«Наши друзья – деревья»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Шершнева Наталия Алексеевна

Цель:

  • Уточнить представления детей о лесе;
  • Познакомить и дать понятие о видах деревьев;
  • Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
  • Закреплять знания правил поведения в лесу;
  • Познакомить детей с экологическими знаками;
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
  • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya-nashi_druzya_-_derevya-podg.gr_.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по экологии, в   подготовительной группе.

Тема «Наши друзья – деревья».

Цель:

  • Уточнить представления детей о лесе;
  • Познакомить и дать понятие о видах деревьев;
  • Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
  • Закреплять знания правил поведения в лесу;
  • Познакомить детей с экологическими знаками;
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
  •  Развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление.

Материалы: демонстрационный материал «Деревья»; рассматривание  деревьев, кустарников; письма: от деревьев, от лесника; подарки от детей; сбор семян и плодов деревьев: липы, березы, рябины; экологические знаки; лопатки; лейки с водой; грабли; ведро; сушки; баранки; конфеты

Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о лесе, о деревьях, сбор гербария листьев и семян деревьев, экскурсия в парк, беседа «Для чего деревьям листья?», сочинение сказки «Моё любимое дерево».

                               Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости в лесничество и встретимся с главным начальником леса – Лесником. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы детей)

Вот какое письмо он недавно прислал:

                               ПИСЬМО ЛЕСНИКА.

« Дорогие мои маленькие друзья! Я  приглашаю вас в гости и буду рад видеть вас в моём доме. А дом мой – это лес: деревья, кусты, цветы, животные и т.д. Вы отправитесь в увлекательное путешествие, по волшебным тропинкам, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать загадки – задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моих тропинках особенные, волшебные!  Вот я и попросил придумать для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях: липе, березе, рябине. Я думаю, что и вы для моих друзей – деревьев приготовите подарки.

 Желаю вам удачи! А я тем временем проверю лесной дом и  проведаю лесных друзей.

                                                           Лесник.

P.S. Ищите липу! »

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся в путешествие по волшебным тропкам? Кто знает, где растет липа? Давайте поищем в её ветвях письмо.

Дети находят липу, где на ветвях висит письмо. Воспитатель снимает его с веток и читает. По ходу чтения дети выполняют задания липы.

                                 ПИСЬМО ЛИПЫ.  

«Я, красавица ЛИПА, очень рада вашему приходу, т.к. очень люблю гостей. Мои сестры Липы всегда радуются, когда слышат голоса детей. Давайте поздороваемся: обнимите меня и моих сестер крепко-крепко. (Дети берутся за руки, встают в круг вокруг ствола). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (Дети пытаются вытащить липу). Кто из нас сильней? Есть у меня еще силушка! Но у меня есть старший брат, он сильнее всех на свете. Кто может отгадать, как его зовут?

  Я из крошки-бочки вылез,             Не боюсь ни гроз, ни туч,

  Корешки пустил и вырос,              Я кормлю свиней и белок,

  Стал высок я и могуч,                     Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Теперь ответьте на мои вопросы: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы детей); а для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу»).

Вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить (Дети поливают Липу). Спасибо, ребята, я теперь себя хорошо чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? (Дети выполняют все просьбы). Теперь послушайте, как шумят мои листочки, - это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения). А почему шелестят мои листочки? Как вы думаете, кто самая любимая моя подружка?

   Домовитая хозяйка                      Похлопочет над цветком -

   Полетала над лужайкой              Он поделится медком (Пчела).

Почему ко мне так любят прилетать пчелы?  (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает пчел). 

На все вопросы вы ответили правильно, я дарю вам свои листочки и семена.

                                Ваша подружка Липа».

       

Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает детям. Дети собирают семена липы в контейнер для коллекции.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  приготовили Липе подарки, давайте их вручим.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя для чего нужно, их значение.

  • Я дарю тебе пчелу. Она будет собирать нектар с твоих цветков, и опылять их.
  • Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.
  • Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, петь песни.
  • Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.
  • Я дарю тебе дождевого червяка. Пусть он сделает землю плодородной, мягкой.
  • Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.
  • Я дарю тебе зеленые листочки. Пусть вырастит их много, я спрячусь под ними от жаркого солнца и буду слушать их песню – шелест.
  • Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она кормит и поит тебя.
  •  Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.
  • Я дарю тебе цветок. Пусть он украсит тебя. Чем больше цветков будет у тебя, тем самым будет у тебя много семян – деток.
  • Я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих ветвях, цветках, листьях и украшает тебя своим нарядом.
  • Я дарю тебе теплый ветерок. Пусть он остудит тебя от палящего, жаркого солнца.

После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево – Березу.

Воспитатель: Отгадайте загадку, к какому дереву приведет волшебная тропинка.

                Русская красавица стоит на поляне,

                В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и с Березой, она нас тоже ждала, письмо приготовила. (Дети обнимают березу. Воспитатель снимает письмо с ветки и читает. Если есть дети, которые умеют читать, то можно предложить им прочесть).

                         ПИСЬМО БЕРЕЗЫ.

«                          Дорогие ребята!

Наконец-то вы пришли ко мне! Уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои пожелания и задания.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с Липой похожи, чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с Липой – деревья? Может мы травинки? Докажите мне, что я дерево.

Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарника – много стволиков, растущих из земли. У  травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как  у деревьев. Пусть дети покажут березе растущие рядом с ней кустарник или травянистое растение «травинку».

Ребята, я живу в большом доме – в лесу. А вы знаете правила поведения в лесу.

Дети по очереди говорят о правилах поведения в лесу.

  • «Нельзя разжигать  костер, беречь лес от пожара»;
  • «Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;
  • «Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;
  • «Не наступать на муравейник»;
  • «Не трогать птенцов»;
  • «Гнезда не разорять»;
  • «Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;
  • «Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;
  • «Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо  для лечения»;
  • «Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;
  • «Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».

Выставляются запрещающие экологические знаки о правилах поведения в лесу около Березы.

Я вижу, вы знаете как себя вести в нашем доме – в лесу. Возьмите на память обо мне,  мои листочки. Приходите в гости, не  забывайте меня!

Волшебная тропинка приведет вас к моей сестре, но сначала отгадайте загадку:

        Весной зеленела, летом загорела,

        Осенью надела красные кораллы.    (Рябина)

                                        Красавица Береза».

Воспитатель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает  напоить Березу, взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали. Дети собирают семена березы в коллекцию.

Дети направляются к следующему дереву – Рябине. Они находят на ней письмо, которое зачитывает воспитатель.

                           ПИСЬМО РЯБИНЫ.

«                               Я вас приветствую!

Очень рада вашему визиту и тоже люблю, когда меня гладят. (Дети выполняют просьбу Рябины) И не люблю, когда бьют по стволу палками или царапают кору ножом. Мне ведь тоже больно и обидно, я ничего плохого не сделала, а ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору Рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы воспитателя).

Посмотрите вверх на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно! Проверьте, где теплее – под моими листьями или под листьями Липы? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды Рябины – пища для многих птиц). 

Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую!

И ещё у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной? (Дети выполняют просьбу; если почва твердая, то поливают её.) 

И, на конец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в  земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, – значит, они друзья).

Ребята, в наш дом – в лес, часто приходят погулять, отдохнуть и часто забывают убрать за собой мусор. Посмотрите себе под ноги, видите мусор, уберите его, пожалуйста! Что нужно сделать с мусором? (Дети предлагают: забрать его с собой и выкинуть в мусорную урну, закопать в земле).

 

                Экологический опыт «Утилизация мусора».

Воспитатель выкапывает яму, дети выкладывают мусор: бумагу, стекло, железные пробки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, пластмассовую бутылку, ветки дерева, опавшие листья, газету и т.д..

Дети закапывают яму, ставят предупреждающий экологический знак «Мусор». Воспитатель предлагает детям, весной раскопать эту яму и посмотреть какой мусор сгнил, а какой остался в том же виде и сделать вывод.

Браво, вы молодцы! Берите подарки – листочки и я разрешаю взять гроздь плодов в вашу коллекцию.  И не забывайте обо мне!

                                       Ваша Рябинушка».

Дети дарят Рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.  

                             Экологический тренинг.

Воспитатель: Посмотрите, куда нас завела волшебная тропинка – поляна! А какая она красивая, и волшебная! Кто на эту поляну зайдет, тот превращается в деревья, и мы с вами стали деревьями. (Дети врассыпную встают на «поляне»).

Мои корни глубоко вросли в землю.

      Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

  Ветер сбивает росу.

  Плавно руками помашем –

      Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие в лес.

                               Лес дремучий, до свиданья!

                               Мы дружить с тобою рады,

                               Добрый лес,

                               Могучий лес

                               Полный сказок и чудес!

 

Ребята, Лесник приготовил вам сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки с сушками? Оказывается, в этом лесу есть такое дерево. Но, Лесник позвонил по телефону и сказал, что не успевает вернуться с обхода и  не сможет это дерево вам показать. Предлагает вам его найти, отгадав, где оно находится.

                   «   ….Там на неведомых дорожках

                            Следы невиданных зверей;

                            Избушка там на курьих ножках

                            Стоит без окон без дверей;…..» (А.С. Пушкин)

 Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает пойти в группу и нарисовать Липу, Березу, Рябину или их листья.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)

Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особ...

НОД: «Наши друзья – деревья»

Цели: уточнить представления детей о лесе;познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ств...

Экологический проект «Наши друзья - деревья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...

Конспект ООД "Наши друзья деревья"

Конспект ООД "Наши друзья деревья"...

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...

Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)

Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)...