Конспект занятия по формированию целостной картины мира у детей подготовительной к школе группе детского сада на тему «Волшебница вода и её свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Трантина Юлия Николаевна

Экспериментирование с водой и спрособами очистки воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_trantina_zanyatiya_voda-prirodnoe_bogatstvo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

 по формированию целостной картины мира

у детей подготовительной к школе группе детского сада

на тему «Волшебница вода и её свойства».

Задачи:

1. Образовательные

  • Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
  • Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
  • Ввести в словарь понятие «водохранилище»;
  • Активизация и обогащение словаря: озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
  • Обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
  • Познакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Дать элементарные представления о процессе фильтрации (очищении воды).

2. Развивающие

  • Развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
  • Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Умение выдвигать гипотезы.

3. Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Материалы к занятию:

  • Магнитофон
  • Аудиозапись журчания воды
  • Глобус
  • Иллюстрации «Как человек воду использует»,
  • схема Человек на 80% состоит из воды
  • салфетки бумажные, марля, фильтр для воды
  • Банка с водой из лужи
  • Воронка
  • Пластиковые стаканчики и ложки по количеству детей
  • Сахарный песок, растворимый кофе, соль,  речной песок, краски, кисточки
  • Листочек бумаги и камушки
  • Питьевая вода, сок с мякотью.
  • Стол для демонстрации некоторых опытов.

Ход занятия:

О чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:

 Бежит, бежит, не выбежит,

 Течет, течет, не вытечет.

 ( вода)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….. ( воды)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю подает опять.

 - О чем все эти загадки? (о воде)

 

 Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о  Воде.

 Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы).

Вода играет важную роль в жизни человека. Наш организм, как и организмы большинства живых существ на Земле в основном состоит их воды. (Показ схемы Человек на 80% состоит из воды). Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека).. Потеря воды – обезвоживание - может привести к гибели.

Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Давайте взглянем на модель Земли, как выглядит наша планета с борта космического корабля (показ глобуса). Какой цвет занимает больше всего места на глобусе? А что это голубого цвета? Правильно. Большую часть Земли занимает вода. На Земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их (моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды).

А кто из вас ребята был с родителями на море?

Кто знает, какого вкуса морская вода?

Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках, болотах? Правильно, в морях и океанах вода солёная. А можно ли пить такую воду?

Нет, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах, водохранилищах вода пресная, после очистки её используют для питья.

Как вы думаете, какой же воды на планете больше: соленой или пресной?

Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю) - дети сравнивают.

- А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.

-Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

 А могут ли жить в солёной воде рыбы? (Да могут.)

Как в пресной, так и в соленой воде живут рыбы и другие обитатели водоёмов.

Раз мы с вами уже знаем, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны

к ней относиться? (Бережно.)

Воду конечно нужно беречь. А как ее нужно беречь?

 А что обозначают экологические знаки? (вызываю ребёнка)

  1. Этот знак обозначает- что нужно всегда закрывать кран, держать его исправным  Не включать сильный напор воды; закрывать кран во время чистки зубов;
  2. для того чтобы из нашего крана текла чистая вода, нельзя загрязнять воду отходами, мусором, не загрязнять реки и озера. Нужно на заводах ставить фильтры.

 Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?

какими свойствами обладает вода

Вода может быть твёрдой, жидкой и газообразной. Испаряться, становиться льдом и снегом

 

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

 Ловит дачник его в кадку.

 Очень трудная загадка?

 (Дождь)

Мы согрели самовар

 И над чашкой вьется …(Пар)

 Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.

 ( Присаживаемся за столы.)

 

Опыт №1.

Дети, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают).

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Вода прозрачная, а сок - нет.

Воспитатель: Правильно, вода прозрачная. Есть ли вкус у воды? (дает попробовать воду на вкус).

Дети: Вода безвкусная!

Воспитатель: Есть ли у воды запах?

Дети: Нет.

Вывод:

1 Не имеет цвета, прозрачная.

 2. Не имеет вкуса.

3 Не имеет запаха.

Опыт №2.

Имеет ли вода форму? (Предположения детей).

Я налью воду в разные сосуды. Что теперь скажете?

Вывод:

Вода  не имеет постоянной формы, приобретает форму сосуда, в который налита.

Опыт №3.

Сомните лист бумаги и положите в стакан с водой, туда же положите камушек? Что тяжелее бумага или камень?

Вывод: в воде тяжёлые предметы тонут, а лёгкие остаются на поверхности.

  Опыт №4.

В стакан с водой я опущу пакетик с чаем, в другой стакан положу ложку кофе.

Вывод: вода может приобретать запах и вкус в зависимости от того, что в неё добавили (чай, кофе, варенье).

Как вы думаете, что случится с водой если мы размешаем в ней краски?

Вывод: вода  окрашивается и перестает быть прозрачной.

- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт №5.

Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.

 - Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.

 - В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).

 - Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.)

 - Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? ( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт №6.

Посмотрите. У меня в банке вода, но не простая, хотя простая, это вода из ЛУЖИ. Какая она? Да, она грязная. Бывает так, что грязной является и вода в реке, озере, море, если люди загрязняют её мусором, отходами фабрик и заводов. Можем ли мы помочь этой воде  очиститься?

Что вы мне посоветуете? Каким способом можно очистить воду?

Дети выдвигают предположения, воспитатель их выслушивает и проверяет.

Давайте, попробуем очистить воду, отфильтровать. В качестве фильтров будем

использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.

Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод.

Вывод: При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи.

 При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи. Этой водой можно полить цветы.

А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.

 Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

 - Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.

 - Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.

 - Что мы видим? ( вода очищается)

 - Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная)

 - Куда делась грязь? ( вся грязь осталась на фильтре)

 - Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.

 Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из водохранилища, но такую воду пить нельзя, так как в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из - под крана.

Почему?

Дети выдвигают предположения.

Воспитатель: В воде могли остаться микробы, которые благодаря своим маленьким размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить, чтобы не заболеть.

 - Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?

  • Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
  • Вода прозрачная.
  • Вода может менять свой цвет.
  • Воду можно очистить с помощью фильтра.

Как вы думаете, что будет, если не будет воды? (Предположения детей).

Вот что будет, если исчезнет вода (показывает картинку). Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растения надо поливать водой - иначе они погибнут, людям и животным вода необходима для жизни.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

                                          Н.Рыжова

Физкультурные минутки.

Две ладони я прижму

И по речке поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

Мы ногами –топ, топ,

Мы руками – хлоп, хлоп,

Мы глазами – миг, миг,

Мы плечами –чик-чирик.

Раз –сюда, два – туда (руки на поясе, повороты в стороны)

Поворот вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали,

Руки вверх мы все подняли.

Сели, встали,

Сели, встали,

Руки к телу мы прижали.

Раз-два, раз-два (стоя на месте поднять руки через стороны вверх и опустить),

Заниматься нам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы.

Тема: « Полет в  космос» Программное содержание:Конструирование:•    Совершенствовать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. Анализировать схемы...

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»

Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»

Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....