Рабочая программа По освоению детьми образовательной области« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
рабочая программа по окружающему миру по теме

Голяк  Светлана  Васильевна

экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

           СОГЛАСОВАНО:                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

  Управляющий советом                                                        Заведующий МКДОУ  д/с13с. Арзгир

  МКДОУ  д/с13с. Арзгир                                                        ----------------------Е.А. Алтухова

 Протокол №1 от 28.08.2014г.                                             Приказ № 79/1-АД от 01.09.2014г.

       

       СОГЛАСОВАНО:

 Педагогическим советом

 МКДОУ  д/с13с. Арзгир    

 Протокол №1 от 28.08.2014г.                                            

                                                 

Рабочая  программа

По  освоению детьми образовательной  области

« Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

составлена на основе  программ

«Радуга» Т.Н. Доронова,  « Наш  дом- природа»  Н.А.Рыжовой,

«Юный эколог» С. Н. Николаева)

              Срок  реализации:

                  3 года  ( средняя, старшая,   подготовительная группа, дети  с 4 лет до7лет)

Составитель программы: Голяк С.В., воспитатель МКДОУ д/ с № 13 с. Арзгир.

Год разработки: 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Наименование

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка………………………………………1стр

1.2.        Нормативно – правовая основа Программы…………………  

1.3. Актуальность        ……………………………………………………2стр

1.4. Цели и задачи программы ……………………………………   3стр

1.5. Принципы Программы …………………………………………4стр        

1.6.Планируемые результаты ………………………………………………

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Мероприятия по реализации Программы…………………5стр

2.2.        Формы работы с детьми………………………………………………

 2.3.        Формы работы  с  родителями……………………………………….

2.4.        Перспективное  планирование ……………………………  6 – 8стр

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническая база…………………………………9стр

3.2.        Литература……………………………………………………………….

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка

Рабочая программа   является  программным документом, главный  аспект которого – образовательная деятельность,    обеспечивает разностороннее развитие   детей в  возрасте   с учётом их  возрастных   и  индивидуальных  особенностей по основному  направлению

 «Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы) 

Рабочая программа   по развитию детей группы разработана в соответствии с образовательной  программой  дошкольного образования  МКДОУ  д/с №13 и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа  учитывает:конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников,педагогические технологии обучения, которые  применяются в работе с детьми,мотивацию образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения    

1.2.        Нормативно – правовая основа Программы

    Рабочая  программа  разработана   в  соответствии  с:

-  Конвенцией ООН  о    правах  ребёнка (одобрена  Генеральной  Ассамблеей  ООН

    20.11.1989, вступила в   силу  для СССР  15.09.1990);

- Декларацией   прав ребёнка  (  провозглашена  резолюцией  1386 ( XIV) Генеральной

  Ассамблеей ООН  от 20.11.1959);

- Конституцией  РФот 12.12.1993(с изм.  и доп.);

-Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".

- «О гигиенических требованиях к  максимальной  нагрузке на  детей  дошкольного  возраста в организованных  формах обучения» (инструктивно – методическое  письмо  от  114.03.2010  №65/23-16);

- Законом РФ  от « Об  образовании  в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.( с изм. и доп.);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- Приказ Минобнауки  России  от 17октября 2013 года№1155 « Об   утверждении           федеральногогосударственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Федеральным  государственным  образовательным стандартом:

- Устав МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.;

- Лицензией  на ведение образовательной  деятельности;

- Образовательной  программы  ДО  МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.

1

1.3. Актуальность

Я считаю, что моя программа актуальна и должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Наблюдаются и отклонения в состоянии здоровья детей. В этот период  у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, поэтому очень важно привить детям привычку к  здоровому образу жизни.  В связи  с  возрошими  ДТП,  терроризмом. Необходимо позаботиться о безопасности наших детей, познакомить их  с правилами  безопасности. Я  считаю то ,чему  мы научим, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому работа, направленная на формирование  эколого – валеологических  представлений  у детей, очень актуальна и важна.

1.4.        Цель  программы:

Учиться быть здоровым душой  и телом, заботиться о своём здоровье, сформировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.

                                                                            2

Цели и задачи  

                                                Средняя группа

Безопасность

здоровье

Экология

Формировать  представление у детей знания о  правилах  безопасности     дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям

Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

Дать знания  о строении и функциях организма

    Дать представления о работе своего организма.

    Формировать знания о строении и  гигиене нашего организма.

   Воспитывать  культурно- гигиенические  навыки.

Формировать представления об условиях растений и животных в

     разное время года.

Познакомить  с  природой нашего  края.

    Дать знания об овощах и фруктах, уметь их классифицировать.

    Формировать знания о жизни диких и домашних животных, птиц.

     Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

      Способствовать развитию у детей эмоционального, положительного  отношения к природе.

Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

     

     

                                                                                  Старшая  группа

Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

Формировать представление об опасных  для  человека  и  окружающего мира природы ситуациях и способах  поведения .

Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

Формировать  представление у детей знания о ПДД .

Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

Закрепить знания о строении и функциях организма.

Дать представления о работе своего организма.            

Закрепить знания о строении и  гигиене нашего организма.            

Формировать начальное  представление о здоровом образе  жизни.

 Закрепить знания о строении и функциях организма.

Воспитывать   умение  заботиться  о  своём организме.

Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

  Дать знания о развитии жизни на земле.

 Формировать реалистическое представление к природе.

   Расширить представление о растениях и животных разных сред обитания.

   Расширить знания о космосе.

   Расширить знания о природе нашего края.

   Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

    Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

                                    Подготовительная группа

Формировать представлений об опасных  для  человека  и  окружающего  мира            природы ситуациях и способах  поведения  в них;

Приобщение к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения;

Формировать  представление у детей знания о     П ДД в качестве пешехода и пассажира

транспортного средства;

Формировать осторожное и осмотрительное   отношение к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

Сохранение и укрепление  физического и психического  здоровья  детей;

Воспит культурно- гигиенические навыки;

Формировать начальное представление о здоровом образе  жизни;

 Закрепить знания о строении и функциях организма.

Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

Дать знания о развитии жизни на земле.

Расширить представления детей о жизни диких и домашних    животных и птиц.

Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание.

Формировать  знания о космосе.

Расширить знания о природе нашего края.          

Дать представление о растениях и животных разных сред обитания.

Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

  • Возраст  детей:

3

1.5. Принципы Программы:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной   педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и

традиции в образовании.

1.6.        Планируемые результаты:

  • У детей сформируется целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей  среде.
  • Дети научатся проявлять гуманные отношения к окружающей природе
  • У детей  проявится  интерес, наблюдательность к окружающему  миру .
  • Дети научатся  ухаживать  за объектами природы.
  • Дети выработают навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.
  • Дети научаться быть здоровым душой  и телом.
  • Научатся заботиться о своём здоровье.

4

                             

                        II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Мероприятия по реализации Программы 

а) Интеграция образовательных  областей:

  1) Познавательное развитие :( познавательно-исследовательская деятельность, беседы, дидактические игры, словесные игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,викторины);

 2) Физическое развитие ( игровые упражнения, игры – импровизация, физминутки,  смена  поз.);

3) Речевое развитие :( слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, пословицы, поговорки,  загадки);

4) Социально-коммуникативное развитие (игровые проблемные ситуации, беседы

5) Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность, театрализованная игра, пение  песенок, релаксация, досуги, праздники и развлечения).

б)Предпосылки универсальной  учебной деятельности

1.Умение работать  по   инструкции.

2. Умение работать  по  образцу.

3. Умение видеть  ошибки  и  исправлять  их.

4. Умение оценивать  свою  работу.

5. Умение работать   в  паре (  взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

2.2.        Формы работы с детьми:

  • Формы  занятий:

      нравственно – этические беседы, игры – занятия, викторины, путешествия, досуги,  проекты.

  • Формы   проведения  итогов  реализации  программы:

  1. Проведение итоговых  занятий в  форме  досугов,  викторин,  проектов 1  раз  в  квартал.
  2. Проведение   мониторинга  2 раза  в  год  (октябрь, май)  для  выявления сформированности  эколого – валеологических  знаний.

  • Приёмы  и  методы:

дидактические, словесные, тренинговые игры,  решение проблемных ситуаций, драматизация, игры – упражнения, ролевая гимнастика, художественное слово, ритуалы начала и конца занятия, эмоциональные минутки, экологические сказки, элементы ТРИЗа, прослушивание музыки, беседы схемы – подсказки, игры -экспериментирования, экологические праздники и досуги.

2.3.Формы работы  с  родителями:

Консультации,  беседы, дни  открытых  дверей, викторины, КВН,  праздники, изготовление  поделок,  рисунков, трудовые десанты, экологические  акции,  экскурсии  и  походы.

                                                                       

                                                                            5

2.4.  Перспективный  план Образовательной  программы в области  « Познавательное  развитие» (экология, здоровье, безопасность)

                Средняя   группа

Месяц

    неделя

I,III

                Экология

Кол- во

занятий

II

  Здоровье

Кол- во

занятий

IV

                      ОБЖ

Кол- во

занятий

Сентябрь

1.Дом под крышей голубой.

2.В  гостях  у  курочки  Рябы

1

1

Я и моё тело.

1

В мире опасных предметов.

1

Октябрь

1.Путешествие в осень.

2.Дары  природы.

1

1

Зачем человеку  руки.

1

Огонь наш  друг- огонь наш враг.

1

Ноябрь

1.Осенние заботы   животных

2. Деревья  и  кустарники  на  участке  детского  сада.

1

1

Почему болят  зубы

1

Один  дома

1

Декабрь

1.Зимушка – зима.

2. Дикие  звери зимой

                                               

1

1

Чем  люди  отличаются друг  от друга.

1

Дорожная  азбука

1

Январь

1.Кто такая рыбка.

2. Дом  для  капельки

1

1

Советы  Айболита

1

Как  вести  себя   с  незнакомыми людьми.

1

Февраль

1.Воздух -  невидимка

2. Как  помочь  растению.

1

1

Органы дыхания

1

Уроки  осторожности

1

Март

1.Знакомые  насекомые.

2. Беседа о  птицах.

1

1

Путешествие за витаминами

1

Если  ты  потерялся

1

Апрель

1.ВесенниеЧудеса.

2. Космос. Звёзды.

1

1

Продукты питания.

1

Грибы съедобные  и  не съедобные.

1

Май

1.Экскурсия к  цветущим деревьям.

2. Прогулка в весенний  лес

1

1

Лекарственные растения – ягоды.

1

Викторина: « Что  я  знаю  о безопасности»

1

Всего     занятий:

18

9

9

        Старшая  группа

Месяц

    неделя

I,III

                Экология

Кол- во

занятий

II

  Здоровье

Кол- во

занятий

IV

                      ОБЖ

Кол- во

занятий

Сентябрь

1.Живая природа.

2.Пчела  Майя.

1

1

Какие  мы.

1

Что я знаю о безопасности

1

Октябрь

1.Золотая  осень.

2.Овощи и фрукты  на  нашем  столе.

1

1

Как стать Неболейкой.

1

Безопасность на дорогах.

1

Ноябрь

1.Животные  леса  осенью.

2.Зимующие  и перелётные птицы.

1

1

Микробы

1

Огонь друг и враг.  

1

Декабрь

1.Пришла  зима.

2 В зимнем лесу.

1

1

Как помочь больному.

1

Службы спасения. «01», «02», «03» всегда на страже

1

Январь

1. Комнатные растения дарят  здоровье.

2. Сезонные изменения.

1

1

На приёме  у  Айболита

1

Необычная батарейка.

1

Февраль

1. Путешествие капельки.

2.Наши младшие друзья.

1

1

Экскурсия  в  музей  здоровья.

1

Компьютер — друг, помощник или враг

1

Март

1.Весна- прекрасное время  года.

2. Путешествие  по  временам  года. 

1

1

 Органы  чувств.

1

Путешествие в лесу.

1

Апрель

1.Как хорошо  в  весеннем  лесу.

2. Путешествие в  космос.

1

1

Витамины

1

Моя безопасность - в моих руках

1

Май

1Грибными  дорожкам

2. .В  царство природы- экскурсия.

1

1

Где  прячется здоровье.

1

Что я знаю о безопасности?

1

Всего     занятий:

18

9

9

 

                                                                               

 Подготовительная   группа   

Сентябрь

2. Вода – наше богатство.

1

1

Если хочешь быть здоров.

1

Его величество-Электричество.

1

Октябрь

1.Золотая осень.

2.День  дерева.

1

1

Скелет  человека.

1

Безопасность  при общении  с животными.

1

Ноябрь

1.«Этажи» и «жители» леса. 2.Красная книга.

1

1

Моё  сердце.

1

Безопасность  на  природе.

1

Декабрь

1. Зимушка – зима.

2.Золотая  рыбка.

1

1

Викторина «Зоркие  глазки»

1

Безопасность  на улице    и дома.

1

Январь

1. Воздух  и его роль  в жизни  человека.

2.Комнатные  растения.

1

1

Азбука  здоровья.

1

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

1

Февраль

1. Какие разные птицы.

2.Хлеб всему голова.

1

1

Кто сколько жуёт,  тот столько  живёт.

1

Приключения домовёнка Кузи.

1

Март

1.Беседа о  весне.

2.Муравей и его друзья.

1

1

Командир моего организма- мозг.

1

В мире опасных предметов.

1

Апрель

1. Планета Земля в опасности.

2. Космическое путешествие.

1

1

Путешествие в  мир лекарственных растений

1

Город  дорожных знаков.

1

Май

1. Грибное царство.

2 В гостях у Феи  природы.

1

1

Путешествие по стране «Здоровейка»

1

КВН «Твоя  безопасность»

1

Всего     занятий:

17

9

9

  III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническая база:

  • Режим занятий:

Занятия  проводятся   1 раз  в  неделю,

В  среднем дошкольном возрасте время  проведения  занятий  не  более  20  минут.

В  старшем  возрасте  не  более  30  минут.

  • Дидактический   материал:

Энциклопедии, журналы, худ. л–ра, альбомы: «Красная  книга», «Времена года», «Зелёная  аптека», «Уроки Мойдодыра», «Уроки  Айболита», «Безопасность», Музыкальные диски  с релаксацией,  картинки и иллюстрации о природе и многие другие дидактические  игры направленные  на формирование эколого – валеологической сферы ребёнка.

Техническое  оснащение  занятий:

Магнитофон,  телевизор,  видеомагнитофон, компьютер,  мультимедийная установка.

  • Развивающая среда:

Центры:  обучения и игр  «Познайка», релаксации «Мир растений», библиотеки, региональный «Моё  Ставрополье» ,  коллекций «Мир  природы»   «Лужайка  целительница»,  «Тропа  здоровья», «Витаминная   корзина», фенокалендарь, лаборатория профессора  Знайкина,  «Панорама добрых дел», « Времена года», « Метеостанция», «Зоопарк», «Островок  безопасности».

  1. Литература:

 Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако»  2005год.

Т.М.Бондаренко « Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет».

Воронеж  из – во «Учитель» 2002 год.

К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.»  Москва  «Просвещение»1998 год.

Л.А.Обухова «30 уроков здоровья»

А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».

Москва «Творческий центр» 2007год.

Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

О.В.Чермашенцева. «Основы  безопасного  поведения дошкольников

Волгоград из-во «Учитель» 2012г.

Н.В. Коломиец. «Формирование культуры безопасного  поведения  у  детей 3-7 лет» Волгоград из-во «Учитель» 2014г           

                                     

                             

   

                                                 

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах

Беседы с детьми о здоровом образе жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11207008","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]...

Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...

Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...

Аналитическая справка. Уровни достижение детьми планируемых результатов освоения программы (младший, средний,старший возраст)

Диагностика эффективности достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы....

Пройденные обучающие вебинары "Российского сетевого педагогического партнёрства "Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность."

Обучающие вебинары от межрегионального сетевого партнёрства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология, Здоровье, Безопасность»Обучающие вебинары от межрегионального сетевого партн...