Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы на 1 - е полугодие
календарно-тематическое планирование по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Жилинская Марина Александровна

В перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы входит: комплекс утренней гимнастики, подвижные игры, физминутки, упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационное упражнение, гимнастика после сна, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

Комплекс утренней гимнастики

1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

1 часть.

Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках руки полочкой, бег обычный, бег  змейкой.    

Перестроение в три колонны .

II часть. О.Р.У. без предметов  

  1.  «Хлопок». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1 — дугами через стороны руки вверх, хлопок; 3—4 — и.п. То же, с подъемом на носки. Повторить 8 раз.
  2. И.п.:  ноги на  ширине плеч, руки за спину.   1—2 — наклон вперед,  не сгибая ноги,  руки вперед,  голова  прямо;  3—4 — и.п. То же, руки в стороны, назад. Повторить 6 раз.
  3. И.п.:   лежа   на   животе,   кулаки   под   подбородком.   1—2 —поднять голову, верхнюю часть туловища, руки вперед-вверх, прогнуться; 3—4 —То же, опираясь на прямые руки, подняться, опуститься. Повторить 8 раз.
  4. «Хлопок   под   коленом».

  И.п.:   то   же,   на   спине,   руки   за головой. 1—2 — согнуть ногу, приподнять голову, хлопок под коленом;   3—4 — и.п.   Носки   ног   тянуть,   колено   ближе   к   животу. Повторить по 5 раз под каждой ногой.

  1. «Дотянись до пятки».

 И.п.: стоя на коленях, руки в стороны.  1—2 — поворот вправо, правой рукой коснуться левой пятки, но левая  рука  на  правом  плече;  3—4 — и.п.  То  же,  другой  рукой. Повторить 5 раз.

  1. «Меняй руки».

 И.п.: о.с. 1—2 — присесть, приподнимая пятки, разводя  колени,  одну  руку  к  плечу,  другую  в  сторону;   3—4 —и.п. Голову не опускать, спину прямо. То же, меняя руки. Повторить 10 раз.

  1. «Подскоки».

  И.п.:  то же,  руки на  пояс.  20 подскоков  на правой ноге, 20 — на левой, 10 шагов. Повторить 3—4 раза. Увеличить продолжительность ходьбы.

  1. И.п.:   о.с.   1—4 — руки   в   стороны,   поднимаясь   на   носки; 5—8 — вниз, сказать «вниз». Повторить 4—6 раз.

1часть.

 Построение в одну шеренгу, выполнение строевых команд, ходьба  в  колонне по одному,   бег с захлестом ног назад и с высоким подниманием колен.  Ходьба  врассыпную,   бег врассыпную. Перестроение в колонну по  двое.

   II часть. О.Р. У. без предметов

    1. И.п.: ноги сомкнуты, руки за спину.1— руки дугами через стороны вверх, хлопок над головой; 2—3 — наклон вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними; 4 — и.п. Повторить 8 раз.                                  

   2. «Мельница».    И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1—4 —делать вращательные движения прямых рук в боковой плоскости; 5—8 — то же, в обратную сторону — пауза. Голову не опускать. Повторить 6 раз.

  1. «Шалаш». И.п.: упор на коленях, смотреть вперед.   1—2—выпрямить   ноги,   переходя   на   носки,   не   сгибая   руки,   выгнуть спину, смотреть на колени; 3—4 — и.п. Повторить 8 раз.
  2. «Присели» И.п.: о.с. руки на пояс.

 1—3 — три раза присесть, разводя колени, спина прямо; 4 — и.п. Повторить 10 раз.

  1.  «Футбол». И.п.: лежа на спине, колени подтянуть к животу. Бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу,  потом двумя ногами сразу.  Через  8—10 движений — пауза.  Повторить8 раз.

 6. И.п.: сидя на пятках, руки за головой. 1—2 — поворот вправо (влево), разведя плавно руки в стороны; 3—4 — и.п. Следить за движением рук. Голову не опускать. Повторить 5 раз.

     7. «Хлопок».

 И. п.: сидя, руки упор сзади. 1 — поднять прямую правую (левую) ногу, хлопок под коленом; 2 — и.п. Спину держать  прямо,   голову  не опускать,  носки  тянуть.   Повторить  по  5   раз.

    8. «Насос».

 И.п.: ноги врозь, руки на пояс. 1—2 — наклон вправо, правая рука скользит по туловищу вниз, левая •— вверх до подмышки;   3—4 — и.п.   То   же,   в   другую   сторону.   Во   время   наклона говорить «ш-ш-ш». Повторить 5 раз.

Подвижные игры:

1 неделя: 

«Прыгни точно в круг»

«Подбрось и поймай» (бросание мяча)

«Пролезь в обруч»

«Найди свою пару».

 «Ловишки» (с ленточками).

3 неделя

«Перепрыгни через «канавку» (шнур, косичку).

«Сбей кеглю»

«Пройди по дорожке» (равновесие)

  «День и ночь»   

2 неделя:

«Кто скорее по дорожке»

«Точно в руки»      (перебрасывание мяча),

«Достань до предмета»  (прыжки)

 «Бездомный заяц»      

4 неделя

«Подбрось и поймай» (бросание мяча)

«Канатоходец»

«Найди свой цвет»

«Волк во рву»     

Физкультминутка

 1 – 2 неделя

Аист

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

 Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

 После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

  3 – 4 неделя

Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

                     

                                                         Упражнения  на  дыхание

1 – 2 неделя     «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы – медленный выдох.

     3 – 4 неделя      «Ветер и листья».  После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя      Упражнение «Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек). Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, затем опять спокойно смыкаются. Движение — прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

3 – 4 неделя     Упражнение «Хоботок» (для координации движений губ
и выдоха). Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

Пальчиковая гимнастика

     1 – 2 неделя 

     

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.              
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы,                             (Загибают большой палец.)
Листья рябины,                            
(Загибают указательный палец.)
Листики тополя,                            
(Загибают средний палец.)
Листья осины,                               (Загибают безымянный палец.)
Листики дуба                                
(Загибают мизинец.) Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем.    
(Сжимают и разжимают кулачки.)

3 – 4 неделя    

  Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.

 Гимнастика для глаз

         1 – 2 неделя      «Пчела оса»

По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

      3 – 4 неделя      «Маятник» Голова зафиксирована переводим глаза слева на право.

Релаксационное упражнение              

 1 – 2 неделя         “Спящий котёнок”    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).  

3 – 4 неделя      «Улыбнись – рассердись»

Гимнастика после сна:

«Спит морское царство» (в кроватях)

 

Осьминожка тянет ножки,

полное расслабление

Осьминожка поджала

                                 ножки

Небольшое напряжение

Раскрылась осьминожка

полное расслабление

А теперь мы – рыбки.

Поиграем плавничками,

руки на плечах,  медленные круговые движения плечами

Проверим чешуйки,

круговые движения плечами

Расправим плавнички

провести руками вдоль тела

У рыбки хвостик играет.

медленные движения пальцами ног или поочередное поднимание

Расправим верхний

                          плавничок,

Поиграем плавничком.

перевернуться на живот,

 

«потряхивание» спинкой

А теперь мы – звездочки,

лежа на спине,

Раскрылись звездочки.

полное расслабление, руки раскинуты

Поплаваем, как жучки-

                           водомеры.

поелозить по кровати на животе вперед и назад

Потянулись,

                     встряхнулись,

 

Вот и проснулось морское

                               царство.

 

Комплекс упражнений у кроватей:

«Подтягивание»                    И.п. – ноги на ширине плеч, руки в замок над

                                                 головой. Наклоны влево - вправо, вперед – назад

                                                         (5 -6 раз).

  «Надеваем шапочки»           И.п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе

                                                  Приседаем с упором на левую ногу, имитируем

                                                  надевание тапочек. Возвращаемся в и.п. руки на

                                                  пояс, левую ногу ставим на пятку. Тоже правой ногой

                                                                  (5-6 раз)

    «Умываемся»                   И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

                                                 Подскоки на месте, имитируем умывание лица                                                                          

                                                                   (5 -6 раз)

    «На пробежку»                 И.п. – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты

                                                 в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями,

                                                обращаем внимание на осанку.

  «Будильник»                      И.п. – ноги расставлены, руки опущены.

                                                  Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь – динь                                      

                                                                 (5 -6 раз).

  Дыхательная гимнастика (1 минута)

 «Устали». – И.п. – ноги шире плеч, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и.п., на выдохе произнести: «Устали!» (5-6 раз).

 Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты)

Дорожка здоровья


Октябрь

Комплекс утренней гимнастики

1 – 2 неделя

1 часть.  Построение в шеренгу,  перестроение в колонну по одному (прыжком). Ходьба с высоким подниманием колен, скрестным шагом,  ходьба, в полуприсяде. Бег в колонне по одному, бег змейкой переходящий  в обычную ходьбу.

Перестроение в 3 звена.

II        часть. О.Р.У. без предметов.

1. «Большие колеса». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Последовательное   вращение   прямых   рук  вперед. То же, вращение рук назад. Спину держать прямо, голову не опускать. Повторить 4—5 раз по 6—8 движений.

  1. «Насос».  И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1—2 — наклон вправо (влево), скользя правой (левой) рукой по бедрам, произнося «ш-ш-ш», правую  (левую) руку к подмышке; 3—4 — и.п. Ноги не сдвигать и не сгибать. Повторить 4—6 раз.
  2. «Ножницы». Й.п.: сидя, ноги вперед, руки упор сзади. Разводить  и  сводить  прямые  ноги,  носки  оттянуты,   вернуться  в   и.п., расслабиться.. Голову не опускать. Повторить 6—8 раз.
  3. И.п.: сидя, ноги врозь, руки на пояс.  1 — руки вверх, потянуться,  посмотреть на руки;  2 — наклон  к правой   (левой)   ноге,  скользя руками; 3 — руки вверх; 4 — и.п. Повторить 5 раз.
  4. И.п.: стоя, ноги скрестно. 1—2 — сесть по-турецки; 3—4 — и.п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 8 раз.
  5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1—2 — поворот вправо, руки вверх;  3—4 — и.п. То же,  влево.  Повторить 5 раз.
  6.  «Подскоки». И.п.:   ноги   слегка   расставить,   руки   на   пояс. 20 подскоков на правой (левой) ноге, другая прямая вперед, носок тянуть. Повторить 3—4 раза, чередуя с ходьбой.

8.        И.п.: то же, руки вниз. Медленно руки в стороны и медленно вниз, говорить «вниз». Повторить 4—6 раз.

3 – 4 неделя

1. часть.  Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному.  Ходьба в медленном темпе. перекатом с пятки на носок, широкие шаги и семенящий шаг.  Спортивная ходьба, бег в среднем темпе до 1,5 мин. Переход на ходьбу и перестроение в колонну по три.

II        часть. О.Р.У.  с обручем.

      1.И. п.: основная стойка, обруч внизу (хват с боков обеими  руками). 1 — обруч вперед; 2 — обруч вверх; 3 — обруч вперед;4 — вернуться в исходное положение (6 раз).

  1.      2.  И.  п.:   основная  стойка,  обруч  внизу.   1—обруч  вверх; 2 — наклон вправо, руки прямые; 3 — обруч вверх; 4 — вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
  1. И. п.: основная стойка, обруч перед грудью в согнутых руках. 1—2 — присесть, обруч вынести вперед; 3—4 — вернуться в и. п. (6 раз).
  2. И., п.:  сидя  на  полу,  обруч  в  согнутых  руках у  груди. 1 — наклон вперед к правой ноге; 2 — вернуться в исходное положение. То же к левой ноге (6 раз).
  3. И. п.: лежа на спине, обруч в прямых руках за головой
    (хват за середину).   1—2 — согнуть ноги  в коленях,  коснуться
    ободом    обруча;    3—4 — вернуться    в    исходное    положение
    (5—6 раз).
  4. И. п.: стоя в обруче. Прыжки из обруча и обратно в обруч на
    двух ногах под счет воспитателя 1—8 в чередовании с ходьбой в
    обруче (3—4 раза).
  5. И. п.: обруч в обеих руках внизу (хват с боков). 1 — обруч
    вперед, правую ногу назад на носок; 2 — вернуться в исходное
    положение. То же левой ногой (6 раз).

Подвижные игры:

  1. неделя

«Пролезь в обруч»

«На одной ножке по дорожке»

«Пройди по мостику»                               

«Ловишки»

«Горелки»

  1. неделя

«Чей мяч дальше?»

«Найди себе пару»

«Мышеловка»

«Мы, веселые ребята»

«Гуси-лебеди»

  1. неделя

«Не упади в ручей»

«Подпрыгни — не задень»

«Прокати и догони»

«Волк во рву»  

  1. неделя

«Ловкие ребята» (пролезание в обруч)

«Пройди — не упади»

«Перепрыгни - не задень»

 «Караси и щука»     

Физкультминутка

 1 – 2 неделя

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.

  3 – 4 неделя

Я иду, и ты идешь

 — раз, два, три.

Я пою, и ты поешь

 — раз, два, три.

Мы идем и мы поем

— раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Упражнения  на  дыхание

       1 – 2 неделя         Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую по середине языка.

  3 – 4 неделя.   Упражнение «Мышка принюхивается». Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

Артикуляционная гимнастика

      1 – 2 неделя        Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»

  3 – 4 неделя.   Упражнение «Пароход» (для выработки подъема спинки
и корня языка, укрепления мышцы языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
 «Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.»

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя        

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

 

3 – 4 неделя

Пальчики уснули,         

 Сжать пальцы правой руки в кулак.
В кулачок свернулись.

Один ! Два! Три.' Четыре! Пять!

Захотели поиграть!        

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,        

Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,         
Восемь, девять, десять –    
                    Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!        

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:        

Загнуть пальцы левой руки один за другим
Десять, девять, восемь, семь
 

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.        

Загнуть пальцы правой руки.

Четыре, три, два, один,        

Поднять обе руки, сжатые в кулаки.
Снова в домиках мы спим.

Гимнастика для глаз

1 – 2 неделя          Упражнение «Далеко-близко»    Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. На большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. (повторить 3 раза).

  3 – 4 неделя         «Рисуем» геометрические фигуры  глазами

Релаксационное упражнение

1 – 2 неделя       “Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).  

  3 – 4 неделя      «Клякса»   

Гимнастика после сна:

«Лиса с лисятами» (в кроватях)

Спит лисичка, детки спят,

Хвостики у всех лежат…

Полное расслабление

Лисья семья проснулась,

Заиграла детвора:

Коготки повыпускали,

 

небольшое напряжение пальцев, расслабление

Лапками помахали,

Вот передние играют,

медленные взмахи руками

 

Все, устали, отдыхают.

полное расслабление

Хорошо им отдыхать,

Задние хотят играть.

Тихо-тихо начинают, коготки все выпускают,

 

 

шевелят пальцами ног

движения ступнями ног

Плавно, медленно,

                            легонько

Лапки кверху поднимают.

 

 

спокойное поднимание ног

Лапы кверху поднимают, лапами пинают –

Вот как задние играют.

поочередное поднимание ног

круговые движения ногами

Все, устали, отдыхают.

полное расслабление

Надоело хвостику лежать,

Надо с ним нам поиграть:

На локти и колени встали,

Хвостом дружно помахали,

 

 

на локтях и коленях ритмичные движения влево – вправо

Головушкой покачали.

кивки головой вперед

Налила лисица молока, лакай дружнее, детвора.

прогибание спины, имитация лакания молока

Легли лисята на живот,

Откинули лапки.

Легко лисятам, хорошо,

Отдыхают цап-царапки.

полное расслабление на животе

Лисята шерсткой

потрясли,

Вздохнули и гулять пошли.

Общее потягивание

 

Комплекс упражнений у кроватей:

   «Крепкие руки».                      И.п. – ноги слегка расставить, руки на поясе.

                                                      Руки через стороны вперед.  Хлопок, руки

                                                                      на пояс. (5 раз).

 «Играют пальчики».                 И.п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны.

                                                       Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки

                                                       в стороны. Через  5 – 6 секунд руки опустить.

                                                                   (5 - 6 раз).

 «Крепкие колени».                       И.п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться

                                                        вперед, ладони положить на колени, сказать:

                                                        «Крепкие!», смотреть вперед (5 -6 раз).

 «Короткие и длинные ноги»         И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.

                                                          Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные

                                                          ноги» (5 раз).

 5. Упражнения с шишками  (1 минута).      

                                        Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем

                                                   левой.

 6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем!».

 И.п.  – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить

 два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом.

 Вернуться в и.п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз, 2 минуты).

Дорожка здоровья


Ноябрь

Комплекс утренней гимнастики

  1. -2  неделя

1часть. Построение в шеренгу, Строевые упражнения : повороты направо, налево, кругом.. Ходьба в колонне по одному;  на носках, руки на поясе, на другой сигнал бег до  1,5 мин, затем ходьба обычная, на пятках и снова бег до 30 с Ходьба: в колонне по 1 приставными шагами с левой. и правой. ног попеременно;  бег «змейкой»; в полуприседе, врассыпную. Ходьба. Перестроение в колонну по три.

 

2  часть. О.Р.У. без предметов

     1.«Мы сильные».И.п.: о.с. руки к плечам, кисти сжаты в кулак. 1—2 — с силой руки вверх, разжимая кулаки, подъем на носки;

3—4 — и.п. Повторить 10 раз.

    2.  И.п.: стоя на коленях. 1—2 — правую руку в сторону-вверх, поворачивая вправо (влево) туловище и голову; 3—4 — и.п. Повторить 6 раз.

    3. И.п.: о.с. руки за спину.  1 — присесть на носках с прямой спиной, разводя колени, руки вперед; 2 — упор руками, ноги выпрямить, голову опустить; 3 — присесть, руки вперед; 4 — и.п. Повторить 6—10 раз.

  1.  «Змея».И.п.: лежа на спине, руки в стороны, ноги сомкнуть, поднять вверх. Размахивая ногами, продвигаться вперед, руки и спину от пола не отрывать. Повторить 6 раз.
  2. «Сесть и встать». И.п.: стоя на коленях. 1—2 — сесть на пол справа (слева), не помогая руками; 3—4 — и.п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 6 раз.
  3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1—2 — плавно правую (левую) руку в сторону, одновременно правую (левую) ногу вперед на носок. Спину держать прямо, голову не опускать. Повторить 6—8 раз.

    7.И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1—2 — наклон вправо, правую руку согнуть за спину, левую за голову. То же, влево, сменив положение рук. Повторить по 5—6 раз.

8.«Ноги врозь и скрестно».

И.п.: ноги скрестно, руки на пояс.20   подпрыгиваний   на   месте,   меняя   положение  ног.   Повторить3—4 раза, чередуя с ходьбой.

  9.«Руки в стороны».

  И.п.:  о.с.   1—2 — руки в стороны,  прогнуться; 3—4—и.п., сказать «в-н-и-з». Повторить 4—6 раз.

3- 4  неделя

1часть. Построение в шеренгу. Перестроение в колонну по два. Ходьба в колонне по два, на сигнал воспитателя:   «Поворот!» — дети   поворачиваются   через  левое плечо и продолжают ходьбу. Бег в колонне по два, на сигнал воспитателя также выполнить поворот, не изменяя темпа бега. Бег и ходьба проводятся в чередовании. Перестроение в колонну по два.

2  часть. О.Р.У. без предметов    

             

    1.И.п.: ступни параллельно. 1—2 — дугами через стороны рукивверх, хлопок — вдох; 3—4 — плавно руки вниз — выдох. Повторить8 раз.

   2   .И.п.:   о.с.  руки за  спину.   1 — правую ногу на  носок  вперед и приставить; 2 — то же, левой; 3 — присесть на носках, разводя колени, спину прямо; 4 — и.п. Повторить 6—8 раз.

  1. И.п.: стоя на коленях, руки прижать к туловищу. 1—2 — не сгибая спины, небольшой наклон назад; 3—4 — и.п. Повторить 8 раз.
  2. «Ножницы».

 И.п.: сидя, ноги вперед, руки упор сзади. Разводить  и  сводить  прямые  ноги,  носки  оттянуты,  вернуться  в   и.п. То же, попеременно вверх-вниз. Повторить 8 раз.

  1. «Бревнышко».

 И.п.: лежа на спине, руки вверх, ноги вместе Поворот на один бок, спину, другой бок, спину. Ноги все время вместе, носки тянуть. Повторить по 4—6 раз.

  1. И.п.   ноги на ширине плеч, руки в стороны.  1—2 — наклон вперед-вниз, хлопок за спиной; 3—4 — и.п. Ноги не сгибать. Повторить 6—8 раз
  2. «Цирковая лошадка».

 И.п.: о.с. руки на пояс. Ритмический бег на месте, высоко поднимая колени, оттягивая носки. Темп средний. Повторить 4 раза по 30 с, чередуя с ходьбой.

8.  Повторение первого упражнения в медленном темпе.

Подвижные игры

1 неделя

«Высоко и далеко» (Прыжки)

 «Брось и поймай» (бросание мяча о землю и ловля его двумя руками)

   «Заря» » Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один  из   играющих — заря — ходит  сзади  с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,-

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

3 неделя

«Допрыгай до флажка» (прыжки на правой -левой ноге)

«Забрось мяч в кольцо»

«Птицелов» Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят  нараспев:

В лесу, во лесочке,

 На зеленом лужочке.

 Птички  весело поют,

 Аи! Птицелов идет!

 Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя . игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу

2 неделя

«Точно в руки» (бросание мяча друг другу и ловля его двумя руками)

 «Не оставайся на полу»

«Ловишки»

4 неделя

«Ловишки»

«Не оставайся на полу»

«Мяч о стенку»

«Охотник и зайцы»

Физкультминутка

1 – 2 неделя

Лягушки

На балконе две подружки,

 Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

 Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя

Кузнечики

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Упражнение  на  дыхание

       1 – 2 неделя       «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

           3 – 4 неделя       «Эхо»

Артикуляционная гимнастика

           1 – 2 неделя       Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру  нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

           3 – 4 неделя    Упражнение «Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро менять положение языка).Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

   Пальчиковая гимнастика

           1 – 2 неделя      

   “Гроза”

Закапали капли,  (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град,  (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния,  (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!  (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой,  (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце
! (описываем руками большой круг)

            3 – 4 неделя    

«Заяц и кочан капусты”

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

        Гимнастика для глаз

         

  1 – 2 неделя      

«Вправо-влево смотрит кошка»

            3 – 4 неделя    

«Рисуем цифры глазами»

Релаксация.

            1 – 2 неделя      

«Цветок распустился»

            3 – 4 неделя    

«Бабочка»

Гимнастика после сна:

«Кошечки» (в кроватях):

Кошечка проснулась, легко потянулась,

 

легкое потягивание

Раскинула лапки, выпустила коготки,

расслабление,

напрячь пальцы

В комочек собралась,

Выпустила коготки,

небольшое напряжение

И  снова разлеглась.

полное расслабление

Кошечка задними

                              лапками

Легонько пошевелила,

пошевелить пальцами ног, стопами

легко напрячься,

Расслабила лапки.

расслабиться

Кошечка замерла –

Услышала мышку,

общее напряжение

И снова легла – вышла ошибка.

общее расслабление

Кошечки, проверьте свои хвостики,

Поиграйте, кошечки, хвостиком.

повороты головы в стороны, движения спины влево – вправо

Кошечка пьет молоко, полезно оно и вкусно.

прогибание спины с продвижением вперед

Кошечка потянулась,

Кошечка встряхнулась и пошла играть.

общее потягивание

 Комплекс упражнений у кроватей:

«Одна лапка, другая»             И.п. – ноги слегка расставлены, руки за спину.

                                                  Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п.

                                                  То же другой рукой (5 раз)

 «Крепкие лапки»                   И.п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед                  ладони положить на колени,

 сказать: «Крепкие!»,              смотреть вперед.

 Вернуться в и.п. (5 раз).

 «Веселые белочки»                 И.п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.

                                                   Выполнить по два наклона вправо – влево.

                                                   Вернуться в и.п. (5 раз).

 «Шаловливые зайчики»         И. п. – ноги  слегка расставлены, руки вниз.                

                                                   Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов (4- 5 раз).

 Упражнения с использованием бросового материала (1 минута).

 Раскатывание шишек между ладонями, тыльными  сторонами рук, пальцами рук.

 Дыхательная гимнастика (2 минуты)  

     «Мы молодцы!».                И.п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны,

                                                    глубокий вдох носом. На выдохе произнести:

                                                    «Мо- лод- цы!», вернуться в и.п.  (5 раз).

Дорожка здоровья


Декабрь

Комплекс утренней гимнастики

1 – 2 неделя

      1часть 

  .Построение в шеренгу, проверка осанки, перестроение в колонну по одному. Ходьба и бег в колонне по одному; врассыпную; парами; с ускорением; «змейкой» между предметами; ходьба носок к пятке;  бег в среднем темпе до 1,5 мин.; ходьба с выполнением заданий. Перестроение в две колонны парами.                               

 2  часть. О.Р.У.      Упражнения парами

  1. И.п.: о.с. стоя спиной друг к другу, взяться за руки. 1—2—руки в стороны, ниже плеч, одновременно отводя в сторону ногу;3—4 — и.п. Повторить 10 раз..
  2. И.п.: стоя спиной  друг к другу,  руки вверх.1—2 махом сесть, взяться за руки; 3—4 — вернуться в  и.п.  Повторить 6 раз.
  1. И.п.: о.с. стоя лицом друг к другу, взяться за руки. 1—2 — левой ногой шаг назад, присев на ней, правую вперед на носок, приподнять, сцепленные руки вперед; 3—4 — и.п.. То же, другой ногой. Повторить 6—8 раз.
  2.  И.п.: одному стать на четвереньки, другой стоя берет его за щиколотки («тачка»). Первый идет вперед на руках, второй держит товарища за щиколотки. Темп произвольный Меняться местами. Повторить 3—4 раза
  3. И.п.: стоя рядом, лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки, о.с. кисть руки положить друг другу на плечи, вторая рука на поясе. Делать 8 маховых движений прямой ногой с оттянутым носком вперед-назад, повернуться на 180°. То же, с другой ноги. Повторить  2—3 раза.

6. И.п.: стоять спиной друг к другу, близко, ноги на ширине плеч, Руки на пояс. 1—2 — наклон в одну (другую) сторону, чувствуя спину товарища. Ноги не сгибать, не сдвигать. Повторить 8 раз.

7. И.п.: то же, рядом, лицом друг к другу, держась за плечо друг друга. Подскакивать поочередно на правой и левой ноге, делая круг,— пауза. То же, в другую сторону. Повторить 6 раз.

3 – 4 неделя

1часть 

 Построение в колонну по одному; ходьба и бег по кругу, взявшись за руки. По сигналу воспитателя поворот в правую и левую сторону Ходьба и бег врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя.

Перестроение в  3 колонны.

2 часть О.Р.У. с флажками

    1.И. п.: основная стойка, флажки внизу. 1  — флажки вперед;
2 — флажки   вверх;  3 — флажки   в  стороны;   4 — вернуться в исходное положение (6 раз).

  1. И. п.: основная стойка, флажки внизу. 1 — шаг правой ногой вперед, флажки в стороны; 2 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6—7 раз).
  2. И. п.: сидя на полу, флажки у груди. 1 — наклон вперед
    к правой (левой) ноге, коснуться палочками носков; 2 — вернуть
    ся в исходное положение (6—8 раз).
  3. И. п.: стоя на коленях, флажки у груди. 1  — поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 — вернуться в исходное положение (8 раз).

  1. И. п.: основная стойка, флажки внизу.  1—2 — присесть,
    флажки    вперед;    3—4 — вернуться    в    исходное    положение
    (6—7 раз).
  2. И. п.: основная стойка, флажки внизу. 1  — прыжком ноги  врозь, флажки в стороны; 2 — вернуться в исходное положение. (10 раз).

   7. И. п.: основная стойка, флажки внизу. 1- флажки через стороны вверх –вдох, 2 – флажки вниз – выдох.   

Подвижные игры

1 неделя

«Катание друг друга на санках»

«Кто дальше бросит» (бросание снежков вдаль)

«Сделай фигуру»

«Мороз-Красный нос»

3 неделя

«Перепрыгни— не задень» (прыжки через снежные кирпичики)

«Забей шайбу»

"Эстафета» с санками (чья пара быстрей)      «Охотники и зайцы»

2 неделя

«Скольжение»  (по ледяным дорожкам)

«Метко в цель» (метание снежков в цель)

«Кто быстрее до снеговика»

 «Хитрая лиса»

4 неделя

«Бег парами» (бег с одной стороны площадки на другую)

«Кто скорее до флажка»

 «Медведи и пчелы»

 Физкультминутка

1 – 2 неделя

«Лесная лужайка»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

 Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя

Раз, два, три, четыре— Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Упражнение  на  дыхание

      1 – 2 неделя      «Синьор-помидор»  


И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

     3 – 4 неделя      «Осы»

     Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

Артикуляционная гимнастика

      1 – 2 неделя      Упражнение «Пирожок»  (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

     3 – 4 неделя      Упражнение «Стрельба» (для укрепления корня языка).
Четко произносить чередование звуков «к-г».

Пальчиковая гимнастика

   

  1 – 2 неделя      

“Прятки”


В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали (ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

3 – 4 неделя      

“Четыре братца”


Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка!

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

Гимнастика для глаз

 1 – 2 неделя      

«Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…»

3– 4 неделя

«Солнышко и тучки»   

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

 

Релаксация

 1 – 2 неделя      

«Вьюга и сугроб»

3 – 4 неделя

«Холодный – горячий»

Гимнастика после сна:

«Часики» (в кроватях):

Спят все, даже часики

                               спят.

Заведем часики:

Тик-так – идут часики.

 

 

 

движения плечиками, в медленном темпе, к концу упражнения темп увеличивается

Тик -так – идут часики –

 

движения руками в стороны в медленном темнее с постепенным ускорением

Остановились часики.

расслабление рук

Тик -так – идут часики –

 

движения в стороны головой

Остановились часики.

общее расслабление

Тик-так – идут часики.

 

движения ногами (носочками, ступнями, обеими ногами)

Остановились часики,

общее расслабление

Тик-так – идут часики.

 

движения животом (кто как может)

Остановились часики.

общее расслабление

Отремонтируем часики

Чик-чик.

движения руками (имитация)

Пошли часики и больше не останавливаются

дети встают

  

 Комплекс упражнений у кроватей:

«Колючие иголочки».                 И.п. ноги слегка расставлены, руки за спину.

                                                          Руки вперед пошевелить пальцами, сказать:

                                                          «Колючие!». Вернуться в и.п.(6 раз)

 «Здоровается с нами елочка, машет нам иголочками»

                                                           И.п. – ноги врозь, руки опущены. Взмахи:

                                                            Одна рука вперед, другая назад. Постепенно

                                                            увеличивать амплитуду движения (6-7 раз).

 «Мы очень любим елочку»         И.п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон

                                                          вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в

                                                          и. п. ноги не сгибать, при наклоне смотреть

                                                                                                 вперед.(6 раз)

 «Спрячемся под елочкой».          И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину.

                                                           Присесть, опустить голову, руками обхватить

                                                           колени, сказать: «Спрятались!» вернуться в

                                                           и.п., выпрямиться. Выполнять в умеренном

                                                           темпе (6 раз).

Дыхательная гимнастика (2 минуты)

 «Смолою пахнет елочка».              И. п. ноги врозь, руки на пояс.

                                                           Руки в стороны, глубокий вдох носом.

                                                           Вернуться в и.п., на выдохе произнести

                                                           «а-а-ах» (5 раз)

  Раскатывание шишек руками, между ладонями и пальцами рук (1 минута).

Дорожка здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора, ритмики в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в средней группе".

Цель занятия:При помощи речевой, игровой, музыкальной деятельности разнообразить процесс физического воспитания, развивать двигательную активность детей, вырабатывать ловкость, умение управлять ...

Сообщение на тему: "Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в логопедической группе"

Сообщение на тему: "Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в логопедической группе"...

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА 2018-2019 УЧ. ГОД/

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качест...

Проект «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы «Карапузики»

Проблема проектаВ современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:увеличивается ста...

Система физкультурно-оздоровительной работы в подготовительной к школе группе

Задачи:- Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей;- Воспитывать культурно – гигиенические навыки;- Формировать начальное представление о здоровом образе жизни....