План работы кружка по экспериментальной деятельности (старшая, подготовительная к школе группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Соболева Елена Александровна

Предлагаю Вашему вниманию план работы кружка экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_volshebstva.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Кружок    «Мир волшебства» (экспериментальная деятельность).

    Направление: «Познавательное развитие»

     Цель:    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

     Задачи:  

1.Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

   2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

   3.Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

   4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Время проведения: 1 раз в неделю, по средам.

Методическое обеспечение:

  1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/под редакцией Прохоровой Л.Н.-М.:АРКТИ; 2010
  2. «Ребёнок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.»   Дыбина О.В.-М.ТЦ Сфера, 2005;
  3. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольников»: под редакцией Л. А. Венгера. -М :ИНТОР, 1996
  4.  «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» -М.,2005
  5. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

План работы кружка  в старшей группе «Звёздочки»

 (2012-2013  учебный год)

Месяц, неделя

Тема

Цель

 Оборудование

Сентябрь

«Опыты и эксперименты»

Познакомить детей с содержанием уголка экспериментирования, с тем, чем будем заниматься-ставить опыты.

Материалы в уголке экспериментирования

3 неделя

4 неделя

«Приборы и инструменты для опытов»

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для экспериментирования; познакомить с правилами безопасного поведения при проведении экспериментов.

Материалы в уголке экспериментирования

Октябрь

«Песочная страна»

Познакомить детей со свойствами песка(сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно строить); развивать умение сравнивать, наблюдать, обобщать.

Сухой, чистый песок, маленькие лотки, сито, вода, лупа, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости.

1 неделя

2неделя

«Песочные часы»

Познакомить детей с песочными часами, показать детям, что песок может двигаться; развивать кругозор, память.

Песочные часы, песок, прозрачные стаканчики.

3 неделя

«Глина. Какая она?»

Расширить знания детей о глине, выявить свойства глины(вязкая, влажная).

Глина, вода, плоские тарелочки.

4 неделя

«Глина и песок –наши помощники»

Закрепить представления о свойствах песка и глины, выявить свойства и отличия, развивать умение рассуждать, делать выводы.

Песок, глина, вода, картинки с изображениями применения песка и глины в жизни человека.

Ноябрь

«Поиск воздуха»

Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; выявить свойства воздуха, развивать наблюдательность, речь.

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы.

1 неделя

2 неделя

« Удивительный воздух»

Выявить, что ветер – это движение воздуха, что воздух может быть тёплым и холодным, воздух может двигать предметы, учить устанавливать причинно – следственные связи.

Трубочки, краски, листы бумаги, ленточки, вертушки, свеча, емкость с водой.

3 неделя

«Магнит»

Познакомить детей с физическим явлением магнетизм; активизировать знания детей об использовании свойств магнита в жизни человека, развивать познавательную активность детей.

Магниты разной формы и размеров, компас, металлические предметы. Деревянные и пластмассовые предметы, ёмкость с водой.

4 неделя

«Что умеет делать магнит?»

Изучить влияние магнетизма на разные предметы; определить, какими свойствами обладает магнит в воде и в воздухе; познакомить с практическим применением магнита в творчестве.

Магниты, ёмкость с водой, краски, листы бумаги, магнит на палочке,пуговицы.

Декабрь

«Вода»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, животных, растений; познакомить со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов.

Прозрачные стаканы с водой,фильтровальная бумага, соль, сахар, мука, мелкие игрушки.

1 неделя

2 неделя

« Пар- это тоже вода»

Дать детям понятие, что пар – это тоже вода; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать умения выслушивать ответы сверстников.

Ёмкость с водой, термос, прозрачные стёклышки.

3 неделя

« С водой и без воды»

Помочь выделить факторы внешней среды,  необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло», развивать любознательность, интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к ним.

Растения, ёмкости с водой, энциклопедия растений разных климатических зон.

4 неделя

Каникулы

Январь

«Лёд – тоже вода»

Закрепить знания о свойствах льда (твердый,  холодный, хрупкий, не льется, плавает); выяснить, что лёд требует большего пространства, чем вода.

Емкости с водой, лед, пластиковые бутылочки, стаканчики.

3 неделя

4 неделя

«Фартук для Почемучки» (ткань)

Закрепить представления детей о разных видах ткани и её свойствах ( болоньи,  капрон, ситец); развивать умение сравнивать, договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Альбом «Ткани», емкость с водой, бумажные салфетки, мерная ложка, карточки с изображением эмоций.

5 неделя

«Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Гуашь разного цвета, палитра, баночки с водой, бумажные куклы, тряпочки для промакивания кисточек.

Февраль

«Человек»

Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Линзы разных размеров, фонендоскоп, фонарик, музыкальные инструменты, вата, духи, веер.

1 неделя

2 неделя

«Почему поет пластинка?»

Развивать у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность при изготовлении соломинки-флейты.

Рупор, карандаши, соломинки, увеличительные стёкла, ножницы.

3 неделя

«Секретные записки»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления, развивать любознательность.

Лимон, вата, спички, настольная лампа, гуашевые краски, пищевые красители.

4 неделя

«Всё обо всём»

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, развивать аккуратность, взаимопомощь.

Стаканы, песок. Ложка мерная, песочные часы, кисточки, карандаши, ножницы, рабочие листы, схемы выполнения опытов.

Март

«Тонет – не тонет»

Познакомить детей со свойствами дерева (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет); учить обследовать предметы, развивать наблюдательность.

Кора деревьев, емкость с водой, лупы.

1 неделя

2 неделя

« Посадим деревце»

Дать детям знания о том, что растения добывают воду через корневую систему, все части растения участвуют в процессе дыхания.

Вода, комнатные растения, целлофановые пакеты, земля.

3 неделя

«Волшебная бумага»

Познакомить детей со свойствами копировальной бумаги – точное копирование рисунка, развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.

4 неделя

Апрель

«Кораблик для путешествия»

«Солнце»

Формировать у детей представления о свойстве бумаги размокать в воде; поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение выражать свои мысли, обогащать словарь.

Дать детям представления о том, что солнце является источником света и тепла; расширять кругозор, развивать познавательный интерес к миру природы.

Тазик с водой, бумажный кораблик, тряпочки для вытирания воды, поролон, пластмасса.

Картинки с изображением солнца, глобус.

1 неделя

2 неделя

«Источники света»

Показать,   что источники света могут быть природными (солнце, луна, костёр) и искусственными ( лампа, свеча, фонарик); развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Фонарик, лампа, картинки с изображением солнца, луны, костра.

3 неделя

«Солнечные зайчики»

Выявить причину возникновения «солнечных зайчиков» (отражение света зеркалом), познакомить с понятием «отражение».

Зеркала, ёмкость с водой.

4 неделя

«Как увидеть радугу»

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужной спектр, развивать представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, развивать внимание.

Листы белой бумаги, емкость с водой, зеркала.

Май

«Домашняя засуха»

Познакомить детей со свойствами почвы; дать представление о том, что в почве есть вода, развивать умение  наблюдать, делать выводы.

Почва, маленькие лотки, сито, вода, ящик для рассады.

1 неделя

2 неделя

3,4 неделя

«Где лучше расти»

Познавательная игра «Счастливый случай»

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений.

Развивать умение действовать сообща, познавательную активность, речь, умение применять знания в новой обстановке.

Почва, песок, комнатные растения.

Задания для команд, атрибуты для конкурсов, медальки для награждения победителей и участников игры.

План работы кружка  в подготовительной  к школе группе    «Звёздочки»  

 (2013-2014 учебный год)

     Кружок    «Мир волшебства» (экспериментальная деятельность).

    Направление: « Познавательное развитие»

     Цель:    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

     Задачи:  

   1.Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

   2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

   3.Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

   4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    Время проведения: 1 раз в неделю, по пятницам.

     Методическое обеспечение:

  1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/под редакцией Прохоровой Л.Н.-М.:АРКТИ; 2010
  2. «Ребёнок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.»   Дыбина О.В.-М.ТЦ Сфера, 2005;
  3. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольников»: под редакцией Л. А. Венгера. -М :ИНТОР, 1996
  4.  «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» -М.,2005
  5. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Месяц, неделя

Тема

Цель

Оборудование

Сентябрь

3 неделя

«Кто такие учёные?»

Уточнить представления детей о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «эксперимент», о назначении детской лаборатории, воспитывать навыки поведения в лаборатории.

Банки с водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

4 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении

Ширма с прорезями для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, свисток, чеснок, апельсин, лимон, сахар

Октябрь

1 неделя

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы ( листы бумаги, шишки, детали конструктора, мячи).

2 неделя

«Упрямые предметы»

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Игрушечные машины, небольшие резиновые игрушки, открытки, простые карандаши.

3 неделя

«Волшебные стёклышки»

Продолжать знакомить детей с приборами для наблюдений – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку

Лупа, микроскоп, бинокль, мелкие семена овощей, листья деревьев, картинки с изображением клюва птицы, глаз животных.

4 неделя

«Почему предметы движутся?»

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопом.

Пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, листы бумаги, микроскоп, простые карандаши

Ноябрь

1 неделя

«Хитрости инерции»

Показать возможность практического  использования инерции в повседневной жизни.

Стаканы с водой, листы бумаги, вареное и сырое яйцо, клеенки, тарелки.

2 неделя

«Что такое масса?»

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – весами.

Два одинаковых предмета –в одном- вата. в другом – крупа, чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания.

3неделя

«Какая бывает вода?»

Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

Таз с водой, стаканы, бутылки, песочные часы, пипетки, алгоритм выполнения опыта «Соломинка-пипетка».

4 неделя

«Воздух»

Расширить представления детей о свойствах воздуха, закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара

Веер, литы бумаги, апельсин, воздушные шарики, весы, бутылочки

Декабрь

1 неделя

«Почему не тонут айсберги?»

Уточнить представления детей о свойствах льда, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда, разные по форме и размеру ёмкости, ванночка, картинки с изображением айсбергов.

2 неделя

«Почему не тонут корабли?»

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Таз с водой предметы из различных материалов, стеклянные шарики, бусинки

3 неделя

«Всё обо всём»

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить формулировать выводы.

Стаканы, песок, ложки, кисточки, карандаши, узкий скотч, банка из-под кофе, схемы выполнения опытов.

4 неделя

« Как образуется иней?»

Познакомить детей со способом образования инея, развивать интерес к окружающему миру.

Термос с горячей водой, веточка дерева. ( проводится на прогулке)

Январь

«Откуда взялись острова?»

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его возникновения: движением земной коры, повышением уровня моря.

Модель «морское дно», поддоны глина, губки для сбора воды, физическая карта мира.

«Как происходит извержение вулкана?»

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Картинки с изображением вулкана, картон, клей, сода, листы бумаги, чайные ложки, пипетка.

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, научить детей из

готавливать солёное тесто.

Фото с изображением гор, алгоритм приготовления солёного теста, соль, мука, ложки, вода.

Февраль

1 неделя

«О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

Линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки.

2 неделя

«Как сделать звук громче?»

Обобщить представление о физическом явлении –звуке, звуки передаются с помощью звуковых волн, можно его усилить с помощью специальных предметов.

Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, механические часы, таз с водой, камешки, листы для фиксации опытов.

3 неделя

«Почему поет пластинка?»

Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник, развивать познавательную активность.

Пластинка, рупор, лупы, соломинки для коктейля, картинки – алгоритмы действий.

4 неделя

«Чем можно измерить длину?»

Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами (сантим. лента). Познакомить с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь)

Линейки, ленты, отрез ткани, тесьма шнуры, рабочие листы.

Март

1 неделя

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами

Настольная лампа, предметы из различных материалов, бумага, нитки.

2 неделя

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, уточнить представления детей о Солнечной системе, о планетах, звёздах.

Мука, большой поднос, линейка, карта «Солнечная система».

3 неделя

«Почему в космос летают на ракете?»

Уточнить представления детей о значении воздуха для полета самолета и ракеты.

Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

4 неделя

«Секретные записки»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.

Лимон, вата, краски, пищевые красители.

Апрель

1 неделя

«Что такое молния?»

Познакомить детей  с понятием «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.

Воздушные шары, шерстяная ткань, линейка, пластилин.

2 неделя

«Почему горит фонарик?»

Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой- хранителем электричества.

Коллаж «Электричество среди нас», карманный фонарик, батарейка.

3 неделя

«Электрический театр»

Выявить, что электричество имеет свойство притягивать предметы. Развивать любознательность

Две толстые книги. Скрепка, шаблоны с танцующими человечками, калька, альбомные листы.

4 неделя

«Радуга в небе»

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять знания детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Стеклянная призма, картинка «Радуга», емкость с водой

Май

2 неделя

«Забавные фокусы»

Развивать любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность

Настольные зеркала, чайные ложки, яблоко, таз с водой.

3, 4 неделя  Мониторинг освоения детьми экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»

С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на 2015 – 2016 учебный год

№ п/пДатаТемаЦель1.Сентябрь 1 неделя    2 неделя   3 неделя  4 неделя    5 неделяОбсуждение текущих вопросов начала нового учебного год...

План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе

Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Перспективный план по работе в уголке экспериментирования и наблюдения....