Детский исследовательский проект "Поющая радуга"
опыты и эксперименты по музыке

Самойлова Алёна Витальевна

В  проекте представлен опыт оучения игры на музыкальных инструментах с помощью цветов радуги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyushchaya_raduga.docx20.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельностипо художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Российская Федерация, Свердловская область, 624401,

город Новая Ляля, улица Лермонтова, 19

Исследовательский проект: «Поющая радуга»

Руководитель:

Самойлова Алена Витальевна,

музыкальный руководитель

г.Новая Ляля

2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3

Теоретическая часть…………………………………………………5

Практическая часть………………………………………………….6

Заключение …………………………………………………………..8

Литература……………………………………………………………9

Приложение ……………………………...…………………………..10

Введение

Актуальность. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Все могут импровизировать музыку, даже совсем маленькие дети.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем тот волшебник. Вовлечение дошкольника в музицирование на детских музыкальных инструментах дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. Но чтобы научиться играть на музыкальных инструментах по нотам, нужно изучать нотную грамоту. Это трудное и сложное занятие. Но как же научиться играть на музыкальных инструментах не зная нотной грамоты. Но существует проблема: как исполнить песенки на мелодических музыкальных инструментах, если не знаешь нотной грамоты.

Цель:  исполнить песни на мелодических музыкальных инструментах.

Задачи:

  1. Ознакомиться с информацией в сети интернет.
  2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей игры на мелодических музыкальных инструментах.
  3. Подумать о практическом применении данного опыта, представить концертный номер игры на мелодических музыкальных инструментах.

Объект: процесс извлечения звука

Предмет: звук

Гипотеза: Если знать особенности цветового способа игры на мелодических музыкальных инструментах, можно исполнить песенку.

Методы исследования: опыт, эксперимент, слуховой анализ, сравнение.

Ценность данного проекта: те, кто не знает музыкальной грамоты и имеет желание научиться играть на мелодическом музыкальном инструменте, сможет исполнить любимую мелодию.

Теоретическая часть

Инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А.Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным).

Обучение игре на музыкальных инструментах по цветовой системе – распространенное явление. Такая методика удобна, поскольку дети быстро усваивают игру на инструменте. Определенные обозначения разными цветами клавиш, пластины или струны, соответствуют каждому звуку. Ребенку дают запись мелодии в цветовом «переводе»: применяются цветные изображения нот, фигурки с ритмическими обозначениями.

Воспроизводить музыку по такой системе достаточно легко, однако такая игра не способствует развитию слуха. Ребенок видит зеленую ноту – нажимает зеленую клавишу – никаких творческих соображений здесь нет, только механическая игра.

Практическая часть

Для достижения цели нами проведена опытно-экспериментальная работа по изучению особенности игры на мелодических музыкальных инструментах.  

Первое: изучение цвета радуги и нот,  которые соответствуют этим цветам.

До – красный

Ре – оранжевый

Ми – желтый

Фа -  зеленый

Соль – голубой

Ля – синий

Си - фиолетовый

Второе: выбор музыкального инструмента. В саду много музыкальных инструментов, но нам нужны мелодические музыкальные инструменты, на которых можно исполнить мелодию и инструменты, которые раскрашены в цвета радуги.

Из мелодических инструментов у нас есть ксилофон металлофон и колокольчики.  Выяснили, что не все эти музыкальные инструменты нам подходят для игры. У ксилофона и колокольчиков цвета радуги расположены правильно, а у металлофона цветные пластинки перепутаны и он нам не подходит.

Третье: начинаем играть. Для этого нам нужна партитура.  Мелодию песни  записали в цветовом варианте. Длинные звуки большими кружками, короткие – маленькими. И теперь смотрим и играем.  В ходе разучивания песни мы нашли разные способы извлечения звуков. Длинные можно играть дорожкой или длинным колокольным звоном, короткие – коротким стуком.

 Но выяснили, что играть можно научиться только знакомые мелодии, так как у партитуры нет ритмического рисунка.

Четвертое: игра в ансамбле. Есть несколько музыкальных инструментов, то их можно использовать вместе, играть одновременно. Но в ходе совместной игры выяснили, что у ксилофона и колокольчиков звук с одинаковым цветом разный по звучанию. Поэтому вместе их использовать нельзя. Сравнение звучания ксилофона и пианино, звук  разный. Сравнили звучание колокольчиков и пианино - звук слился в одну ноту, звучание подошло друг другу, эти два инструмента подходят друг другу.  

Заключение

Таким образом, мы ознакомиться с информацией в сети интернет по проблеме музицирования на мелодических музыкальных инструментах. Были просмотрены видеоуроки, мастер-классы по игре на бокалах.

Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей игры на мелодических музыкальных инструментах:

  1. Не у всех мелодических музыкальных инструментов, раскрашенные цветные пластинки расположены по цветам радуги;
  2. Играть можно научиться только знакомые мелодии, так как у партитуры нет ритмического рисунка;
  3. Не у всех музыкальных инструментов, звучащих одновременно,  звучит унисон.

Подумали о практическом применении данного опыта. Игру на мелодических инструментах можно исполнить на концерте, дома, утреннике.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, если знать цветовой способ игры на мелодических музыкальных инструментах, то можно научиться играть песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Радуга" (детский)

Детская исследовательская работа....

исследовательский проект "Радуга вокруг нас"

исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы...

Исследовательская работа "Радуга"

Изучение природного явления – радуги.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:·         узнать, что такое радуга;·...

Познавательно – исследовательский проект "Радуга-дуга"

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлением природы  – радугой. Как-то раз мы с детьми были на прогулке, вдруг заметили на небе радугу.  И нам стало и...

Исследовательская работа "Радуга - чудо природы"

Исследовательская работаРадуга - чудо природы...

Исследовательская работа "Радуга"

Исследовательская работа "Радуга"...