Исследовательская работа "Всё о радуге"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь  человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВСЁ О РАДУГЕ»

Аннотация

      Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь  человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Цель  и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:

Цель для взрослого: формировать исследовательские навыки  у ребенка дошкольного возраста.

Задачи для взрослого: мотивировать ребенка к деятельности исследовательского характера; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Цель для ребенка: узнать причину появления радуги и получит радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях.

Задачи для ребенка:

  • найти  информацию в различных источниках о вулканах, и их видах,
  • систематизировать свои знания, чтобы ответь на вопросы: «Как образуется радуга», «Какие бывают радуги»,«Можно ли наблюдать эту красоту дома в любое время года?»

Методика исследования: Поиск информации, работа с интернет ресурсами, использование ИКТ, систематизация информации, проведение экспериментов, представление мастер класса для детей своей группы.

Гипотеза: Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли. Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Объект исследования природное явление: радуга

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях

Оглавление:

План исследования………………………………………………………………………………2

Основная часть  ………………………………………………………………………………….3

Практическая часть ……………………………………………………………………………...7

Заключение ………………………………………………………………………………………8

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь  человеческий взгляд. поэтому многих с давних времен интересовало, откуда же берется столь прекрасное зрелище. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки.

Радуга настолько красива, что ее воспевают в песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды.

 Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Название

«Всё о радуге»

Проблема

Когда Елена Алексеевна  рассказала, что радугу можно создать самим, мы не поверили и решили попробовать так ли это на самом деле. 

Гипотеза

Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Цель

Узнать причину появления радуги и  возможно ли получить радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях с помощью взрослого

ВИД

По количеству:

  • индивидуальный

По приоритету метода:

  • информационно-поисковый

По контингенту участников:

  • детский

По продолжительности:

  • краткосрочный

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап

Поиск информации и создание копилки

  • чтение энциклопедий, просмотр познавательных телепрограмм, поиск информации в Интернете, в различных источниках: книги, журналы.

2 этап

Создание картотеки:

  • легенды, и верования связанные с радугой ;
  • значение слова радуга
  • виды радуги
  • опыты по созданию радуги

3 этап

Практический: анкетирование; экспериментирование с различными материалами (под руководством взрослого)

4 этап

Презентация работы «Всё о радуге»

Мастер класс для детей «Личная радуга»

5 этап

Заключительный

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать радугу путем опытно-экспериментальной деятельности, применяя различные материалы

Перспектива: разработка


ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы исследовательской работы

1этап – сбор информации – копилка.2

2 этап – разделение информации – картотека.

1.1. Значение слова «радуга»

    Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги: «Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке»

В различных словарях слово радуга истолковывается по – разному.

  1. Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)
  2. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
  3. Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
  4. Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля)

2.2. Легенды и верования, связанные с радугой

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. В те времена об оптике даже и не слышали. Потому люди придумывали мифы и легенды, а также существовало множество примет. Вот некоторые из них.

  • В древнегреческой мифологии, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
  • В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.
  • В скандинавской мифологии радуга — это мост соединяющий мир людей и мир богов;
  • В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли.
  • В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов.
  • В армянской мифологии радуга — это пояс Тира, первоначально бога Солнца, потом — бог письменности, искусств и наук.
  • В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем. Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

1.3. Откуда берется радуга?https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Prism_rainbow_schema.png/220px-Prism_rainbow_schema.png

    Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

       Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

         Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

      Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке — верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя — красную.

       Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

1.4 Виды радуги

1. Зимняя радуга

Зимняя радуга очень странное и необыкновенное явление. При сильно низкой температуре воздуха, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

2. Для образования огненной радуги нужно, чтобы солнечные лучи свет проходили через перистые облака, когда солнце располагается на высоте около 58 градусов над горизонтом. Ещё одним неотъемлемым условием являются шестиугольные кристаллики льда (из которых состоят перистые облака), которые имеют форму листа и своими гранями должны быть параллельны земле. Когда свет проходит через вертикальную грань такого ледяного кристалла, он преломляется аналогично, как если бы он проходил через призму. При такой схеме солнечный свет преломляется и разделяется на спектр, который всеми цветами радуги «зажигает» перистые облака.Гало эффект Огненная радуга

3. Лунная радуга или ночная радуга — это свет, отражаемый от поверхности Луны. Радуга от Луны намного тускнее, чем от Солнца, потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Это очень редкое природное явление. Если наблюдать такую радугу невооруженным глазом, она может показаться бесцветной, поэтому её часто называют «белой». На нашей планете есть немного мест, где феномен ночных радуг повторяется часто. (Южная Америка, Австралия) C:\Users\группа10\Pictures\LunarRainbowVicFalls_small.jpg

Белая радуга (туманная радуга)https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ac/360_degrees_fogbow.jpg/250px-360_degrees_fogbow.jpg

Это явление возникает при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из наимельчайших капелек воды. Белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенный сзади нас, освещает слабый туман перед нами. Даже уличный фонарь может создавать белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3 этап - экспериментальный

Эксперименты получения радуги в домашних условиях.

C:\Documents and Settings\zubareva\Мои документы\радуга Арефьева\P1070605.JPGЭксперимент 1. Радуга на диске

Оборудование: диск компьютерный или DVD

Ход: направить источник света на диск. На диске отразиться спектр радуги.

 

http://davaiknam.ru/texts/995/994218/994218_html_478b274.gifЭксперимент 2. «Радужный пузырь»

Оборудование: мыльный раствор (мыльные пузыри промышленного производства)

Ход: надуть мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма

http://davaiknam.ru/texts/995/994218/994218_html_m1163e02.png

Эксперимент 3. «Хрустальная радуга»

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Ход опыта. Необходимо поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Эксперимент 4. «Радужная плёнка»

Оборудование: миска с водой, бутылочка светлого (прозрачного) лака для ногтей.

Ход: миска с водой стоит на столе, где нет солнечных лучей. Капнуть каплю лака в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Повернуть миску к свету, когда луч падает на воду видня радужные переливы.

Эксперимент 5. «Радуга, появись»

I:\DCIM\107_PANA\P1070614.JPGОборудование: зеркало, миска  с водой.

Ход: поставить зеркало в миску с водой под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену (картон белого цвета). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим радужный спектр. Вода в тарелке выполняет роль призмы  (предмета,  способного разложить луч света на составляющие). При входе в воду видимый свет (белый) преломляется и становиться спектром радуги.

4 этап – презентация и проведение мастер-класса с детьми группы

Используя ИКТ технологии, дети узнали какие существуют легенды о радуге, как образуется радуга, какие бывают виды радуги. Было предложено детям группы поучаствовать в эксперименте по созданию радуги с помощью оборудования (зеркала, вода, мыльные пузыри и др.) Следуя точным инструкциям детям удалось самостоятельно создать радугу.

5 этап - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу,  можно узнать, что радуга  появляется благодаря физическим явлениям, которые называются отражение и преломление света. Преломление и распад солнечного света в капельках воды называется спектром, а сами капли – призмой. Радуга  может быть одной дугой, может быть двойной. Чаще всего ее можно увидеть летом и поздней весной, реже – зимой, в ночное время суток. Гипотеза подтвердилась: радугу можно получить в домашних условиях, с помощью водяных призм, мыльных пузырей, хрусталя, лака и дисков.

Выводы исследовательской работы.

  1. Радуга – явление оптическое.
  2. Радугу можно получить в домашних условиях в любое время, используя разные способы.
  3. Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает радость, восторг, восхищение, поэтому она способна улучшить настроение.

Попробуйте сами провести эксперименты и получить радугу в домашних условиях.

Практическая значимость исследований: использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской

Перспектива: Детям интересно исследовать природные явления и в дальнейшем можно исследовать природу цветов радуги, чем занимается наука «Цветоведение».

Список используемой литературы:

«География. Энциклопедия» Москва, «Росмэн», 2001

«Детская энциклопедия» Москва «Росмэн» 2001

«Энциклопедия необходимых знаний» Москва «Росмэн» 2010

«Всё обо всём» Москва «Махаон» 2009

«Детская энциклопедия.» Москва «Махаон» 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Чудо-радуга"

Цель работы: определить, что такое радуга, как она образуется. и можно получить радугу в домашних условиях....

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Конспект НОД( по познавательно-исследовательской деятельности) «Песочная радуга» в старшей группе

Занятие направленно на развитие умения путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи....

Детский исследовательский проект "Поющая радуга"

В  проекте представлен опыт оучения игры на музыкальных инструментах с помощью цветов радуги....

исследовательская работа "Чудо-радуга"

цель исследования: определить, что такое радуга, как она появляется, можно ли увидеть радугу в домашних условиях....

Исследовательская работа "Волшебная радуга"

Исследовательская работа «Волшебная радуга»Автор: Редькина Виолетта Владимировна, воспитанница подготовительной группы МБОУ «СОШ № 2».Руководитель: Кригер Лариса Валерьевна, во...

Поисково-исследовательская работа «Чудо-радуга».

С данным проектом участвовали в конкурсе "Юный исследователь"...