Занятие для детей старшего дошкольного возраста"Традиции русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кардаш Марина Александровна

методическая разработка занятия по ознакомлению детей с традициями и профессиями  существовавшим на Руси издревне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_zanyatiesayt.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

занятие "Традиции русского народа"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.

Задачи: 
Образовательные:
-
 закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян.

-закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси

-активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «гончар», «ложкарь», «коваль» и др.;

 Развивающие:

-развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать народные игрушки;

 - развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к истории своего народа;

-воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;

Предварительная работа:

 -рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

-рассматривание народных  игрушек;

-чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;

-разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок .

-беседы о предметах народно – прикладного искусства;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность детей;

 Ход занятия:

 Воспитатель в народном костюме, входит, напевая русскую народную песню, низко кланяется детям.

В: Доброго здоровья вам, хозяева.

Дети отвечают на приветствие.

В:А пришла я к вам не одна, а с гостями дорогими. Приглашайте.

Дети зазывают гостей в русской традиции.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам!

Гости отказываются.

В:Ой,плохо зовем, давайте всем миром приглашать.

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Гости останавливаются на пороге.

Дети вновь зовут гостей:

 Приглашаем прогуляться:
Праздник просто небывалый!
Ждут вас песни, игры, танцы.
И
веселые забавы!  

Гости входят. Здороваются. Садятся.

В: Вот гостей усадили и сами сядем. В ногах правды нет. Я гостинцы вам принесла. Ведёрко волшебное. Хотите узнать, что в ведерке?

Загадка: Всех накормила, а сама безротая? (ложка)

Правильно. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.  Из чего на Руси ложки делали в старину? Расскажите-ка нашим гостям.

Ответы детей. Их вырезали из дерева – липа, ольха, береза. Ложка получалась легкая и не нагревалась от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные и  в разных краях были свои ложки, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари.

В: На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл — семью кормить.

 Взят из земли, принял крещение огненное, на одоление вод; питал голодных, надселся(треснул), трудяся.(горшок)

Вот, расскажите гостям  откуда горшок взялся?

Рассказы детей, что горшок лепили из глины, которую копали из земли. Гончар, горшечник лепили горшки на гончарном круге, обжигали в печи, чтобы воду не пропускал, продавали на ярмарке. В горшке варили каши и щи, в старых горшках хранили запасы.

В: Из земли добыта, в огне рождена, защищает копыта вороного коня (подкова).

Правильно, кто делал подковы?

Ответы детей: Кузнецы-ковали — это те, кто кует, т. е. подковывает лошадь. Считалось, что кузнец обладает какими-то магическими способностями, поскольку управляет огнём и металлом. Когда-то свой мастер был в каждой деревне. Ещё в старые времена кузня стояла на краю деревни возле реки, чтобы при возгорании огонь не перебрасывался на соседние дома, а водой из реки можно было тушить пожар.

А что такое подкова и для чего она? Какие еще изделия мог ковать кузнец?

Инструмент изготовить, ну и конечно изготовить качественное оружие для защиты Родины.

В: Стоит толстуха - деревянное брюхо, железный поясок. (бочка) 

На Руси бочки делали бондари, бочары. Бондарь – человек, делающий из дерева всевозможные сосуды и емкости: бочки, кадки, ведра, чаны. Бондарные изделия служили тарой для хранения и перевозки жидких, полужидких и сыпучих веществ. Наиболее ценными были бочки, изготовленные из дуба. Процесс изготовления их был наиболее сложным. Труд бондаря требовал большой сноровки и знаний. Это ремесло, как правило, передавалось по наследству. Еще бондарей называли бочкарями.

В:Заскучали гости, надо их развеселить , потешить, а заодно найти, что в горшок положить. Дети приглашают гостей на хороводную игру «Капусточка».

 Дети становятся в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоит на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку.

Вью, вью, вью я капусточку, да

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивался вилой кочешок,

Завивался вилой кочешок.

При развивании поется: Развивайся вилой кочешок.(2 раза.)

Гости благодарят детей, говорят  что повеселились на славу.

В: все загадки отгадали, да у меня они и не кончились. Потешим гостей..И ложки ,и горшки, и подковы, оружие, инструменты ,и бочки на ярмарки свозили. А чем деток тешили? Игрушками расписными подарочками.

 Нельзя дорогих гостей отпускать  без подарочков, что же подарить гостям?

Посмотрю, нет ли чего в ведерке. Я вам стихи почитаю, а вы мне расскажете, что за роспись.

Воспитатель загадывает загадки про Матрешку, про дымковскую барышню, про гжельскую игрушку,  хохломскую роспись, городецскую роспись.

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.(Матрешка)

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Из глины сделали

В печи обожгли,

Белой краской покрасили,

Цветными разукрасили» (дымковская игрушка)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.(Гжель)

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Небывалые  узоры

Тонко вывела рука!

Выгнув шею, конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают.

И кувшинки расцветают. (Городец)

Дети отгадывают загадки и с поклоном вручают гостям изделия народных мастеров.

Итог занятия:  О чем же мы сегодня рассказали нашим гостям?

Нам порой даже невозможно представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков, когда жизнь их неразрывно была связана с землей. Яркий пример тому – крестьянский труд. Земля-матушка, Земля-кормилица – недаром говорят в народе. Она кормит и поит, одевает и нежит. В крестьянском труде нет перерывов. Крестьянский труд и крестьянский быт были так переплетены, так тесно слиты, что часто и разделить их было нельзя. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. Но труд всегда был благом, а не обузой.

И во все времена с уважением относились к труженику. Наиболее востребованные считались ремесла необходимые в сельском быту. Ведь, чтобы вскопать землю, крестьянину нужна была соха или плуг, которые делал кузнец. Урожай и запасы  хранилась крестьянами в закромах, корзинах, сусеках, изготовленных плотниками, корзинщиками, бондарями. Ходили в лаптях, сплетенных лапотниками, ели ложками, сделанными ложкарями.

 Вот так все мудро, прочно и взаимосвязано было в старину.

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.(Матрешка)

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Из глины сделали

В печи обожгли,

Белой краской покрасили,

Цветными разукрасили» (дымковская игрушка)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.(Гжель)

Если взглянешь на дощечки,   Вся земля вокруг дрожит!

Ты увидишь чудеса!                 Птицы яркие летают.

Небывалые  узоры                    И розаны расцветают.(городец)

Тонко вывела рука!

Выгнув шею, конь бежит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками,  с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1.     Расширить кругозор детей, обогати...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Край дружбы народов"

Это занятие посвящается проблеме мирного сосуществования детей разных национальностей, воспитания в них дружелюбия, понимания, доброты и уважения друг к другу. Оно может быть полезно для воспитателей...

Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"

Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В русской каше – сила наша»

Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Традиции моей семьи

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Традиции моей семьи...