Рабочая программа По освоению детьми образовательной области« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
рабочая программа по окружающему миру по теме

Голяк  Светлана  Васильевна

экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

           СОГЛАСОВАНО:                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

  Управляющий советом                                                        Заведующий МКДОУ  д/с13с. Арзгир

  МКДОУ  д/с13с. Арзгир                                                        ----------------------Е.А. Алтухова

 Протокол №1 от 28.08.2014г.                                             Приказ № 79/1-АД от 01.09.2014г.

       

       СОГЛАСОВАНО:

 Педагогическим советом

 МКДОУ  д/с13с. Арзгир    

 Протокол №1 от 28.08.2014г.                                            

                                                 

Рабочая  программа

По  освоению детьми образовательной  области

« Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы)

составлена на основе  программ

«Радуга» Т.Н. Доронова,  « Наш  дом- природа»  Н.А.Рыжовой,

«Юный эколог» С. Н. Николаева)

              Срок  реализации:

                  3 года  ( средняя, старшая,   подготовительная группа, дети  с 4 лет до7лет)

Составитель программы: Голяк С.В., воспитатель МКДОУ д/ с № 13 с. Арзгир.

Год разработки: 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Наименование

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка………………………………………1стр

1.2.        Нормативно – правовая основа Программы…………………  

1.3. Актуальность        ……………………………………………………2стр

1.4. Цели и задачи программы ……………………………………   3стр

1.5. Принципы Программы …………………………………………4стр        

1.6.Планируемые результаты ………………………………………………

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Мероприятия по реализации Программы…………………5стр

2.2.        Формы работы с детьми………………………………………………

 2.3.        Формы работы  с  родителями……………………………………….

2.4.        Перспективное  планирование ……………………………  6 – 8стр

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническая база…………………………………9стр

3.2.        Литература……………………………………………………………….

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка

Рабочая программа   является  программным документом, главный  аспект которого – образовательная деятельность,    обеспечивает разностороннее развитие   детей в  возрасте   с учётом их  возрастных   и  индивидуальных  особенностей по основному  направлению

 «Познавательное  развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя,  старшая, подготовительная  группы) 

Рабочая программа   по развитию детей группы разработана в соответствии с образовательной  программой  дошкольного образования  МКДОУ  д/с №13 и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа  учитывает:конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников,педагогические технологии обучения, которые  применяются в работе с детьми,мотивацию образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения    

1.2.        Нормативно – правовая основа Программы

    Рабочая  программа  разработана   в  соответствии  с:

-  Конвенцией ООН  о    правах  ребёнка (одобрена  Генеральной  Ассамблеей  ООН

    20.11.1989, вступила в   силу  для СССР  15.09.1990);

- Декларацией   прав ребёнка  (  провозглашена  резолюцией  1386 ( XIV) Генеральной

  Ассамблеей ООН  от 20.11.1959);

- Конституцией  РФот 12.12.1993(с изм.  и доп.);

-Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".

- «О гигиенических требованиях к  максимальной  нагрузке на  детей  дошкольного  возраста в организованных  формах обучения» (инструктивно – методическое  письмо  от  114.03.2010  №65/23-16);

- Законом РФ  от « Об  образовании  в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.( с изм. и доп.);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- Приказ Минобнауки  России  от 17октября 2013 года№1155 « Об   утверждении           федеральногогосударственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Федеральным  государственным  образовательным стандартом:

- Устав МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.;

- Лицензией  на ведение образовательной  деятельности;

- Образовательной  программы  ДО  МКДОУ д/с№13 с.  Арзгир.

1

1.3. Актуальность

Я считаю, что моя программа актуальна и должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Наблюдаются и отклонения в состоянии здоровья детей. В этот период  у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, поэтому очень важно привить детям привычку к  здоровому образу жизни.  В связи  с  возрошими  ДТП,  терроризмом. Необходимо позаботиться о безопасности наших детей, познакомить их  с правилами  безопасности. Я  считаю то ,чему  мы научим, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому работа, направленная на формирование  эколого – валеологических  представлений  у детей, очень актуальна и важна.

1.4.        Цель  программы:

Учиться быть здоровым душой  и телом, заботиться о своём здоровье, сформировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.

                                                                            2

Цели и задачи  

                                                Средняя группа

Безопасность

здоровье

Экология

Формировать  представление у детей знания о  правилах  безопасности     дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям

Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

Дать знания  о строении и функциях организма

    Дать представления о работе своего организма.

    Формировать знания о строении и  гигиене нашего организма.

   Воспитывать  культурно- гигиенические  навыки.

Формировать представления об условиях растений и животных в

     разное время года.

Познакомить  с  природой нашего  края.

    Дать знания об овощах и фруктах, уметь их классифицировать.

    Формировать знания о жизни диких и домашних животных, птиц.

     Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

      Способствовать развитию у детей эмоционального, положительного  отношения к природе.

Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

     

     

                                                                                  Старшая  группа

Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

Формировать представление об опасных  для  человека  и  окружающего мира природы ситуациях и способах  поведения .

Приобщить  детей к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения.

Формировать  представление у детей знания о ПДД .

Формировать осторожное  и осмотрительное    отношения к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

Закрепить знания о строении и функциях организма.

Дать представления о работе своего организма.            

Закрепить знания о строении и  гигиене нашего организма.            

Формировать начальное  представление о здоровом образе  жизни.

 Закрепить знания о строении и функциях организма.

Воспитывать   умение  заботиться  о  своём организме.

Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

  Дать знания о развитии жизни на земле.

 Формировать реалистическое представление к природе.

   Расширить представление о растениях и животных разных сред обитания.

   Расширить знания о космосе.

   Расширить знания о природе нашего края.

   Развить познавательные интересы, устойчивое внимание.

    Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

                                    Подготовительная группа

Формировать представлений об опасных  для  человека  и  окружающего  мира            природы ситуациях и способах  поведения  в них;

Приобщение к правилам безопасного для  человека и окружающего  мира   природы поведения;

Формировать  представление у детей знания о     П ДД в качестве пешехода и пассажира

транспортного средства;

Формировать осторожное и осмотрительное   отношение к  потенциально опасным      для  человека      и окружающего мира  природы      ситуациям.

Уточнить знания о «службе спасения» и её роли в жизни людей.

Сохранение и укрепление  физического и психического  здоровья  детей;

Воспит культурно- гигиенические навыки;

Формировать начальное представление о здоровом образе  жизни;

 Закрепить знания о строении и функциях организма.

Обобщить и конкретизировать представления о времени года.

Дать знания о развитии жизни на земле.

Расширить представления детей о жизни диких и домашних    животных и птиц.

Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание.

Формировать  знания о космосе.

Расширить знания о природе нашего края.          

Дать представление о растениях и животных разных сред обитания.

Воспитывать любовь к природе, умение беречь.

  • Возраст  детей:

3

1.5. Принципы Программы:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной   педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и

традиции в образовании.

1.6.        Планируемые результаты:

  • У детей сформируется целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей  среде.
  • Дети научатся проявлять гуманные отношения к окружающей природе
  • У детей  проявится  интерес, наблюдательность к окружающему  миру .
  • Дети научатся  ухаживать  за объектами природы.
  • Дети выработают навыки грамотного и безопасного поведения в природе  и быту.
  • Дети научаться быть здоровым душой  и телом.
  • Научатся заботиться о своём здоровье.

4

                             

                        II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Мероприятия по реализации Программы 

а) Интеграция образовательных  областей:

  1) Познавательное развитие :( познавательно-исследовательская деятельность, беседы, дидактические игры, словесные игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,викторины);

 2) Физическое развитие ( игровые упражнения, игры – импровизация, физминутки,  смена  поз.);

3) Речевое развитие :( слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, пословицы, поговорки,  загадки);

4) Социально-коммуникативное развитие (игровые проблемные ситуации, беседы

5) Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность, театрализованная игра, пение  песенок, релаксация, досуги, праздники и развлечения).

б)Предпосылки универсальной  учебной деятельности

1.Умение работать  по   инструкции.

2. Умение работать  по  образцу.

3. Умение видеть  ошибки  и  исправлять  их.

4. Умение оценивать  свою  работу.

5. Умение работать   в  паре (  взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

2.2.        Формы работы с детьми:

  • Формы  занятий:

      нравственно – этические беседы, игры – занятия, викторины, путешествия, досуги,  проекты.

  • Формы   проведения  итогов  реализации  программы:

  1. Проведение итоговых  занятий в  форме  досугов,  викторин,  проектов 1  раз  в  квартал.
  2. Проведение   мониторинга  2 раза  в  год  (октябрь, май)  для  выявления сформированности  эколого – валеологических  знаний.

  • Приёмы  и  методы:

дидактические, словесные, тренинговые игры,  решение проблемных ситуаций, драматизация, игры – упражнения, ролевая гимнастика, художественное слово, ритуалы начала и конца занятия, эмоциональные минутки, экологические сказки, элементы ТРИЗа, прослушивание музыки, беседы схемы – подсказки, игры -экспериментирования, экологические праздники и досуги.

2.3.Формы работы  с  родителями:

Консультации,  беседы, дни  открытых  дверей, викторины, КВН,  праздники, изготовление  поделок,  рисунков, трудовые десанты, экологические  акции,  экскурсии  и  походы.

                                                                       

                                                                            5

2.4.  Перспективный  план Образовательной  программы в области  « Познавательное  развитие» (экология, здоровье, безопасность)

                Средняя   группа

Месяц

    неделя

I,III

                Экология

Кол- во

занятий

II

  Здоровье

Кол- во

занятий

IV

                      ОБЖ

Кол- во

занятий

Сентябрь

1.Дом под крышей голубой.

2.В  гостях  у  курочки  Рябы

1

1

Я и моё тело.

1

В мире опасных предметов.

1

Октябрь

1.Путешествие в осень.

2.Дары  природы.

1

1

Зачем человеку  руки.

1

Огонь наш  друг- огонь наш враг.

1

Ноябрь

1.Осенние заботы   животных

2. Деревья  и  кустарники  на  участке  детского  сада.

1

1

Почему болят  зубы

1

Один  дома

1

Декабрь

1.Зимушка – зима.

2. Дикие  звери зимой

                                               

1

1

Чем  люди  отличаются друг  от друга.

1

Дорожная  азбука

1

Январь

1.Кто такая рыбка.

2. Дом  для  капельки

1

1

Советы  Айболита

1

Как  вести  себя   с  незнакомыми людьми.

1

Февраль

1.Воздух -  невидимка

2. Как  помочь  растению.

1

1

Органы дыхания

1

Уроки  осторожности

1

Март

1.Знакомые  насекомые.

2. Беседа о  птицах.

1

1

Путешествие за витаминами

1

Если  ты  потерялся

1

Апрель

1.ВесенниеЧудеса.

2. Космос. Звёзды.

1

1

Продукты питания.

1

Грибы съедобные  и  не съедобные.

1

Май

1.Экскурсия к  цветущим деревьям.

2. Прогулка в весенний  лес

1

1

Лекарственные растения – ягоды.

1

Викторина: « Что  я  знаю  о безопасности»

1

Всего     занятий:

18

9

9

        Старшая  группа

Месяц

    неделя

I,III

                Экология

Кол- во

занятий

II

  Здоровье

Кол- во

занятий

IV

                      ОБЖ

Кол- во

занятий

Сентябрь

1.Живая природа.

2.Пчела  Майя.

1

1

Какие  мы.

1

Что я знаю о безопасности

1

Октябрь

1.Золотая  осень.

2.Овощи и фрукты  на  нашем  столе.

1

1

Как стать Неболейкой.

1

Безопасность на дорогах.

1

Ноябрь

1.Животные  леса  осенью.

2.Зимующие  и перелётные птицы.

1

1

Микробы

1

Огонь друг и враг.  

1

Декабрь

1.Пришла  зима.

2 В зимнем лесу.

1

1

Как помочь больному.

1

Службы спасения. «01», «02», «03» всегда на страже

1

Январь

1. Комнатные растения дарят  здоровье.

2. Сезонные изменения.

1

1

На приёме  у  Айболита

1

Необычная батарейка.

1

Февраль

1. Путешествие капельки.

2.Наши младшие друзья.

1

1

Экскурсия  в  музей  здоровья.

1

Компьютер — друг, помощник или враг

1

Март

1.Весна- прекрасное время  года.

2. Путешествие  по  временам  года. 

1

1

 Органы  чувств.

1

Путешествие в лесу.

1

Апрель

1.Как хорошо  в  весеннем  лесу.

2. Путешествие в  космос.

1

1

Витамины

1

Моя безопасность - в моих руках

1

Май

1Грибными  дорожкам

2. .В  царство природы- экскурсия.

1

1

Где  прячется здоровье.

1

Что я знаю о безопасности?

1

Всего     занятий:

18

9

9

 

                                                                               

 Подготовительная   группа   

Сентябрь

2. Вода – наше богатство.

1

1

Если хочешь быть здоров.

1

Его величество-Электричество.

1

Октябрь

1.Золотая осень.

2.День  дерева.

1

1

Скелет  человека.

1

Безопасность  при общении  с животными.

1

Ноябрь

1.«Этажи» и «жители» леса. 2.Красная книга.

1

1

Моё  сердце.

1

Безопасность  на  природе.

1

Декабрь

1. Зимушка – зима.

2.Золотая  рыбка.

1

1

Викторина «Зоркие  глазки»

1

Безопасность  на улице    и дома.

1

Январь

1. Воздух  и его роль  в жизни  человека.

2.Комнатные  растения.

1

1

Азбука  здоровья.

1

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

1

Февраль

1. Какие разные птицы.

2.Хлеб всему голова.

1

1

Кто сколько жуёт,  тот столько  живёт.

1

Приключения домовёнка Кузи.

1

Март

1.Беседа о  весне.

2.Муравей и его друзья.

1

1

Командир моего организма- мозг.

1

В мире опасных предметов.

1

Апрель

1. Планета Земля в опасности.

2. Космическое путешествие.

1

1

Путешествие в  мир лекарственных растений

1

Город  дорожных знаков.

1

Май

1. Грибное царство.

2 В гостях у Феи  природы.

1

1

Путешествие по стране «Здоровейка»

1

КВН «Твоя  безопасность»

1

Всего     занятий:

17

9

9

  III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническая база:

  • Режим занятий:

Занятия  проводятся   1 раз  в  неделю,

В  среднем дошкольном возрасте время  проведения  занятий  не  более  20  минут.

В  старшем  возрасте  не  более  30  минут.

  • Дидактический   материал:

Энциклопедии, журналы, худ. л–ра, альбомы: «Красная  книга», «Времена года», «Зелёная  аптека», «Уроки Мойдодыра», «Уроки  Айболита», «Безопасность», Музыкальные диски  с релаксацией,  картинки и иллюстрации о природе и многие другие дидактические  игры направленные  на формирование эколого – валеологической сферы ребёнка.

Техническое  оснащение  занятий:

Магнитофон,  телевизор,  видеомагнитофон, компьютер,  мультимедийная установка.

  • Развивающая среда:

Центры:  обучения и игр  «Познайка», релаксации «Мир растений», библиотеки, региональный «Моё  Ставрополье» ,  коллекций «Мир  природы»   «Лужайка  целительница»,  «Тропа  здоровья», «Витаминная   корзина», фенокалендарь, лаборатория профессора  Знайкина,  «Панорама добрых дел», « Времена года», « Метеостанция», «Зоопарк», «Островок  безопасности».

  1. Литература:

 Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако»  2005год.

Т.М.Бондаренко « Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет».

Воронеж  из – во «Учитель» 2002 год.

К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.»  Москва  «Просвещение»1998 год.

Л.А.Обухова «30 уроков здоровья»

А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».

Москва «Творческий центр» 2007год.

Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

Н.А. Горбунова « ОБЖ» Москва из – во «Учитель-АСТ» 2002 год.

О.В.Чермашенцева. «Основы  безопасного  поведения дошкольников

Волгоград из-во «Учитель» 2012г.

Н.В. Коломиец. «Формирование культуры безопасного  поведения  у  детей 3-7 лет» Волгоград из-во «Учитель» 2014г           

                                     

                             

   

                                                 

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология) "Загадки подводного мира"...

Беседы о здоровье в средней, старшей, подготовительной группах

Беседы с детьми о здоровом образе жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11207008","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]...

Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга с детьми средней, старшей и подготовительной группы. День здоровья на тему: «За здоровьем в детский сад»

Программное содержание: предоставить детям возможность применить двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое здоровье детей. Развивать любознательность, ловкость, координац...

Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...

Конспект занятия по ЗОЖ «Берегите здоровье» в средне-старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о частях своего тела и об значение их для него.Задачи:1. Учить понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, уши, нос.2. Развивать зрительное и слуховое внима...