Путешествие в весенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Корчалова Лариса Галимьяновна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая-подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад «Ёлочка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая-подготовительная группа

«Путешествие в весенний лес»

Составила:

Корчалова Л.Г. – 1 кв. категория

2016 г.

Цель: формирование представлений о весенних изменений в природе, о первоцветах, обогащать словарный запас.

Задачи: 

- учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль, повторить правила поведения в лесу.

- расширить представление и знание детей о весенних лесных цветах (первоцветах, об их значении в нашей жизни.

- воспитывать доброе и заботливое отношения к живой природе.

Предварительная работа: беседы о весне, рассматривание иллюстраций с изображением леса, природных явлений, наблюдение за явлениями природы, ежедневная работа с календарем природы; чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, времён года, весенних природных явлений.

Планируемый результат:  дети знают и называют признаки весны, называют первоцветы, умеют беречь природу.

                                     Ход

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, коллеги! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! А теперь и мы поздороваемся с нашими гостями.

- Доброе утро! (все вместе).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

А в конце этого приглашения подпись:

Я люблю гулять по лесу,

В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок - Лесовичок!

Основная часть.

Ну что, ребята, примем приглашение веселого старичка - Лесовичка Итак, отправляемся в путь. Предлагаю поехать на веселом поезде.

(Дети встают друг за другом, изображая движение поезда).

Воспитатель: Вот мы на лесной поляне. Первая остановка на нашем пути: «Весняночка». давайте присядем и поиграем.

Игра называется «Когда это бывает?»  

Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, назвать его и найти соответствующую картинку.

 

  1. Если в небе ходят грозы,

   Если травы расцвели,

   Если рано утром росы

   Гнут былинки до земли,

   Если в роще над калиной

   Вплоть до ночи гул пчелиный,

   Если солнышком согрета

   Вся вода в реке до дна, -

   Значит это уже …лето

2.Стали дни холоднее,

   Поспевает брусника,

   И от птичьего крика

   Сердцу только грустнее.

   Стаи птиц улетают

   Прочь за синее море,

   И деревья блистают

   В разноцветном уборе.

  1. Белый снег пушистый.

    В воздухе кружится

 4. На дворе звенит капель,

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник,

    Стали птицы песни петь,

    И расцвел подснежник.

(Воспитатель читает стихи, дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, находят картинки.)

Воспитатель: 

 Правильно, весна.  

Давайте назовём признаки весны.

Я буду загадывать загадки, а вы будьте внимательны:

1. Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер. (Голубое небо)

2. Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит (Солнце)

3. Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька)

4. Без крыльев летят,

Без ног спешат

Без паруса плывут. (Облака)

 Воспитатель: Молодцы, дети! Это и есть весенние признаки.

Дидактическое упражнение «Назови действия, которые происходят весной».

Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Сосульки под солнцем...
 (тают). 
Сугробы от солнечного тепла...
 (оседают).
На деревьях почки...
 (набухают, лопаются).
Весной птицы птенцов...
 (выводят, выкармливают).
Весной лед на реке...
 (тает, трещит, ломается).
На проталинах первые цветы...
 (расцветают).
Весной насекомые после зимы...
 (оживают).
Из-под земли первая травка...
 (пробивается).

Воспитатель. Молодцы. Поедем дальше.

Следующая остановка «Цветочная».   

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда растает снег, когда появляются проталины.) Мы сейчас узнаем, как вы знаете первые весенние цветы:

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь.

(подснежник)

А еще подснежник называют «Снегурочкины слезы»

Плакала Снегурочка,  зиму провожая,

Шла она печальная всем в лесу чужая.

Там где шла и плакала, трогая березы

Выросли подснежники Снегурочкины слезы.

 Подснежник- многолетние травянистое растение высотой до 30 см., с небольшими луковицами 1-2 см. в диаметре. Излюбленное место цветов - широколиственные леса, поля и опушки.

(рассматривание картинок «Подснежник»)

Игра - импровизация «Цветочек».

Воспитатель.

Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка?

Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается.

Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его.

Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

Воспитатель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. 

Воспитатель  передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону. 

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать.

Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Воспитатель  топает. Дети изображают испуг, складывают руки-лепестки, наклоняются к земле. 

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.)

И вот цветок снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «солнышко», улыбаются.

Вот такая история произошла с маленьким подснежником.

А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: Раз, два, три.

Воспитатель: Следующая загадка

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок,

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.  

(мать-и-мачеха)

На глинистых холмах и склонах там, где снег подтаял от солнечных лучей появляются желтые огонечки -  цветы мать – и – мачеха. Это набитые мелкие цветки на коротких стебельках.

- Ребята, а вы знаете, почему растение так назвали?

(ответы детей)

- Дело в том, что когда цветы отцветут, у растения появляются листья сверху гладкие, холодные, с внутренней стороны мягкие нежно-зеленые, по ощущениям- теплые. Тепло в жизни идет от матери, но холодок от мачехи. Вот и назвали первый первоцвет  мать - и –мачеха.

Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения гриппа, насморка.

Воспитатель: Слушайте новую загадку

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке,

(ландыш)

Ландыш – ароматное растение, цветущее с конца весны до середины лета. Будьте осторожны, потому что ландыш является ядовитым растением, его плоды могут вызвать отравление.

Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.
-А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как подснежники? 
(Рассуждения детей.)


-Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Вот сорвем мы букетик ландышей. Придем через год на это место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесется по лесу их запах! Какое настроение тогда будет у вас?
-Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? 
(Высказывания детей.)
-Да, пусть цветут ландыши.

Дидактическая игра: «Первоцветы» с картинками

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

А сейчас я вам предлагаю закрепить несколько правил поведения в лесу

Представьте себе, что прекрасным солнечным днём вы оказались на опушке леса. Кругом раскинулось цветущая поляна, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов. Как вы поступите?

  1. Полюбуетесь цветами, вдохнёте их запах, но рвать не станете;
  2. Соберёте букет; ведь цветов вокруг так много, и то, что вы сорвали несколько цветов, лесу не повредит?

(ответ детей)

Верный ответ – первый. Рвать полевые, лесные,  цветы нельзя!

Почему? Запомните правило:

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе окажутся без пищи бабочки, шмели, пчёлы и другие насекомые. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше!

Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, пахнет молодой листвой и свежими травами. Тихо, таинственно. Вам хочется побегать, поиграть. Станете ли вы:

 1. Ходить и бегать по тропинкам и по траве вокруг деревьев;

 2. Ходить только по тропинкам, стараясь не мять траву, не вытаптывать её возле стволов деревьев, не ломать её хрупкие стебельки? 

(ответ детей)

Верный ответ – второй.

Ходить в лесу можно только по тропинкам. Нельзя вытаптывать траву возле деревьев.

Почва может уплотниться, и к корням деревьев будет поступать меньше воздуха.

Воспитатель: Вот мы прошли весь путь, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он

(появляется Лесовичок - игрушка) .

-Здравствуйте, ребята! Лесовичок рад приветствовать вас в своих владениях. Ему было очень приятно услышать, как много вы знаете о весне и её приметах, как любите природу, умеете её беречь. Лесовичок принес нам подарок – это фито чай собранный из лечебных трав на его полянке, устроим с вами чаепитие.

-Ребята, с какими цветами мы сегодня познакомились?

-Когда зацветают эти растения?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...