Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «Полезные ископаемые Ямала»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гиздатуллина  Гулия  Мансуровна

Цель. Продолжать знакомить детей с растениями, растущими на болоте: карликовая береза, багульник, мхи и лишайники. Учить детей объяснять и понимать, что такое торф, из чего он состоит, как используется в хозяйстве. Воспитывать в детях интерес к природе Ямала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_poleznye_iskop._yamala.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 по познавательному развитию

Тема:

«Полезные ископаемые Ямала»

 (старший дошкольный   возраст)

                                                 Подготовила: Гиздатуллина Г.М.

воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Тема: «Полезные ископаемые Ямала».

Цель. Продолжать знакомить детей с растениями, растущими на болоте: карликовая береза, багульник, мхи и лишайники. Учить детей объяснять и понимать, что такое торф, из чего он состоит, как используется в хозяйстве. Воспитывать в детях интерес к природе Ямала.

Предварительная работа: Беседа, рассматривание цветных иллюстраций карликовой березы, мхов, лишайников, багульника, загадки, чтение отрывков из произведений, стихи, сравнение, исследовательская деятельность.

Материал: Цветные иллюстрации, лупы по количеству детей,  на тарелочках по количеству детей – по кусочку торфа  и мха для исследований, рабочие тетради, карандаши и ручки.

Ход  занятия.

Загадка        

Когда-то росли на болоте растения,

Теперь – это топливо и удобрение.

                                (торф)

 Рассказ воспитателя о торфе.

На болотах очень медленно гниют погибшие и засохшие растения, мхи, лишайники, а также животные. Здесь много влаги и трудно дышится, потому что недостаточно кислорода и потому происходит постепенное образование торфа. Торф – это полезное горючее  ископаемое, оно накапливается долго, целые тысячелетия.

 Болото – единственное место на земле, где образуется торф. Торф хорошо горит и дает тепло, потому что в течение длительного времени растения и микроорганизмы превратились  в сухое топливо, которое может гореть очень долго.

        Как топливо, торф, человек использует с древних времен, также его использовали и как удобрение для садов и огородов. В крестьянском хозяйстве его используют как подстилку для домашнего скота, ведь торф прекрасно впитывает влагу, а благодаря своим бактерицидным свойствам, предупреждает болезни животных.

        Кроме того, из торфа получают воск, кормовые дрожжи, бумагу (грубые сорта), черепицу, лекарство и многое другое.

Люди осушают болота ради добычи торфа, забывают о том, что исчезают ягоды, дичь, лекарственные растения, чистая вода, не очищается кислород.

        Люди поняли, что этим можно нанести огромный вред природе, и решили: объявить болота заповедной зоной.

        Чем же богаты заповедные болота, что там растет?

         На болотах растут карликовые березы, мох, клюква, морошка и разные лекарственные травы.

Загадка про мох.

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

Рассматривание цветных иллюстраций с изображением мхов и лишайников.

Рассказ о мхах и лишайниках. Главные растения тундры – мхи. Это одеяло тундры.  Мох покрывает поверхность болот, почву влажных лесов, тундру. Моховой покров служит домом для полевок, червей, насекомых, личинок.

В тундре травы почти нет – все больше мхи да лишайники. При слове «мох» перед глазами сразу встает зеленый пушистый  ковер болот, усыпанный ягодами клюквы. У мха нет настоящих  корней, лишь небольшие наросты, которыми он крепится к почве. Вода из почвы для корней мха недоступна, поэтому остается довольствоваться только дождем или росой и вбирает в себя воду особыми клетками. В этих клетках хранит мох  воду «на черный день».

  Мох невысокий - 15-20 см. Северные мхи растут медленнее деревьев в лесу, и растет у мха только верхушка, а нижняя часть растения-гриба отмирает. Накапливаясь, отмершие мхи образуют залежи торфа. В торфе бактерии и микробы не живут и не развиваются.

         

Мох

Тундра мохом поросла,

И оленям нет числа,

Бродят дикими стадами,

С наклоненными рогами,

Щиплют ягель, щиплют мох,

Ищут, где он не подсох.

Мох сухой не лакомство,

 Сочный лучший  мох.

Только пир недолог.

Ах, как жаль. Уже засох.

        (Огдо Аксенова)

Лишайники – это и не растения и не грибы и не водоросли, а нечто среднее между ними. Как и мох, лишайники растут очень медленно, и живут долго, дольше всех других существ. Наибольшее значение для человека имеют лишайники тундры. Здесь они покрывают огромные пространства. И называют его «ягель» или «олений мох». В течение долгих зимних месяцев эти лишайники – единственный корм северных оленей. Олени добывают лишайники из-под снега, разгребая его копытами. Летом олени подкрепляются еще сочной травой, но без лишайников животные могут погибнуть от кишечных болезней. Лишайники помогают оленям сохранять здоровье.

Лишайники, как и мох, растут медленно, по 3-4 мм в год. Возраст кустика ягеля достигает 300лет, а в некоторых случаях 1000 лет.

Исследовательская деятельность детей.

«Рассматривание и сравнение лишайника и мха»

  • Предложить детям рассмотреть через лупу небольшие кусочки мха и лишайника. Сравнить, чем похожи мох и лишайник,  чем отличаются друг от друга.
  • Попробовать на ощупь. Какие ощущения вызывает прикосновение ко мху и лишайнику.
  • Зарисовать в рабочих тетрадях мох и лишайник.

Подвижная игра «Хейро  (солнце)  - игра северных народов.

Играющие встают в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Водящий – «Солнце», сидит на корточках в середине круга, когда «Солнце»  встает, игроки разбегаются в разные стороны. «Солнце» ловит игроков. На сигнал «Солнца» - «Раз, два, три, в круг скорей,  беги!» - дети бегут в круг. «Солнце» старается, как можно больше задеть своими «лучами» -руками детей. Запятнавшие дети выходят из игры, а те, кого «Солнце» не задело, делают вновь круг. Игра проводится до последнего игрока – победителя.

Рассказ о карликовой березе.

-Почему же карликовая береза такая маленькая? (Ответы детей)

Да потому что в тундре зима суровая. Такая стужа, что обычные высокие деревья сразу померзли бы. А карликовые березки спрячутся под толстым снежным сугробом, и спокойно зимуют, спят себе в тепле, «под снежным одеялом», до первого солнышка. Но когда начинается короткое северное лето, а тундра покрывается ярким ковром из цветов, на тонких веточках карликовой березки появляются листья.

Осенью тундра красива. Среди красных кочек блестят на солнце голубые озера. Да это совсем не кочки, а березки растут. Настоящие березки, только листья у них величиной с копейку, ветки толщиной с карандаш, а сами они чуть выше колена твоего, а кора на карликовой березе – черная.

        Карликовой березе много десятков лет. И все равно она маленькая, с кривыми ветками, потому что в тундре ей трудно расти. Корни глубоко в землю не пустишь. Ветку к солнцу не вытянешь. И все равно березка покрывается весной зелеными листочками.

        Быстро пройдут два летних месяца, подуют холодные северные ветры, листья на березке покраснеют. Красива тогда карликовая березка  среди белой тундры.

        Зимой метель занесет березку, и наступит полярная ночь.

(Г.Снегирев)

Рассматривание цветных иллюстраций  Сравнение карликовой березы и березы. Чем отличаются деревья друг от друга, и чем похожи?

Багульник.

Рассматривание цветной иллюстрации с изображением багульника

Багульник растет на болотах, в сырых и заболоченных местах соснового леса и в тундре. Это лекарственная трава, вечнозеленый кустарник, с твердыми листьями, ворсистыми ветками, цветет в мае-июне белыми или желтыми цветами, собранными в зонтики. Кроме того, багульник – ядовитое растение, и при сборе его нужно соблюдать осторожность – не тереть руками глаза, нос, не нюхать цветы. Багульник, народы Севера, применяют как народное средство от простуды..  

Итог занятия.

Что интересного растет на болоте?

Приносят ли пользу растения болота и кому?

Что кроме растений есть на болоте?

Как образуется торф?

Нужен ли торф человеку?

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Полезная и вредная еда» в старшей группе

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Полезная и вредная еда» в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Полезное питание» по ФГОС в средней группе.

Данный конспект поможет в формировании у подрастающего поколения представлений о пользе здорового питания....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Полезные овощи».

Тема : непосредственно образовательной деятельности: «Полезные овощи».Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественн...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие) тема: «Кто снес яйца?» Использование образовательной технологии: технология проблемного диалога по Е. Л. Мельниковой.

Цель: Формирование у детей первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.Задачи.Обучающие:1.Расширять знания детей о наиболее ярких особенностях страусов, пингвинов, колибри, черепахи...

Непосредственная образовательная деятельность на тему «ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ». возраст с 6 до 7 лет

Непосредственная образовательная деятельность  на тему «ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ».возраст с 6 до 7 лет...