НОД: «Наши друзья – деревья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цели: уточнить представления детей о лесе;

познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;

закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);

 закреплять знания правил поведения в лесу;

активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные;

развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление;

воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nashi_druzya_-_derevya.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

 НОД: «Наши друзья – деревья»

( группа компенсирующей направленности  с тяжелыми нарушениями речи

 для детей в возрасте от 5 до 7 лет)

Подготовила воспитатель

 С.Н. Андрощук

Пгт. Высокий,2015г.

Тема: «Наши друзья – деревья»

Цели: уточнить представления детей о лесе;

познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;

закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);

 закреплять знания правил поведения в лесу;

активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные;

развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление;

воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Материалы: демонстрационный материал «Деревья»; письмо  от лесника; подарки

от детей;  экологические правила поведения в лесу.

Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о лесе,

 о деревьях, рассматривание  гербария листьев и семян деревьев, просмотр презентаций

по теме «Деревья».

Ход НОД.

Организационный момент. Дети входят, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята к нам  пришла посылка и письмо в детский сад для нашей группы.

 А прислал нам эту посылку и письмо  лесник. Но посылка не простая, а в ней находятся

разные  задания  и конечно, наверное,  будут подарки для нас с вами.  Давайте сначала

  прочитаем письмо.                              

ПИСЬМО ЛЕСНИКА.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я  приглашаю вас в гости и буду рад видеть вас в моём доме. Вы отправитесь в увлекательное путешествие,  в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать загадки  и выполнить различные задания.  Вы отыщите их в письмах, а письма – в волшебном сундучке.

 Желаю вам удачи! А я тем временем проверю свой  лесной дом и  проведаю своих друзей.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ от лесника-  загадка: «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натягивает, а нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой».

О ком говорится в загадке? (Лес) Значит, куда нас приглашает лесник?-

 Объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете  пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

  А кто же тогда такой лесник? Давайте отправимся в приглашенное путешествие по лесу. Но прежде скажем наш девиз путешествия: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»

ВТОРОЕ  ЗАДАНИЕ от лесника» Расскажите правила поведения в природе, в лесу»

Дети по очереди говорят о правилах поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу (по картинкам, дети берут со стола картинки «правила поведения в природе и рассказывают)

«Нельзя разжигать  костер, беречь лес от пожара»;

«Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;

«Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;

«Не наступать на муравейник»;

«Не трогать птенцов»;

«Гнезда не разорять»;

«Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;

«Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;

«Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо  для лечения»;

«Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;

«Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

«В лес отправимся гулять, будем весело шагать. По тропинки мы  пойдем друг за дружкою гуськом» Раз, два, три наклонись, раз, два, три повернись, раз, два, три покружись  в лесу ты окажись. МУЗЫКУ И ЗВУКИ ЛЕСА ВСТАВИТЬ

Ребята скажите, какое время года у нас сейчас? (зима) Какие приметы зимы вы

скажите? (дует холодный ветер ит.д.)

Речевая гимнастика. Загадка: Не найти мне домик друга, замела дороги…(вьюга)

Давайте вспомним,  как воет вьюга? (в) Вьюга в лесу бывает сильная и слабая. Какой звук вы слышите в слове «вьюга». Посмотрите, как я буду произносить звук «в». (Когда мы произносим звук «в», нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горлышко дрожит) произнесем сильную вьюгу ( --в --), теперь тихую (-в-) 2 раза.

ЧИСТОГОВОРКА: Ма – ма – ма наступила зима

Ой – Ой – Ой очень холодно зимой

Са – са – са в зимнем лесе чудеса

Ат – ат – ат все деревья крепко спят

Ребята: Лесник нам написал сказку, про деревья.

«Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка. Береза – Веселушка. Рябина – Краснощечка. Сосна – Стройнушка»

Они жили дружно, но однажды они стали друг перед другом хвалиться. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех»

Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево»

Рябина – Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в красивый  наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!»

Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так что я королева!» А что случилось далее, мы узнаем, позже.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ от лесника. В этом конверте задание, в котором надо показать  рассказать, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Солнце – источник света и тепла.

 Вода – деревья пьют воду, как и люди.

Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

 Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

 Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

 Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

ПОСАДИТЬ ДЕТЕЙ

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ от лесника  «Рассказать отличия в деревьях»

Загадки о деревьях. О березе и осине.

Клейкие почки, 
Зелёные листочки. 
С белой корой,
Стоит под горой.
  Слайд 2

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?(Осина) слайд 2
Листья этого деревца крепятся к веткам с помощью очень тонких черенков, которые легко изгибаются. А поэтому даже при самом легком дыхании ветра листья начинают шевелятся и тереться друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит. Назовите из чего состоит дерево?

Ребята,  чем отличается береза от осины?Слайд 3

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый. Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. Слайд 4

Чем еще отличаются эти  деревья?Слайд 5

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

 Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.Слайд 6
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК. Слайд 7

Повторите это новое слово.

Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.Слайд 8

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Сильными большими 
Ноги - это корни, 
Их расставим шире, (
Раздвигают ноги шире.)
Чтоб держали дерево, (
Сжатый кулак ставят над другим кулаком.)
Падать не давали,
Из глубин далёких (
Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (
Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой острой (
Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.)
В небо упирается (
Поднимаем соединённые руки вверх.)
Наши руки – это ветви, (
Раскрывают ладони в поднятых руках.)
Крону вместе образуют (
Смыкают пальцы над головой.)
В кроне им совсем не страшно, (
Качают головой)
Когда ветры сильно дуют (
Качают поднятыми руками.)
Пальцы - веточками будут, (
Шевелят пальцами обеих рук.)
Листья закрывают их (
Прикрывают одну ладонь другой.)
Как придёт за летом осень, (
Поднимают вверх правую, затем левую руки.)
Разлетятся листья в миг (
Разводят руки в стороны).

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.У  нас остался один конверт. Интересно, что спрятано в этом конверте?Вам надо будет правильно ответить на задание,  какие деревья растут еще в лесу? Загадки:Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,Зимою в платье летнем. (ель)

 У меня длинней иголки 

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушкеВетви только на макушке. (сосна)слайд 9 – 10

 Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.Слайд11

Что вы можете рассказать о ели?(Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные.Кора темная, шершавая.) 
Как выглядит ель? ( ель высокое дерево)

Что есть у ели?(ствол, ветви, хвоя, шишки)

Какие ветви у ели?( мохнатые, большие до самой земли) В зимнем лесу ели стоят, опустив до земли густые колючие ветви, укрытые белыми снежными шалями. В ветвях, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми шишками. Ель наша новогодняя красавица. Как сберечь ель в новогодние праздники?

Как выглядит сосна?(сосна  стройная и красивое дерево, прямые сосновые стволы). Зимой кроны сосен зеленеют на фоне пасмурного неба, среди заснеженных лесов. А весной у сосны распускаются почки и  появляются молодые  побеги.

Что есть у сосны? ( ствол, ветви, хвоя, шишки, у сосны длинные и узкие хвоинки, располагаются на ветках  парами) А сосновой шишкой любят полакомится медведь, белка, дятел, клест, бурундук.

Какой ствол у сосны? (внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая, а наверху тонкая, золотисто-оранжевая).

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.Слайд 12

Чем они похожи? Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? Слайд 13

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Какие хвоинки у сосны? Длинные, мягкие, светлые.

А у ели?Короткие, колючие, темные.

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю  на слайд)

 Какие шишки  у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. А я вам скажу:  «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, что можно подарить деревьям, о которых мы сегодня разговаривали. Предлагаю картинки (солнышка, птички, капельку, землю, семена и т. д. дети разбирают картинки и рассказывают какую пользу принесет дереву объект)

  • Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.
  • Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, петь песни.
  • Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.

  • Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.
  • Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она кормит и поит тебя.
  •  Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.

Слова лесника: «Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесуУважает тишину».

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться  в детский сад. Давайте вспомнить наши волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

ИТОГ: какие виды деревьев растут в лесу? Чем отличается береза от осины? Какая хвоя у ели и сосны? Чем отличаются еловая шишка от сосновой? Что вам понравилось в нашем путешествии? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

«Наши друзья – деревья»

Цель: Уточнить представления детей о лесе;Познакомить и дать понятие о видах деревьев;Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);Закреплять знания правил пов...

Презинтация на тему "Необычные деревья" или "Деревья наши друзья"

Презинтация  на тему"Необычные деревья" или "Деревья -наши друзья" для детей старшей группы в формате powerpoint. В данной данной презинтации для дошкольников рассказывается,какие существуют самы...

Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)

Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особ...

Экологический проект «Наши друзья - деревья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...

Конспект ООД "Наши друзья деревья"

Конспект ООД "Наши друзья деревья"...

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...