Хлебушек насущный...
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тюрина Ольга Михайловна

Конспект НОД для детей старшего возрста по ознакомлению с окружающим миром  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlebushek_nasushchnyy_niva_nam_nesi.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Хлебушек насущный, нива, нам неси!»

(старший дошкольный возраст)

Составила воспитатель

ГБДОУ № 40 Колпинского района СПб

Тюрина Ольга Михайловна

Колпино, 2016 год

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Формировать знания детей о процессе производства хлеба (от зёрнышка до каравая).

Формировать умение сравнивать процесс производства хлеба в прошлом и сейчас.

Воспитывать уважение к хлебу и нелёгкому труду крестьян.

Пробуждать интерес к русским обычаям и обрядам, дать возможность почувствовать их глубину и красоту.

Воспитывать патриотические чувства.

Развивать навыки художественного ручного труда при изготовлении куклы-стригуши.

Предварительная работа:

  • Рассказывание сказок: «Мужик и медведь», «Мальчик-с-пальчик», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб»;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда;
  • Знакомство с приметами, пословицами и поговорками о хлебе;
  • Заучивание пальчиковых игр «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка! Покажи свои рога!»

Воспитатель: Летом многие из вас отдыхали в деревне, ходили по земле босиком и могли почувствовать тепло и мягкость земли-матушки. В старину наши предки прикасались раскрытыми ладонями к распаханной борозде, определяя: пора ли уже сеять? Если от земли исходит холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает своё время». В землю сеяли зёрна, оглядываясь на приметы. Овёс сеяли, когда берёза распускается. Пшеницу – когда черёмуха зацветёт. Комары появились, пора сеять рожь. Не сеяли пшеницу, пока не распустятся дубовые листы.

        Перед началом сева мужчины хорошенько парились в баньке, надевали чистую рубаху, выходили в поле и кланялись земле-матушке в пояс. Как вы думаете, зачем?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно, просили землю дать хороший урожай. А вы знаете, как можно просить урожайного года?

        Дети: Закличкой!

                Нива золотая, добрая, медовая!

                Принеси нам хлеба, стебелёк до неба!

        Воспитатель: Хлеб – это дар матушки-земли. Все думы крестьянина-земледельца о хлебе-урожае. Думает, гадает он об этом и тёплой весной, и знойным летом, и хмурой осенью, и в студёную зимнюю пору. Наверное, потому, что ожидание урожая связано с тревогами, а каждая, даже малая, крошка хлеба добывается нелёгким трудом. Народ с уважением относится к хлебу.

        А вы никогда не задумывались, откуда к нам хлеб пришёл? О том, как изобрели хлеб, рассказывают такую легенду.

        …Это было очень давно, когда люди не умели строить дома, а пищу готовили на костре. Однажды древний человек варил себе кашу из пшеничных зёрен. Когда зерно разварилось, и каша была почти уже готова, неловкий кашевар уронил горшок с кашей прямо на раскалённые камни костра. Но – о чудо! – каша не стекла на землю, а превратилась в плотную лепёшку. Кашевар боязливо соскрёб с горячего камня то, что было кашей, и попробовал. Новое кушанье ему очень понравилось.

        Так случайно был испечён первый хлеб.

        Тысячи лет люди с удовольствием  ели пресные хлебные лепёшки. Другой хлеб они не умели печь.

        Сейчас мы едим хлеб, испечённый из кислого теста, на опаре или дрожжах. Никто не знает имени человека, испекшего первый каравай из заквашенного теста. Может быть, им был ленивый пекарь, не вымывший посуду, в которой оставалось немного теста. Старое тесто, оставшееся на дне и стенках, прокисло. Замесив новое тесто в немытой посуде, пекарь через некоторое время с ужасом увидел, что тесто пыхтит и поднимается. Примяв его и скатав в колобки, пекарь на длинной деревянной лопате отправил хлеб в печь.

        Хлеб, испечённый новым способом, оказался необыкновенно вкусен. Первое время его ели как лакомство.

        Хлеб никогда не надоедает. За стол без хлеба никто не сядет. Хлеб первым на земле славят, первым на стол ставят. Хлебом-солью достойных гостей встречают. Об уважении к хлебу говорят многие пословицы и поговорки. Давайте вспомним их.

Дети: 

  • Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.
  • Хлеб всему голова.
  • Без хлеба нет обеда.
  • И обед не обед, коли хлеба нет.
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Сколько не думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь.
  • Невелик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Без печки холодно, а без хлеба – голодно.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Хлеборобы». Расположите карточки, на которых расположены этапы производства хлеба в той последовательности, в которой они выполняются.

        Дети раскладывают карточки следующим образом: пахота, сев, жатва, молотьба, выпечка хлеба. В верхнем ряду располагают карточки со старинными орудиями труда, в нижнем – с современной техникой. Сравнивая пары картинок, дети делают вывод о том, как одни и те же работы выполнялись раньше и выполняются сейчас.

        Воспитатель помогает сделать детям вывод: несмотря на современную технику, труд хлебороба по-прежнему остаётся нелёгким и напряжённым. Лёгкого хлеба не бывает.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю отгадать вам загадки об орудиях труда, о поле и о том, что в нём растёт.

Железный нос в землю врос.

Роет, копает, зеркалом сверкает.

                                 (Плуг)

В поле едет на спине, а по полю на ногах.

                                   (Борона)

Маленький, горбатенький,

Всё поле обскакал,

Домой прибежал,

Всю зиму пролежал.  

                           (Серп)

        

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А как пашет,

Семь плугов тащит.

                (Трактор)

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

                 (Комбайн)

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

                        (Колос)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь, так и не встанет.

                                (Сноп)

Воспитатель: Убрав в поле хлеб, последний сноп завязывали на поле несрезанным. Его называли «борода козла». Колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть. А жницы катались по земле, приговаривая:

Нива, моя нива,

Подай мою силу.

Ой, нива, нива!

Я тебя ждала,

Силу потеряла.

Ой, нива, нива!

        Последний сноп украшали лентами, бусами и несли с поля с песнями в село. Из первого снопа делали куколок-стригушек. Их называли «Ржаная баба», «Пшеничная кукла», «Хлебная матушка». Мы с вами сделаем кукол из ниток.

        Дети мастерят кукол, воспитатель помогает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"

в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...

Хлебушек насущный, нива, нам пошли!

Конспект занятия, посвященного хлебу, празднику урожая. Этот праздник был самым главным в году. Справляли праздник в конце лета, с окончанием всех полевых работ. Сопровождался праздник песнями, в кото...

Педагогика игры и ее насущные проблемы

В статье рассматривается важность и целесообразность использования игры в дошкольном возрасте....

Движение – насущная потребность растущего организма!

Известно, что дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Быть постоянно деятельным – естественное состояние растущего организма. Почему движения, игры, физические упражнения яв...

Презентация на тему: Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1.  Познакомить участников мастер-к...

Мастер-класс «Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Задачи мастер-класса:1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых ...