Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в старшей группе ОНР с использованием ЭОР (экология, развитие речи) Тема: «Весна идет»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Панфилец Анастасия Анатольевна

 Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которым поможет вам при подготовке к собственному занятию по теме "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_vernaya.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №40

комбинированного вида  Кировского района г. Санкт-Петербурга

Интегрированная совместная образовательная

деятельность в старшей группе

ОНР с использованием ЭОР

(экология, развитие речи)

Тема: «Весна идет»

Составила и провела: воспитатель

Панфилец А.А.

Санкт-Петербург

2014 г.

Программное содержание:

 Познавательное развитие.

  • Обобщать знания детей о значении воды, света и тепла в жизни живых организмов.
  • Конкретизировать представления об агрегатных состояниях воды.
  • Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
  • Систематизировать знания детей о признаках весны, о весенних явлениях.
  • Активизировать словарь по теме «Весна идет».
  • Закрепить умение понимать смысл и отгадывать загадки.
  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Речевое развитие:

  • Развивать общие речевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность).
  • Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
  • Упражнять в подборе слов-действий.
  • Развивать фонематическое восприятие на звуках живой природы.
  • Совершенствовать навык составления рассказа по картинкам -символам.

Социально – коммуникативное развитие.

  • Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца.
  • Развивать лучшее понимание себя и других, умение общению со сверстниками и взрослыми.

Физическое  развитие.

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Способствовать развитию координации речи с движением.

Художественно – эстетическое развитие.

Музыка:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  • Развивать общую музыкальность детей, формировать выразительность движений.

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие (ритмодекламация «Веснянка», речь с движением «Золотистый лучик»)
  • Игровые технологии (отгадывание загадок, Д/И «Узнай по силуэту»).
  • Технологии развивающего обучения (работа с картинками символами).
  • ИКТ (использование ЭОР – презентация «Весна идет» создана самостоятельно).

Материал:

  • Презентация «Весна идет».
  • Плоскостные изображения (солнца, сосульки, ручейка, птицы).
  • Луковицы, посаженные в разных условиях.

Предварительная работа:

  • Беседа о временах года, о весенних признаках.
  • Рассматривание репродукций картин и иллюстраций весенних пейзажей.
  • Просмотр мультфильма «Прометей»
  • Чтение художественной литературы «У солнышка в гостях»
  • Проведение долгосрочных опытов о влиянии света, тепла и воды на жизнь растений (посадка луковиц)
  • Наблюдения в природе  различных агрегатных состояний воды (сосулька, ручеек)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, чтобы гости узнали нас лучше, давайте назовем друг друга ласковыми именами. Будем передавать ласковые имена на ладошках.

II.Подведение к теме

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу c утра заглянуло солнышко. Ой, что же это случилось?

Слайд №2

Дети: Поднялся сильный ветер, налетело облако и проглотило солнышко.

Воспитатель: Ребята теперь всегда будет пасмурная, унылая погода, солнечные лучики не будут радовать растения, зверей в лесу, люди перестанут улыбаться и у всех на земле будет грустное и печальное настроение.

Воспитатель: Облако, отдавай, нам наше солнышко.

Облако: Я облако не простое, волшебное. Выполните мои задания верно, тогда я отдам вам ваше солнце.

Воспитатель:  Ребята, будем выручать солнышко?

Дети: Да!

III.Содержание мероприятия

Воспитатель:  Облако, мы с ребятами готовы выполнить твои задания.

Слайд №3

Облако: Тогда отгадайте мои загадки и найдите в группе изображение отгадки:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...(Солнце)        

Слайд №4

Дети отгадали загадку, и нашли в группе картинку с изображением солнца

Воспитатель:  Что делает солнышко весной?

Дети: Греет, светит, припекает, пригревает, радует людей…

Воспитатель: Ребята, Солнце является основным источником тепла. Солнечные лучи нагревают  почву, растительность, воду. Нагретые солнцем  все предметы и поверхности излучают тепло, оно поступает в воздух. Ребята, а чем еще важно солнце?

Дети: Солнце дает свет.

Воспитатель: Молодцы, солнце является источником света. Как вы думаете,  важен ли свет и тепло в жизни растений?

Дети: Да.

(на столе стоят два растения с условными обозначениями)

Воспитатель: Тогда давайте проверим, несколько недель назад мы с вами посадили лук и лишили одно растение света, а второе тепла.

Воспитатель: Давайте сравним эти растения. Растение без света, какое оно выросло?

Дети: Не высокое, желтое.

Воспитатель: А теперь посмотрите на луковицу, которая росла без тепла. Она проросла?

Дети: Нет

Воспитатель:  Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Свет и тепло необходимо для роста и цвета растений.

Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились. Давайте узнаем, какое следующее задание приготовило для нас облако.

Слайд №6

Облако: Послушайте и отгадайте, что это звучит?

Дети: Это журчит ручеек?

Слайд №7

Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением ручейка

Воспитатель:  Откуда же  он появился?

Дети: Солнце греет, снег начинает таять, и появляются ручейки.

Воспитатель:  Что такое ручеек?

Дети: Это талая вода.

Воспитатель:  Кому нужна вода?  

Дети: Растениям, животным, людям.

Воспитатель: Тогда давайте проверим, так ли важна вода для растений.

У нас еще есть одна  луковица, которую мы с вами поставили на свет, в тепло, но не налили в стаканчик воды. Она проросла?

(на столе стоят два растения с условными обозначениями)

Дети: Нет

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода необходима для жизни растений.

Воспитатель:  Воду пьют все на свете. Вот такая она важная для жизни.

Воспитатель: А теперь посмотрим на это растение. Какое он выросло?

Дети: Оно самое красивое, сильное, зеленое, высокое.

Воспитатель: Какие же условия помогли ему вырасти?

Дети: Вода, тепло и свет.

Воспитатель: А еще ребята для растений очень важна почва, если высадить растение в землю, оно будет расти еще лучше.

Воспитатель: Со вторым заданием мы тоже справились, узнаем, что еще приготовило для нас облако.

Слайд №9

Облако: Послушаете и отгадайте следующую загадку.

Я живу под самой крышей

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там велись (Сосулька)

Слайд №10

Дети отгадываютзагадку, и ищут в группе картинку с изображением сосульки

Воспитатель: Ребята, когда солнышко пригревает, то сосулька начинает таять. Как называется это явление в природе?

Дети: Капель.

Воспитатель: Вставайте врассыпную, послушаем звуки капели.

Слайд №10

Ритмодекламация «Веснянка»

Солнышко пригрело, все рады и смеются,                       (стоят врассыпную)

И только у сосулек от горя слезы льются.

Плачут сосульки, а капли горошки,                     (потирают кулачками глазки)

Скачут одна за другой по дорожке.  (на подскоках двигаются врассыпную)    

Весело пляшут, сил не жалея.                                           (тройные перетопы)

А за окном все теплее, теплее.

В ручеек веселый капли собрались,            (перестраиваются в одну линию)

Радужно сверкая, в рощу понеслись                                   (бегут «змейкой»)

Все деревья угостили свеженькой водицей,                   (выворачивают кисть  

Чтоб из почек листики, смогли уж появиться                        вверх ладошкой)

Разбросало лучики солнышко весеннее      (вытягивание прямых рук то в

И у всех хорошее стало настроение.              одну, то в другую сторону, затем

                                                                       хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Мы с вами немного отдохнули, пора нам солнышко вызволять? Ребята ответьте мне, что такое сосулька?

Дети: Это лед.

Воспитатель: А что такое лед?

Дети: Лед - это замерзшая вода.

Воспитатель: Воду в природе можно встретить в трех разных состояниях. Ребята послушайте внимательно стихотворение:

«Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

То ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду

Будешь мокрый ты до нитки –

Летом лед бывает жидким.

Вот  такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть у печки,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

И вода, и лед, и пар –

Скажет вам и млад, и стар –

Это все - таки вода,

Ты запомни навсегда.

Воспитатель: Кто догадался, что за три состояния воды?

Слайд №11

Дети: Лед, вода, пар

Воспитатель: Возьмите в руки кусочки льда. Какой лед?

Дети: Холодный, скользкий, мокрый….

Воспитатель: Что будет, если мы долго, будем держать лед в руках?

Дети: Растает

Воспитатель:  Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?

Дети: Растает

Воспитатель: Если мы будем продолжать нагревать воду, что произойдет с водой?

Дети: Она испариться, и превратится в пар.

Опыт: Лед нагревается на сухом спирте; наблюдаем, как он становится    водой и, затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.

Воспитатель: Давайте проверим  (нагреваем на сухом спирте). Ребята этот опыт связан с открытым огнем, поэтому я вас прошу отойти на безопасное расстояние. Сейчас мы с вами будем добывать огонь, помогут нам в этом спички и волшебная таблетка. Зажигаем огонь, кладу на ложку кусочек льда и начинаю нагревать. Что происходит, во что превратился лед?

Дети: Лед начинает таять, он превратился в воду.

Слайд №12

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она кипит, испаряется и превращается в пар.

Слайд №13

Воспитатель:  Ребята, кто знает, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?

Дети: Лед, вода, пар.

Воспитатель: Ребята, также и в природе, солнышко ранней весной пригревает  и начинается капель, сосульки превращаются в воду, потом солнце нагревает воду, вода испаряется и превращается в пар. Пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается обратно в капельки воды. Так образуются облака.

Воспитатель: Облако, мы выполнили и это задание.

Слайд №15

Облако: Слушайте мою следующую загадку

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных … (Грач)

Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением птицы

Воспитатель: Ребята, что делают птицы весной?

Дети: Птицы прилетают с юга, вьют гнезда, высиживают птенцов, красиво поют.

Воспитатель: Как называются птицы, которые прилетают весной?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А какая птица прилетает раньше всех?

Дети: Грач.

Слайд №16

Воспитатель:  Правильно, недаром про грача  говорят, что он "на крыльях весну приносит".

Воспитатель: Какие птицы прилетают весной?

Д/и «Узнай по силуэту»

Воспитатель:  Молодцы и с этим заданием справились.

Слайд №18

Облако: Слушайте мою последнюю загадку.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник).

Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением подснежника.

Слайд №19

Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами выложить такой же подснежник, что нам понадобиться?

Дети: Палочки.

Воспитатель: Сколько палочек нам понадобится?

Дети: 6 зеленых и 6 синих.

Дети за столами выкладывают подснежники

На экране проектора появляются все отгадки

Воспитатель: Какие вы молодцы, очень красивые цветы у вас получились. Вернемся к солнышку и узнаем, что еще оно для нас приготовило.

Слайд №20

Воспитатель: Ребята, посмотрите, с каким временем года связаны загадки.

Дети: С ранней весной.

Воспитатель: Назовите признаки ранней весны.

Слайд №21 по 25

Облако: Со всеми заданиями справились, придется и мне выполнить свое обещание и отдать вам ваше солнышко (исчезает).

Слайд №26

Воспитатель: Вставайте врассыпную, давайте солнышко поприветствуем.

Речь с движением «Золотистый лучик»

Выглянуло солнышко из-за серой тучи

Разбросало солнышко золотистый лучик

Он погладил щечки нам и погладил ушки

Засмеялись на носу рыжие веснушки

Во дворе снеговика хохотать заставил

И смеялся он тогда, а потом растаял

Хорошо когда весной, все сосульки тают

И ребята целый день с солнышком играют.

Солнышко: Ребята, спасибо вам большое, что вы меня спасли. В знак благодарности, я вам дарю частичку своего тепла, дарю вам веселое, весеннее настроение.

Солнышко: А за то, что вы проявили себя, как настоящие знатоки, я дарю вам книгу, из которой вы узнаете еще очень много, много интересного. Спасибо вам ребята, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Откуда хлеб пришел».

Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, синонимов; воспитывать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»

Конспект непрерывной образовательнойдеятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»...

Конспект интегрированной организационно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий

Формирование у детей понимания значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур,физических упражнений и режима дня....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «В гости к осени»

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках и приметах осени, закрепить умение использовать знания в решении задани...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (аппликация) в старшей группе по теме: «Зимушка-зима»

Обобщить знания детей об изменениях в природе зимой, о зимних явлениях, праздниках. Формировать синхронное проговаривание текста и выполнение ритмических движений. Развивать логическое мышление, общий...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «Весеннее путешествие»

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Продолжать учить ориентироваться по карте, микро ориентировки на плоскости. Учить анализировать расположени...