Главные вкладки

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в старшей группе ОНР с использованием ЭОР (экология, развитие речи) Тема: «Весна идет»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Панфилец Анастасия Анатольевна

     Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которым поможет вам при подготовке к собственному занятию по теме "Весна".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vesna_vernaya.docx31.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №40

    комбинированного вида  Кировского района г. Санкт-Петербурга

    Интегрированная совместная образовательная

    деятельность в старшей группе

    ОНР с использованием ЭОР

    (экология, развитие речи)

    Тема: «Весна идет»

    Составила и провела: воспитатель

    Панфилец А.А.

    Санкт-Петербург

    2014 г.

    Программное содержание:

     Познавательное развитие.

    • Обобщать знания детей о значении воды, света и тепла в жизни живых организмов.
    • Конкретизировать представления об агрегатных состояниях воды.
    • Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
    • Систематизировать знания детей о признаках весны, о весенних явлениях.
    • Активизировать словарь по теме «Весна идет».
    • Закрепить умение понимать смысл и отгадывать загадки.
    • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

    Речевое развитие:

    • Развивать общие речевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность).
    • Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
    • Упражнять в подборе слов-действий.
    • Развивать фонематическое восприятие на звуках живой природы.
    • Совершенствовать навык составления рассказа по картинкам -символам.

    Социально – коммуникативное развитие.

    • Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.
    • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца.
    • Развивать лучшее понимание себя и других, умение общению со сверстниками и взрослыми.

    Физическое  развитие.

    • Развивать общую и мелкую моторику.
    • Способствовать развитию координации речи с движением.

    Художественно – эстетическое развитие.

    Музыка:

    • Воспитывать любовь и интерес к музыке.
    • Развивать общую музыкальность детей, формировать выразительность движений.

    Используемые образовательные технологии:

    • Здоровьесберегающие (ритмодекламация «Веснянка», речь с движением «Золотистый лучик»)
    • Игровые технологии (отгадывание загадок, Д/И «Узнай по силуэту»).
    • Технологии развивающего обучения (работа с картинками символами).
    • ИКТ (использование ЭОР – презентация «Весна идет» создана самостоятельно).

    Материал:

    • Презентация «Весна идет».
    • Плоскостные изображения (солнца, сосульки, ручейка, птицы).
    • Луковицы, посаженные в разных условиях.

    Предварительная работа:

    • Беседа о временах года, о весенних признаках.
    • Рассматривание репродукций картин и иллюстраций весенних пейзажей.
    • Просмотр мультфильма «Прометей»
    • Чтение художественной литературы «У солнышка в гостях»
    • Проведение долгосрочных опытов о влиянии света, тепла и воды на жизнь растений (посадка луковиц)
    • Наблюдения в природе  различных агрегатных состояний воды (сосулька, ручеек)

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    I.Организационный момент

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся.

    Дети: Здравствуйте.

    Воспитатель: Ребята, чтобы гости узнали нас лучше, давайте назовем друг друга ласковыми именами. Будем передавать ласковые имена на ладошках.

    II.Подведение к теме

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу c утра заглянуло солнышко. Ой, что же это случилось?

    Слайд №2

    Дети: Поднялся сильный ветер, налетело облако и проглотило солнышко.

    Воспитатель: Ребята теперь всегда будет пасмурная, унылая погода, солнечные лучики не будут радовать растения, зверей в лесу, люди перестанут улыбаться и у всех на земле будет грустное и печальное настроение.

    Воспитатель: Облако, отдавай, нам наше солнышко.

    Облако: Я облако не простое, волшебное. Выполните мои задания верно, тогда я отдам вам ваше солнце.

    Воспитатель:  Ребята, будем выручать солнышко?

    Дети: Да!

    III.Содержание мероприятия

    Воспитатель:  Облако, мы с ребятами готовы выполнить твои задания.

    Слайд №3

    Облако: Тогда отгадайте мои загадки и найдите в группе изображение отгадки:

    Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    А зовут тебя все ...(Солнце)        

    Слайд №4

    Дети отгадали загадку, и нашли в группе картинку с изображением солнца

    Воспитатель:  Что делает солнышко весной?

    Дети: Греет, светит, припекает, пригревает, радует людей…

    Воспитатель: Ребята, Солнце является основным источником тепла. Солнечные лучи нагревают  почву, растительность, воду. Нагретые солнцем  все предметы и поверхности излучают тепло, оно поступает в воздух. Ребята, а чем еще важно солнце?

    Дети: Солнце дает свет.

    Воспитатель: Молодцы, солнце является источником света. Как вы думаете,  важен ли свет и тепло в жизни растений?

    Дети: Да.

    (на столе стоят два растения с условными обозначениями)

    Воспитатель: Тогда давайте проверим, несколько недель назад мы с вами посадили лук и лишили одно растение света, а второе тепла.

    Воспитатель: Давайте сравним эти растения. Растение без света, какое оно выросло?

    Дети: Не высокое, желтое.

    Воспитатель: А теперь посмотрите на луковицу, которая росла без тепла. Она проросла?

    Дети: Нет

    Воспитатель:  Какой мы можем сделать вывод?

    Дети: Свет и тепло необходимо для роста и цвета растений.

    Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились. Давайте узнаем, какое следующее задание приготовило для нас облако.

    Слайд №6

    Облако: Послушайте и отгадайте, что это звучит?

    Дети: Это журчит ручеек?

    Слайд №7

    Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением ручейка

    Воспитатель:  Откуда же  он появился?

    Дети: Солнце греет, снег начинает таять, и появляются ручейки.

    Воспитатель:  Что такое ручеек?

    Дети: Это талая вода.

    Воспитатель:  Кому нужна вода?  

    Дети: Растениям, животным, людям.

    Воспитатель: Тогда давайте проверим, так ли важна вода для растений.

    У нас еще есть одна  луковица, которую мы с вами поставили на свет, в тепло, но не налили в стаканчик воды. Она проросла?

    (на столе стоят два растения с условными обозначениями)

    Дети: Нет

    Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

    Дети: Вода необходима для жизни растений.

    Воспитатель:  Воду пьют все на свете. Вот такая она важная для жизни.

    Воспитатель: А теперь посмотрим на это растение. Какое он выросло?

    Дети: Оно самое красивое, сильное, зеленое, высокое.

    Воспитатель: Какие же условия помогли ему вырасти?

    Дети: Вода, тепло и свет.

    Воспитатель: А еще ребята для растений очень важна почва, если высадить растение в землю, оно будет расти еще лучше.

    Воспитатель: Со вторым заданием мы тоже справились, узнаем, что еще приготовило для нас облако.

    Слайд №9

    Облако: Послушаете и отгадайте следующую загадку.

    Я живу под самой крышей

    Даже страшно глянуть вниз.

    Я могла бы жить и выше,

    Если б крыши там велись (Сосулька)

    Слайд №10

    Дети отгадываютзагадку, и ищут в группе картинку с изображением сосульки

    Воспитатель: Ребята, когда солнышко пригревает, то сосулька начинает таять. Как называется это явление в природе?

    Дети: Капель.

    Воспитатель: Вставайте врассыпную, послушаем звуки капели.

    Слайд №10

    Ритмодекламация «Веснянка»

    Солнышко пригрело, все рады и смеются,                       (стоят врассыпную)

    И только у сосулек от горя слезы льются.

    Плачут сосульки, а капли горошки,                     (потирают кулачками глазки)

    Скачут одна за другой по дорожке.  (на подскоках двигаются врассыпную)    

    Весело пляшут, сил не жалея.                                           (тройные перетопы)

    А за окном все теплее, теплее.

    В ручеек веселый капли собрались,            (перестраиваются в одну линию)

    Радужно сверкая, в рощу понеслись                                   (бегут «змейкой»)

    Все деревья угостили свеженькой водицей,                   (выворачивают кисть  

    Чтоб из почек листики, смогли уж появиться                        вверх ладошкой)

    Разбросало лучики солнышко весеннее      (вытягивание прямых рук то в

    И у всех хорошее стало настроение.              одну, то в другую сторону, затем

                                                                           хлопают в ладоши)

    Воспитатель:  Мы с вами немного отдохнули, пора нам солнышко вызволять? Ребята ответьте мне, что такое сосулька?

    Дети: Это лед.

    Воспитатель: А что такое лед?

    Дети: Лед - это замерзшая вода.

    Воспитатель: Воду в природе можно встретить в трех разных состояниях. Ребята послушайте внимательно стихотворение:

    «Коль зимою прыгнуть с вышки,

    То набьешь, конечно, шишки.

    Знать, тверда была вода,

    То ответишь без труда.

    Ну, а если прыгнуть в воду

    В очень теплую погоду

    Будешь мокрый ты до нитки –

    Летом лед бывает жидким.

    Вот  такая чехарда:

    То здесь лед, а то вода.

    Зачерпнем воды из речки

    И поставим греть у печки,

    Пар заполнит весь наш дом,

    А воды мы не найдем.

    Вот такая чехарда:

    То здесь пар, а то вода.

    И вода, и лед, и пар –

    Скажет вам и млад, и стар –

    Это все - таки вода,

    Ты запомни навсегда.

    Воспитатель: Кто догадался, что за три состояния воды?

    Слайд №11

    Дети: Лед, вода, пар

    Воспитатель: Возьмите в руки кусочки льда. Какой лед?

    Дети: Холодный, скользкий, мокрый….

    Воспитатель: Что будет, если мы долго, будем держать лед в руках?

    Дети: Растает

    Воспитатель:  Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?

    Дети: Растает

    Воспитатель: Если мы будем продолжать нагревать воду, что произойдет с водой?

    Дети: Она испариться, и превратится в пар.

    Опыт: Лед нагревается на сухом спирте; наблюдаем, как он становится    водой и, затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.

    Воспитатель: Давайте проверим  (нагреваем на сухом спирте). Ребята этот опыт связан с открытым огнем, поэтому я вас прошу отойти на безопасное расстояние. Сейчас мы с вами будем добывать огонь, помогут нам в этом спички и волшебная таблетка. Зажигаем огонь, кладу на ложку кусочек льда и начинаю нагревать. Что происходит, во что превратился лед?

    Дети: Лед начинает таять, он превратился в воду.

    Слайд №12

    Воспитатель: Что происходит с водой?

    Дети: Она кипит, испаряется и превращается в пар.

    Слайд №13

    Воспитатель:  Ребята, кто знает, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?

    Дети: Лед, вода, пар.

    Воспитатель: Ребята, также и в природе, солнышко ранней весной пригревает  и начинается капель, сосульки превращаются в воду, потом солнце нагревает воду, вода испаряется и превращается в пар. Пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается обратно в капельки воды. Так образуются облака.

    Воспитатель: Облако, мы выполнили и это задание.

    Слайд №15

    Облако: Слушайте мою следующую загадку

    По весне к нам с юга мчится

    Чёрная, как ворон, птица.

    Для деревьев наших врач –

    Ест букашек разных … (Грач)

    Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением птицы

    Воспитатель: Ребята, что делают птицы весной?

    Дети: Птицы прилетают с юга, вьют гнезда, высиживают птенцов, красиво поют.

    Воспитатель: Как называются птицы, которые прилетают весной?

    Дети: Перелетные.

    Воспитатель: А какая птица прилетает раньше всех?

    Дети: Грач.

    Слайд №16

    Воспитатель:  Правильно, недаром про грача  говорят, что он "на крыльях весну приносит".

    Воспитатель: Какие птицы прилетают весной?

    Д/и «Узнай по силуэту»

    Воспитатель:  Молодцы и с этим заданием справились.

    Слайд №18

    Облако: Слушайте мою последнюю загадку.

    Первым вылез из землицы

    На проталинке.

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький (Подснежник).

    Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением подснежника.

    Слайд №19

    Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами выложить такой же подснежник, что нам понадобиться?

    Дети: Палочки.

    Воспитатель: Сколько палочек нам понадобится?

    Дети: 6 зеленых и 6 синих.

    Дети за столами выкладывают подснежники

    На экране проектора появляются все отгадки

    Воспитатель: Какие вы молодцы, очень красивые цветы у вас получились. Вернемся к солнышку и узнаем, что еще оно для нас приготовило.

    Слайд №20

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, с каким временем года связаны загадки.

    Дети: С ранней весной.

    Воспитатель: Назовите признаки ранней весны.

    Слайд №21 по 25

    Облако: Со всеми заданиями справились, придется и мне выполнить свое обещание и отдать вам ваше солнышко (исчезает).

    Слайд №26

    Воспитатель: Вставайте врассыпную, давайте солнышко поприветствуем.

    Речь с движением «Золотистый лучик»

    Выглянуло солнышко из-за серой тучи

    Разбросало солнышко золотистый лучик

    Он погладил щечки нам и погладил ушки

    Засмеялись на носу рыжие веснушки

    Во дворе снеговика хохотать заставил

    И смеялся он тогда, а потом растаял

    Хорошо когда весной, все сосульки тают

    И ребята целый день с солнышком играют.

    Солнышко: Ребята, спасибо вам большое, что вы меня спасли. В знак благодарности, я вам дарю частичку своего тепла, дарю вам веселое, весеннее настроение.

    Солнышко: А за то, что вы проявили себя, как настоящие знатоки, я дарю вам книгу, из которой вы узнаете еще очень много, много интересного. Спасибо вам ребята, до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.

    Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Весна идет!»

    занятие, на котором происходит актуализация и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, развивается связная речь и математические представления...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Откуда хлеб пришел».

    Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, синонимов; воспитывать ...

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»

    Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области: «Познавательное развитие, ...

    Конспект интегрированной, непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием оздоровительных технологий «Путешествие по осеннему лесу»

    Цель: Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени. Задачи:Образовательные:- уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года;- систематизировать и углублять знания...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»

    Конспект непрерывной образовательнойдеятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»...