Главные вкладки

    Рабочая программа По освоению детьми образовательной области« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
    рабочая программа по окружающему миру по теме

    Голяк  Светлана  Васильевна

    экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

    общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

    направления  развития воспитанников № 13

    с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

               СОГЛАСОВАНО:                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

      Управляющий советом                                                        Заведующий МКДОУ  д/с13с. Арзгир

      МКДОУ  д/с13с. Арзгир                                                        ----------------------Е.А. Алтухова

     Протокол №1 от 28.08.2014г.                                             Приказ № 79/1-АД от 01.09.2014г.

           

           СОГЛАСОВАНО:

     Педагогическим советом

     МКДОУ  д/с13с. Арзгир    

     Протокол №1 от 28.08.2014г.                                            

                                                     

    Рабочая  программа

    По  освоению детьми образовательной  области

    « Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

    составлена на основе  программ

    «Радуга» Т.Н. Доронова,  « Наш  дом- природа»  Н.А.Рыжовой,

    «Юный эколог» С. Н. Николаева)

                  Срок  реализации:

                      3 года  ( средняя, старшая,   подготовительная группа, дети  с 4 лет до7лет)

    Составитель программы: Голяк С.В., воспитатель МКДОУ д/ с № 13 с. Арзгир.

    Год разработки: 2014г.

    СОДЕРЖАНИЕ

     Наименование

    I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1.        Пояснительная записка………………………………………1стр

    1.2.        Нормативно – правовая основа Программы…………………  

    1.3. Актуальность        ……………………………………………………2стр

    1.4. Цели и задачи программы ……………………………………   3стр

    1.5. Принципы Программы …………………………………………4стр        

    1.6.Планируемые результаты ………………………………………………

    II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1.        Мероприятия по реализации Программы…………………5стр

    2.2.        Формы работы с детьми………………………………………………

     2.3.        Формы работы  с  родителями……………………………………….

    2.4.        Перспективное  планирование ……………………………  6 – 8стр

    III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1. Материально- техническая база…………………………………9стр

    3.2.        Литература……………………………………………………………….

    I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1.        Пояснительная записка

    Рабочая программа   является  программным документом, главный  аспект которого – образовательная деятельность,    обеспечивает разностороннее развитие   детей в  возрасте   с учётом их  возрастных   и  индивидуальных  особенностей по основному  направлению

     «Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы) 

    Рабочая программа   по развитию детей группы разработана в соответствии с образовательной  программой  дошкольного образования  МКДОУ  д/с №13 и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

    Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

    Программа  учитывает:конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников,педагогические технологии обучения, которые  применяются в работе с детьми,мотивацию образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения    

    1.2.        Нормативно – правовая основа Программы

        Рабочая  программа  разработана   в  соответствии  с:

    -  Конвенцией ООН  о    правах  ребёнка (одобрена  Генеральной  Ассамблеей  ООН

        20.11.1989, вступила в   силу  для СССР  15.09.1990);

    - Декларацией   прав ребёнка  (  провозглашена  резолюцией  1386 ( XIV) Генеральной

      Ассамблеей ООН  от 20.11.1959);

    - Конституцией  РФот 12.12.1993(с изм.  и доп.);

    -Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".

    - «О гигиенических требованиях к  максимальной  нагрузке на  детей  дошкольного  возраста в организованных  формах обучения» (инструктивно – методическое  письмо  от  114.03.2010  №65/23-16);

    - Законом РФ  от « Об  образовании  в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.( с изм. и доп.);

    -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

    - Приказ Минобнауки  России  от 17октября 2013 года№1155 « Об   утверждении           федеральногогосударственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»;

    -Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    - Федеральным  государственным  образовательным стандартом:

    - Устав МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.;

    - Лицензией  на ведение образовательной  деятельности;

    - Образовательной  программы  ДО  МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.

    1

    1.3. Актуальность

    Я считаю, что моя программа актуальна и должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Наблюдаются и отклонения в состоянии здоровья детей. В этот период  у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, поэтому очень важно привить детям привычку к  здоровому образу жизни.  В связи  с  возрошими  ДТП,  терроризмом. Необходимо позаботиться о безопасности наших детей, познакомить их  с правилами  безопасности. Я  считаю то ,чему  мы научим, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому работа, направленная на формирование  эколого – валеологических  представлений  у детей, очень актуальна и важна.

    1.4.        Цель  программы:

    Учиться быть здоровым душой  и телом, заботиться о своём здоровье, сформировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.

                                                                                2

    Цели и задачи  

                                                    Средняя группа

    Безопасность

    здоровье

    Экология

    Формировать  представление у детей знания о  правилах  безопасности     дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям

    Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

    Дать знания  о строении и функциях организма

        Дать представления о работе своего организма.

        Формировать знания о строении и  гигиене нашего организма.

       Воспитывать  культурно- гигиенические  навыки.

    Формировать представления об условиях растений и животных в

         разное время года.

    Познакомить  с  природой нашего  края.

        Дать знания об овощах и фруктах, уметь их классифицировать.

        Формировать знания о жизни диких и домашних животных, птиц.

         Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

          Способствовать развитию у детей эмоционального, положительного  отношения к природе.

    Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

         

         

                                                                                      Старшая  группа

    Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

    Формировать представление об опасных  для  человека  и  окружающего мира природы ситуациях и способах  поведения .

    Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

    Формировать  представление у детей знания о ПДД .

    Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

    Закрепить знания о строении и функциях организма.

    Дать представления о работе своего организма.            

    Закрепить знания о строении и  гигиене нашего организма.            

    Формировать начальное  представление о здоровом образе  жизни.

     Закрепить знания о строении и функциях организма.

    Воспитывать   умение  заботиться  о  своём организме.

    Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

      Дать знания о развитии жизни на земле.

     Формировать реалистическое представление к природе.

       Расширить представление о растениях и животных разных сред обитания.

       Расширить знания о космосе.

       Расширить знания о природе нашего края.

       Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

        Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

                                        Подготовительная группа

    Формировать представлений об опасных  для  человека  и  окружающего  мира            природы ситуациях и способах  поведения  в них;

    Приобщение к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения;

    Формировать  представление у детей знания о     П ДД в качестве пешехода и пассажира

    транспортного средства;

    Формировать осторожное и осмотрительное   отношение к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

    Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

    Сохранение и укрепление  физического и психического  здоровья  детей;

    Воспит культурно- гигиенические навыки;

    Формировать начальное представление о здоровом образе  жизни;

     Закрепить знания о строении и функциях организма.

    Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

    Дать знания о развитии жизни на земле.

    Расширить представления детей о жизни диких и домашних    животных и птиц.

    Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание.

    Формировать  знания о космосе.

    Расширить знания о природе нашего края.          

    Дать представление о растениях и животных разных сред обитания.

    Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

    • Возраст  детей:

    3

    1.5. Принципы Программы:

    1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

    2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной   педагогики).

    3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

    4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

    5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

    7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

    9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и

    традиции в образовании.

    1.6.        Планируемые результаты:

    • У детей сформируется целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей  среде.
    • Дети научатся проявлять гуманные отношения к окружающей природе
    • У детей  проявится  интерес, наблюдательность к окружающему  миру .
    • Дети научатся  ухаживать  за объектами природы.
    • Дети выработают навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.
    • Дети научаться быть здоровым душой  и телом.
    • Научатся заботиться о своём здоровье.

    4

                                 

                            II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1.Мероприятия по реализации Программы 

    а) Интеграция образовательных  областей:

      1) Познавательное развитие :( познавательно-исследовательская деятельность, беседы, дидактические игры, словесные игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,викторины);

     2) Физическое развитие ( игровые упражнения, игры – импровизация, физминутки,  смена  поз.);

    3) Речевое развитие :( слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, пословицы, поговорки,  загадки);

    4) Социально-коммуникативное развитие (игровые проблемные ситуации, беседы

    5) Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность, театрализованная игра, пение  песенок, релаксация, досуги, праздники и развлечения).

    б)Предпосылки универсальной  учебной деятельности

    1.Умение работать  по   инструкции.

    2. Умение работать  по  образцу.

    3. Умение видеть  ошибки  и  исправлять  их.

    4. Умение оценивать  свою  работу.

    5. Умение работать   в  паре (  взаимодействие)

    6.Умение ориентироваться в учебной книге

    2.2.        Формы работы с детьми:

    • Формы  занятий:

          нравственно – этические беседы, игры – занятия, викторины, путешествия, досуги,  проекты.

    • Формы   проведения  итогов  реализации  программы:

    1. Проведение итоговых  занятий в  форме  досугов,  викторин,  проектов 1  раз  в  квартал.
    2. Проведение   мониторинга  2 раза  в  год  (октябрь, май)  для  выявления сформированности  эколого – валеологических  знаний.

    • Приёмы  и  методы:

    дидактические, словесные, тренинговые игры,  решение проблемных ситуаций, драматизация, игры – упражнения, ролевая гимнастика, художественное слово, ритуалы начала и конца занятия, эмоциональные минутки, экологические сказки, элементы ТРИЗа, прослушивание музыки, беседы схемы – подсказки, игры -экспериментирования, экологические праздники и досуги.

    2.3.Формы работы  с  родителями:

    Консультации,  беседы, дни  открытых  дверей, викторины, КВН,  праздники, изготовление  поделок,  рисунков, трудовые десанты, экологические  акции,  экскурсии  и  походы.

                                                                           

                                                                                5

    2.4.  Перспективный  план Образовательной  программы в области  « Познавательное  развитие» (экология, здоровье, безопасность)

                    Средняя   группа

    Месяц

        неделя

    I,III

                    Экология

    Кол- во

    занятий

    II

      Здоровье

    Кол- во

    занятий

    IV

                          ОБЖ

    Кол- во

    занятий

    Сентябрь

    1.Дом под крышей голубой.

    2.В  гостях  у  курочки  Рябы

    1

    1

    Я и моё тело.

    1

    В мире опасных предметов.

    1

    Октябрь

    1.Путешествие в осень.

    2.Дары  природы.

    1

    1

    Зачем человеку  руки.

    1

    Огонь наш  друг- огонь наш враг.

    1

    Ноябрь

    1.Осенние заботы   животных

    2. Деревья  и  кустарники  на  участке  детского  сада.

    1

    1

    Почему болят  зубы

    1

    Один  дома

    1

    Декабрь

    1.Зимушка – зима.

    2. Дикие  звери зимой

                                                   

    1

    1

    Чем  люди  отличаются друг  от друга.

    1

    Дорожная  азбука

    1

    Январь

    1.Кто такая рыбка.

    2. Дом  для  капельки

    1

    1

    Советы  Айболита

    1

    Как  вести  себя   с  незнакомыми людьми.

    1

    Февраль

    1.Воздух -  невидимка

    2. Как  помочь  растению.

    1

    1

    Органы дыхания

    1

    Уроки  осторожности

    1

    Март

    1.Знакомые  насекомые.

    2. Беседа о  птицах.

    1

    1

    Путешествие за витаминами

    1

    Если  ты  потерялся

    1

    Апрель

    1.ВесенниеЧудеса.

    2. Космос. Звёзды.

    1

    1

    Продукты питания.

    1

    Грибы съедобные  и  не съедобные.

    1

    Май

    1.Экскурсия к  цветущим деревьям.

    2. Прогулка в весенний  лес

    1

    1

    Лекарственные растения – ягоды.

    1

    Викторина: « Что  я  знаю  о безопасности»

    1

    Всего     занятий:

    18

    9

    9

            Старшая  группа

    Месяц

        неделя

    I,III

                    Экология

    Кол- во

    занятий

    II

      Здоровье

    Кол- во

    занятий

    IV

                          ОБЖ

    Кол- во

    занятий

    Сентябрь

    1.Живая природа.

    2.Пчела  Майя.

    1

    1

    Какие  мы.

    1

    Что я знаю о безопасности

    1

    Октябрь

    1.Золотая  осень.

    2.Овощи и фрукты  на  нашем  столе.

    1

    1

    Как стать Неболейкой.

    1

    Безопасность на дорогах.

    1

    Ноябрь

    1.Животные  леса  осенью.

    2.Зимующие  и перелётные птицы.

    1

    1

    Микробы

    1

    Огонь друг и враг.  

    1

    Декабрь

    1.Пришла  зима.

    2 В зимнем лесу.

    1

    1

    Как помочь больному.

    1

    Службы спасения. «01», «02», «03» всегда на страже

    1

    Январь

    1. Комнатные растения дарят  здоровье.

    2. Сезонные изменения.

    1

    1

    На приёме  у  Айболита

    1

    Необычная батарейка.

    1

    Февраль

    1. Путешествие капельки.

    2.Наши младшие друзья.

    1

    1

    Экскурсия  в  музей  здоровья.

    1

    Компьютер — друг, помощник или враг

    1

    Март

    1.Весна- прекрасное время  года.

    2. Путешествие  по  временам  года. 

    1

    1

     Органы  чувств.

    1

    Путешествие в лесу.

    1

    Апрель

    1.Как хорошо  в  весеннем  лесу.

    2. Путешествие в  космос.

    1

    1

    Витамины

    1

    Моя безопасность - в моих руках

    1

    Май

    1Грибными  дорожкам

    2. .В  царство природы- экскурсия.

    1

    1

    Где  прячется здоровье.

    1

    Что я знаю о безопасности?

    1

    Всего     занятий:

    18

    9

    9

     

                                                                                   

     Подготовительная   группа   

    Сентябрь

    2. Вода – наше богатство.

    1

    1

    Если хочешь быть здоров.

    1

    Его величество-Электричество.

    1

    Октябрь

    1.Золотая осень.

    2.День  дерева.

    1

    1

    Скелет  человека.

    1

    Безопасность  при общении  с животными.

    1

    Ноябрь

    1.«Этажи» и «жители» леса. 2.Красная книга.

    1

    1

    Моё  сердце.

    1

    Безопасность  на  природе.

    1

    Декабрь

    1. Зимушка – зима.

    2.Золотая  рыбка.

    1

    1

    Викторина «Зоркие  глазки»

    1

    Безопасность  на улице    и дома.

    1

    Январь

    1. Воздух  и его роль  в жизни  человека.

    2.Комнатные  растения.

    1

    1

    Азбука  здоровья.

    1

    Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

    1

    Февраль

    1. Какие разные птицы.

    2.Хлеб всему голова.

    1

    1

    Кто сколько жуёт,  тот столько  живёт.

    1

    Приключения домовёнка Кузи.

    1

    Март

    1.Беседа о  весне.

    2.Муравей и его друзья.

    1

    1

    Командир моего организма- мозг.

    1

    В мире опасных предметов.

    1

    Апрель

    1. Планета Земля в опасности.

    2. Космическое путешествие.

    1

    1

    Путешествие в  мир лекарственных растений

    1

    Город  дорожных знаков.

    1

    Май

    1. Грибное царство.

    2 В гостях у Феи  природы.

    1

    1

    Путешествие по стране «Здоровейка»

    1

    КВН «Твоя  безопасность»

    1

    Всего     занятий:

    17

    9

    9

      III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1. Материально- техническая база:

    • Режим занятий:

    Занятия  проводятся   1 раз  в  неделю,

    В  среднем дошкольном возрасте время  проведения  занятий  не  более  20  минут.

    В  старшем  возрасте  не  более  30  минут.

    • Дидактический   материал:

    Энциклопедии, журналы, худ. л–ра, альбомы: «Красная  книга», «Времена года», «Зелёная  аптека», «Уроки Мойдодыра», «Уроки  Айболита», «Безопасность», Музыкальные диски  с релаксацией,  картинки и иллюстрации о природе и многие другие дидактические  игры направленные  на формирование эколого – валеологической сферы ребёнка.

    Техническое  оснащение  занятий:

    Магнитофон,  телевизор,  видеомагнитофон, компьютер,  мультимедийная установка.

    • Развивающая среда:

    Центры:  обучения и игр  «Познайка», релаксации «Мир растений», библиотеки, региональный «Моё  Ставрополье» ,  коллекций «Мир  природы»   «Лужайка  целительница»,  «Тропа  здоровья», «Витаминная   корзина», фенокалендарь, лаборатория профессора  Знайкина,  «Панорама добрых дел», « Времена года», « Метеостанция», «Зоопарк», «Островок  безопасности».

    1. Литература:

     Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако»  2005год.

    Т.М.Бондаренко « Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет».

    Воронеж  из – во «Учитель» 2002 год.

    К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.»  Москва  «Просвещение»1998 год.

    Л.А.Обухова «30 уроков здоровья»

    А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».

    Москва «Творческий центр» 2007год.

    Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

    Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

    О.В.Чермашенцева. «Основы  безопасного  поведения дошкольников

    Волгоград из-во «Учитель» 2012г.

    Н.В. Коломиец. «Формирование культуры безопасного  поведения  у  детей 3-7 лет» Волгоград из-во «Учитель» 2014г           

                                         

                                 

       

                                                     

       

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология)

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология) "Загадки подводного мира"...

    Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах

    Беседы с детьми о здоровом образе жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11207008","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]...

    Перспективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей и подготовительной группы

    персективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей, подготовительной группы...

    Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга с детьми средней, старшей и подготовительной группы. День здоровья на тему: «За здоровьем в детский сад»

    Программное содержание: предоставить детям возможность применить двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое здоровье детей. Развивать любознательность, ловкость, координац...

    Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе

    Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...