"Край, в котором мы живем".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жихарева Наталия Петровна

Воспитывать любовь к Родине, родному краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка

Тема: « Родные просторы»

Цель:

- Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

- Расширять кругозор детей информацией о столице России – Москве, родном посёлке.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

- дать детям представление о России, о поселке, в котором мы живем.

-познакомить с государственной символикой: флагом, гербом.

- активизировать словарь.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Организационный момент: Дети, образуют круг, берут друг друга за руки и приветствуют соседа словами: «Здравствуй, (имя ребенка)». После приветствия дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель: Сегодня к нам из далёкой страны приехала Даша - следопыт со своим другом обезьянкой Башмачком. Они хотят снять историю о нашей стране и о том, что такое родина, но совсем ничего не знают о нашей родине и просят нас помочь им. Как вы думаете мы сможем им помочь? (ответы детей)(слайд №1)

Воспитатель: Итак, сегодня, ребята, мы расскажем Даше и Башмачку о нашей стране, о нашем родном крае, в котором мы живём. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились, живём. Сейчас Влада  расскажет стихотворение « Что такое Родина?»

Влада.: Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

Воспитатель: Скажите, дети, кто из вас знает, как называется наше государство? (ответы детей) (слайд №2)

Воспитатель: Верно. Давайте посмотрим на карту и скажем, какая же она по размеру? (ответы детей) (слайд №3)

Воспитатель: Правильно. Наша страна очень велика, и если на одном краю земли наступает ночь, то на другом уже наступило утро. Когда на севере реки скованы льдом, земля укрыта снегом, то на юге цветут сады и можно купаться в море. Если мы живём в России, то кто мы?(ответы детей) Одним из символов государства является флаг. Он состоит из трех цветов. Как вы думаете, из каких?. Правильно. А что означал красный цвет? Синий? Белый? (Красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность).         Зачитывается стихотворение:

 Даниил: Белый цвет- березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска-

Огненный рассвет. (слайд №4)

Игра «Кто быстрее соберет Российский флаг. Молодцы! Еще одним их символов российского государства является герб. Что изображено на гербе? Почему орел? (потому что-гордая, сильная, независимая, свободная птица)

Катя:

У России величавой на Гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.(слайд №5)

Воспитатель: Как и у каждого государства у нас тоже есть своё правительство. Кто знает, как зовут президента нашего государства?(слайд №6)(ответы детей)

Воспитатель: У каждой страны есть главный город - своя столица. Столица нашего государства называется Москва. (слайд №7)

Паша: Кремлёвские звёзды
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины Нет! (
С.Михалков)
Воспитатель: Молодцы. Мы должны гордиться, что живём в такой великой стране. Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная. Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства. Но чтобы мы были спокойны за неё, скажите, кто охраняет границы, нас защищает, мир на земле оберегает? Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (слайд №8)

Физкультминутка: (слайд №9)

Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте)

От морей простерлась до морей. (Широко разводят руки)

Воспитатель: А скажите-ка, ребята, как называется область и , в которой мы живём? (ответы детей)

Наша область называется Томской и главный её город Томск. У г. Томска есть тоже своя отличительная символика-герб с изображением лошади. Томск очень красивый, в нем есть много достопримечательностей. ,нам есть чем гордиться(слайд №10- 16)

(Проводится Гимнастика для глаз)

»Прогулка в лесу»

«Глазкам нужно отдохнуть. »(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть. »(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут». (Глаза открыты.  Движение зрачком  по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо. «(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все! »(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Мы отправились гулять. ( Шагают на месте)

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне,  (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит.  (смотрят вниз)

Слева ель растет — старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки — подружки.   ( смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево — вправо, вверх — вниз).

Рита:

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине,
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (В. Орлов)

Марш с флашками


Воспитатель: - Когда-то, давным  – давно, в стародавние времена, когда деревья умели говорить, а реки шептать песни, стоял посреди болот большой лес, жили в окрестностях его одни медведи да свистел ветер. Протекала среди болот великая вольная река. (Слайд№16). Скучно стало этой реке, и сказала река Солнцу и Ветру: «Не хочу, чтобы бились волны мои о пустой берег, а шептали они сказки стенам белокаменным и людям добрым». (слайд №17)

И пришли люди и построили красивый белый поселок, в котором мы с вами живем. (слайд18,19,) Как он называется? (Белый Яр.) Назвали его так потому, что он находится на крутом обрыве с белой глиной. У нашего поселка тоже есть своя символика- это наш герб .(слайд20)  Как вы думаете, что изображено на на нем? ( глухарь). Глухарь - символ богатства  наших лесов.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.

Золото - символ  богатства, урожая.

голубой - символ обширных водных пространств района, его рек (основная - Кеть) и озер.  - символ чести, истины,

(Слайд21) А КАК НАША основная  РЕЧКА НАЗЫВАЕТСЯ? –( Кеть.) Она одарила людей богатствами своими. А кто из вас знает, какие существа живут в реке? (Рыбы, лягушки и т.д.) Да одарила река людей рыбой: большой и маленькой, стали люди строить лодки, плести сети, ловить рыбу. Как называли людей, которые ловили рыбу?  

Воспитатель: .  (слайд №22)А каких речных  рыб вы знаете?

( карась, щука, сом, стерлядь, судак, окунь, сом) .(выходит слайд). (слайд №23)

Но и это еще не все, чем одарила могучая река, что люди Кетью называли. А подарила она людям край сказочный, расплескала она свою живую воду, и расцвел край цветами прекрасными, лугами зелеными, душистыми травами.  (слайд №24)).

Воспитатель: Ребята, Башмачок хочет загадать вам загадки, о живых существах, которые обитают на нашей земле! Он не знает ответов, поможем ему? (слайд №25)

И в лесу, и в болоте

Нас везде вы найдете.

На полянке, на опушке,

Мы - зеленые … (лягушки) (слайд №26)

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал …(заяц) (слайд №27)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь) (слайд№28)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар) (слайд №29)
У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке. (рыба) ( слайд №30)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…(лису) (слайд №31)

Воспитатель: Молодцы, теперь Башмачок знает ответы на загадки. (слайд №32) А давайте расскажем Даше и Башмачку, чем занимаются люди в нашем посёлке ещё, кроме рыбной ловли. (собирают грибы, ягоды,) ( слайд №33,34).А чем еще занимаются люди в нашем поселке? (заготовкой леса). Основной отраслью в Белом Яру является – лесная. (слайд №35-37)  Мы добываем лес, из которого потом строятся красивые деревянные дома!(слайд №38)

 Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвёртый лишний - Животные и растения родного края» (слайд № 39,40)

Воспитатель , А теперь пройдите к столам, сейчас мы будем делать аппликацию.(Герб Верхнекетского района). Но сначала разомнем  наши пальчики.

 Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Релаксация

.Реснички опускаются(дышится легко, ровно, глубоко).

Глазки закрываются (наши руки отдыхают).

Мы спокойно отдохнем(ноги тоже засыпают).

Шея не напряжена (все чудесно расслабляется).

И расслаблена она (.дышится легко, ровно, глубоко..)

Воспитатель: Ребята,  если вам понравилось занятие, то вы берете красный круг, если нет, то синий .

Воспитатель: Даша и Башмачок говорят вам спасибо. Мы помогли им узнать много нового о нашем крае и нашей родине. А знаете, что они нам по секрету сказали? Чтобы вы дружно жили, друг друга не обижали, не ссорились, берегли свой край, жалели птиц и зверей, что рядом с нами живут, подкармливали их зимой и никогда не обижали слабых. Напоследок, Даша и Башмачок просили угостить вас фруктом, который не растёт у нас, но мы его очень любим! Давайте угадаем, что- же это за фрукт?!

Знают этот фрукт детишки,
Любят  есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ..  (банан) (слайд №53;54)

(детям раздают бананы).

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

Край, в котором я живу.

Презентация о природе Кольского полуострова....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!

Познакомить детей с понятиями Моя Родина;  чем прославлен и богат най край....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"

Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...