Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Шиндина Татьяна Александровна

Перспективный план по работе в уголке экспериментирования и наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности

Подготовительная группа

Октябрь

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Знакомство со свойствами воздуха     

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

2.

Движение воды в растении

Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги. Показать движения воды в растении. Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.

Листья салата, стаканы с водой, пищевые красители, нож.

Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

3.

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Ноябрь

    Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

2.

Почему не выливается?

Познакомить с воздушным давлением, объяснить принцип действия воздуха на лист бумаги..

Стакан с водой, плотная бумага. Вывод: на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина – воздушное давление).

3.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

4.

Вода

Дождевые облака

Познакомить с понятием плотность.

Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.

Декабрь

     Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

«Слушай во все уши»       

Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.
Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

2.

«Как мы чувствуем запахи?»     

Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).       
Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

3.

«Кто как видит »

Цель: Путем экспериментирования  установить, как видят человек и некоторые животные, проследить  зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных. Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

4.

Как не обжечься.

Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному.

Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.


Январь

     Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

«Сильная бумага»

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Стакан с водой, стакан без воды, лист бумаги. Вывод: физические свойства бумаги зависят от ее формы.

2.

«Пробка из марли»

Познакомить детей с разными давлениями воздуха.

вода, стеклянная бутылка, капроновая сетка(марля), резинка и зубочистки. Как это работает: благодаря связующим свойствам воды, в маленьких отверстиях сетки образуются «мембраны». Давление воздуха снаружи больше, чем давление воздуха внутри бутылки, и это удерживает воду. Поскольку зубочистка менее плотная, чем вода, после прохождения слоя воды она всплывает.

Февраль

        Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

2.

   Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

3.

Мир дерева

Расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Срезы дерева, деревянные бруски, тазик с водой.

4.

Сравнительный анализ древесины и металла

Учить сравнивать группы предметов по их свойствам и качествам.

Металлические предметы, деревянные предметы, тазик с водой.

Март

        Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

«Светофор»

расширять знания детей о свойствах воды, рассказать о плотности жидкостей.

3 маленьких стеклянных стаканчика, 1 большой стеклянный стакан, емкость с водой, сахар, краски, кисточка, ложка, шприц. Секрет опыта: чем больше сахара, тем выше плотность воды (она становится тяжелой), тем ниже этот слой будет в стакане.

2.

   "Шагающая вода"

Показать как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом; как получаются новые цвета из данных.

салфетки, можно взять бумажные полотенца; -  краски основных цветов, можно взять пищевые красители; - 6 стаканчиков или других одинаковых емкостей; - вода. Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных).

3.

«Волшебный пакет»

Показать и объяснить движение молекул полиэтилена.

полиэтиленовый пакет, вода, заточенные карандаши.  Если пакет сначала наполнить водой на половину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу.

4.

«Вода – растворитель»

Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. 
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.

Апрель

     Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.  

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.48-49.,

2.

«Сила тяготения»

дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает  предметы и любые тела к  Земле.

глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина  О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51

3.

« Хитрости инерции»

познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.

4.

«Насос из свечи»

Познакомить детей с законом гравитации, дать представление о данном явлении.

Стакан, прозрачная емкость с водой, спички, кусок пластилина. Вывод: жидкость втягивается в сосуд за счет изменения давления внутри емкости.

Май

     Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

«Как увидеть и услышать электричество»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» 
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

2.

«Волшебный пузырь»

Показать как мыльный пузырь может оставлять следы на бумаге.

вода в баночке, детский шампунь илижидкое мыло, гуашь или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка: «Хочу всё знать» в подготовительной к школе группе.

СЕНТЯБРЬ 1 неделя Тема: «Правила пользования материалами и инструментами».Цель: Закрепить правила пользования ножницами, кистью клеем. 2 неделяТема: «Аппликация декоративная (коллективная ко...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Предлагаем примерный план НОД по коррекции речевого развития в подготовительной к школе группе....

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы.Октябрь

Перспективный  план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной  к школе группы.Октябрь...

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы.Ноябрь

Перспективный  план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной  к школе группы.Ноябрь...

Перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы

В материале представлен подробный перспективный план по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план по работе с родителями в подготовительной к школе группе

Перспективный план по работе с родителями в подготовительной к школе группе...

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы на 1 - е полугодие

В перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы входит: комплекс утренней гимнастики, подвижные игры, физминутки, упражнения на дыхание, артикуляционная гимна...