четко, понятно формулировать свои мысли, делится своими чувствами и впечатлениями.
  • «Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения устанавливать контакт; формирование свободного общения; развитие компонентов устной  речи детей в различных формах и видах деятельности, приобщение к общепринятым нормам поведения, закреплять навыки организационного поведения в детском саду, приучать детей к вежливости, формировать основы безопасного поведения во время работы, умение приводить в порядок рабочее место, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • «Физическое развитие»: формировать правильную осанку во время занятия, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение ориентироваться в пространстве группы. Обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
  • « Художественно-эстетическое развитие»: Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение . Побуждать детей к импровизированию движений под плясовую мелодию.

Планируемые результаты НОД:

Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способный управлять своим поведением.

Предпосылки УУД: - умение слушать, участвовать в совместной деятельности , предлагать помощь и сотрудничество; не перебивать говорящего взрослого, уметь услышать и понять заданный вопрос в случае проблемной ситуации обращаться за помощью к взрослому;

Оборудование для педагога: экран, проектор, ноутбук, музыкальный проигрыватель, запись песни «Я капусту садил», русская народная мелодия, овощи (капуста, морковь), разделочная доска, баночки для капусты, 2 тазика.

Оборудование для детей:  фартуки и косынки.

Место проведения: групповая комната.

Структура

ННОД

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы работы

Наличие средства

Образовательные цели и задачи по ФГОС

Итоговый образовательный результат (интегративные

качества)

Вводная часть

- Ребята, вот и подходит к концу первый месяц осени сентябрь, про который русский народ сложил пословицы и поговорки. А пословица недаром молвится; в пословицах и поговорках рассказывается о том, что наши предки русичи заметили в природе и что повторятся каждый год в одно время.

Познание (познавательно-исследовательская, коммуникативная)

Беседа

Слово

слуховое восприятие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Любознательный,

активный, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач

Структура

ННОД

Содержание ННОД

Область  (вид

деятельности)

Формы

 работы

Средство

Цели  и задачи по ФГОС

Результат  (интегративные

качества)

Основная

часть

- Вот послушайте, что про сентябрь говорят:

1. В сентябре лето кончается, осень начинается.

2. Сентябрь лето красное провожает, золотую осень встречает.

Как вы считаете, подходят эти пословицы к сентябрю? Почему вы так думаете? (рассуждения детей, педагога)

- А вот, что еще про сентябрь говорят:

1. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

2. Сентябрь птиц в дорогу торопит.

Как вы эти пословицы понимаете, почему так говорят? (рассуждения детей и педагога)

- А как вы понимаете такую пословицу: Холоден сентябрь, да сыт. (рассуждения детей)

- Радуются люди в сентябре: все работы в поле и огороде окончены, урожай собрали, всего много – и зерна и овощей, и фруктов, теперь можно отдохнуть и повеселиться.

- Наверное, поэтому в сентябре, по народному календарю два праздника Осенины и Воздвиженье. Матушку Осенину мы с вами встречали, за богатый урожай благодарили, а сегодня у нас Воздвиженье.

- Что же это праздник по народному календарю означает? Говорят что хлеб с полей сдвинулся, в закрома улегся; птицы в теплые края двинулись, осень стала короче на один месяц, а зима к нам ближе придвинулась, вот отсюда и Сдвиженье. Очень ждали этот день девушки, ведь на Сдвиженье начинается девичий праздник – Капустник или капустные вечеринки, потому что со Сдвиженья начинали рубить и квасить капусту на зиму. Много лет тому назад по старому обычаю эту работу делали девушки. Собирались они со всей деревни нарядные и красивые, ходили из дома в дом и рубили в больших деревянных корытах сочную капусту, набивали ее в большие бочки. Все это делали весело с песнями и шутками, а парни смотрели, как девушки ловко работают и выбирали для себя невест. Когда работа заканчивалась, хозяева угощали девушек пирогами с капустой сладким квасом, а потом все водили хороводы, пели песни, играли в игры.

- Давайте мы с вами отметим праздник Воздвиженье, сделаем свой Капустник.

- А что же нам для этого нужно (капуста, морковка, нож капусту рубить, терка морковь тереть, таз, соль, банки). Дети и воспитатель готовят все необходимое для рубки капусты.

- По-моему все готово, а вы дети как считаете (проверяют, не забыли ли что).

Воспитатель берет в руки кочан капусты – Как вы думаете, дети этот кочан подойдет для засолки на зиму, попробуйте какой он тугой, крепкий, тяжелый. Воспитатель разрезает кочан на куски и начинает рубить приговаривая: «Уж ты белая капуста моя,

 ты росла да разросталося,

соком сладким наливалася,

росой чистой наливалася,

зорькой чистой утералася,

мы с поклоном  к тебе,

будь царицей на нашем столе».

А что же мы не попробовали, вкусна ли капуста, сладка ли, сочна ли, подойдите, возьмите по щепотке, попробуйте, да скажите какова капуста (дети пробуют капусту на вкус).

- Что же надо еще добавить в капусту? (морковь, яблоко - что бы вкуснее была, красивее, лучше заквасилась).

- Морковь я потру на терке, вот на этой стороне, где большие дорожки (это можно спросить и у детей, так же можно предложить попробовать морковь на вкус, кому, что больше понравилось, почему). Что же дальше нужно делать  (все смешать в большом тазу, добавить соль, перетереть руками капусту, что бы дала сок – дети принимают участие).

- Теперь пора капусту в банки складывать да плотнее набивать (вместе с детьми накладываем капусту в банки, утрамбовываем, обращаем внимание детей на сок). Теперь положим кружок, а на него груз, чтобы капуста не получилась сухой, что бы вверху был сок.

- Нарубили мы капусты, а теперь нам надо подумать, где мы будем ее хранить (рассуждают, определяют место, где капуста будет укисать).

Познание

(коммуникативная)

Познание (коммуникативное развитие)

Ситуативный разговор

Показ слайдов

Слово

 Развитие свободного общения

Мыслительные  операции

Способный решать интеллектуальные проблемы, адекватные возрасту, умение устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в совместной деятельности

Структура

ННОД

Содержание ННОД

Область  (вид

деятельности)

Формы

 работы

Средство

Цели  и задачи по ФГОС

Результат  (интегративные

качества)

Заключи

тельная часть

Давайте уберем после работы, а потом можно повеселится, да угощения попробовать (убирают все со стола, накрывают стол скатертью, ставят угощения, пироги, яблоки, овощи). Дети угощаются, звучит русская народная песня «Я капусту садил…». Дети с воспитателем водят хоровод

Русская народная игра «Колышки». Свободная пляска под русскую народную мелодию.

Коммуникация

(коммуникативная)

Обсуждение

Беседа

Похвала словесная

 Анализ и оценка полученного результата

Проверка результата практической деятельности

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса,

умение оценивать собственную деятельность, свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)

Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!»

Конспект по развитию речи на тему «Сегодня так светло кругом!» Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. ...

Отчет по теме: Вебинар "Детская игра сегодня"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.  Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические сил...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Сегодня Ваш праздник, дети огромной Земли!»

Цель: расширить представления детей о государственном празднике «День защиты детей» и способствовать формированию у детей основ правового сознания и правовой культуры.Программные зада...

Конспект занятия в старшей группе Тема : Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить устанавливать последовательность событий.Коррекционно- развивающие задачи: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, зрительной пам...