Детско-взрослый исследовательский проект "Этот тайный мир огня"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ромазанова Ольга Алексеевна

Исследовательский проект "Этот тайный мир огня" реализован в старшей группе совместно с детьми ,родителями и педагогами. Главная цель: Создание условий для формирования осознанного отношения детей к огню и сохранения их здоровья через изучения свойств огня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_masterskaya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №107»

Муниципального образования города Братска

665732, Иркутская область, г.Братск, ул.Рябикова, д.25

тел/факс 42-34-51, тел.:42-33-63, E-mail: dou-107@yandex.ru

Этот тайный мир огня

                                                 

        

Проект составила:                                                                    Ромазанова О.А. – воспитатель группы

Участники проекта:                                                        группа детей старшей группы

                                                           

Братск, 2015

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках…

Послушать…

Понаблюдать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

А главное научить меня слышать и слушать.

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно.        

                (автор неизвестен)

2. Тип проекта: исследовательский;

- по содержанию: ребенок и природа;

- по характеру участия ребенка: участники проекта от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей;

- по продолжительности: краткосрочный;

- сроки реализации: 3 дня.

3. Постановка проблемы:

Однажды утром, когда мы с ребятами обсуждали  проведенные  выходные дни, несколько  ребят рассказали об увиденном по телевизору маленьком мальчике, который сильно обгорел в больнице. Они были очень взволнованны. Это событие их потрясло. Дети задавали мне много вопросов, но самые неожиданные вопросы были такие: «Почему очень часто дети страдают из-за огня?», «Что нам, детям, нужно знать об огне, чтобы позаботиться о нашей безопасности и сберечь наше здоровье?

Предмет исследования:

Огонь и его свойства.

Актуальность

Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка, свечи. Он всюду – в домах, детских садах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный огонь горит в сквере Победы, в храмах всегда горят свечи.

Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.

Приближается всеми любимый праздник Новый год. А по статистике, именно в новогодние праздники, каждый десятый пожар – из-за детских шалостей с огнем, недостаточных знаний об огне.

Цель: Создание условий для формирования осознанного отношения детей к огню и сохранения их здоровья через изучение свойств огня.

Гипотеза: Если дети узнают о необычных свойствах огня, то смогут позаботиться о своей безопасности и сохранить свое здоровье.

Новизна: Мы с детьми решили узнать: возможно ли изучить необычные свойства огня у нас в группе в детском саду.

Задачи:

Воспитатель:

1. Создание проблемной ситуации;

2. Определение проблемы исследования;

3. Совместное с детьми составление плана – схемы проекта;

4. Сбор информации, тем экспериментов, оборудования для проведения экспериментов;

5. Стимулирование познавательной активности детей в ходе экспериментирования;

6. Обсуждение с родителями продуктов детско-взрослого взаимодействия. Совместная с родителями подготовка продуктов.

7. Подведение итогов и результатов проекта.

Родители:

Поддержка и помощь детям, педагогам в ходе реализации проекта.

Дети:

1. Расширение представлений об огне и его свойствах, формирование у детей осознанного отношения к этому явлению и сохранению своего здоровья.

2. Формирование предпосылок исследовательских способностей:

- умение видеть проблему;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умение наблюдать, классифицировать, сравнивать, экспериментировать;

- умение фиксировать полученные результаты с помощью интеллект-карт;

- умение выступать с сообщениями о полученных результатах.

3. Воспитание чувства ответственности, осторожности при проведении экспериментов.

Игровая мотивация

Загадка об огне. Эффект неожиданности – зажженная свеча, бенгальский огонь.

4. Примерный план реализации проекта.

п/п

Способ реализации

Цель

Сроки

1

2

3

4

Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

Составление паспорта проекта.

Постановка целей и задач.

Знакомство родителей с темой проекта и обсуждение с ними вопросов по его реализации.

Подготовительный этап 1 день

5

6

7

Введение в проблему.

Постановка проблемы и обсуждение плана с использованием Модели Трех Вопросов, выбор метода исследования.

Формирование целей, задач, определение продуктов проекта.

1. Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности.

2. Формирование исследовательских способностей:

- умение видеть проблему;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение определять наилучший метод исследования для данного проекта.

Основной этап

1 день

8

9

10

Проведение экспериментов.

Темы исследований:

- Излучает ли огонь свет?

- Помогает ли огонь людям согреваться?

- Какая форма пламени у огня и может ли она меняться?

- Есть ли цвет у огня?

- Одинаковая ли температура у всех слоев пламени?

- Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?

- почему во время пожара часто происходит взрыв?

- чем можно потушить огонь?

- Огонь дышит?

- Водой масло затушишь?

- Пожар загрязняет воздух?

Анализ и выводы полученных результатов.

Составление интеллект-карт детьми.

1. Расширение представлений у детей об огне и его свойствах.

2. Формирование исследовательских способностей:

- умение экспериментировать;

- умение давать определение понятиям;

- умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- умение составлять интеллект-карты.

3. Расширение представлений у детей об огне и его свойствах.

4. Формирование исследовательских способностей:

- умение экспериментировать;

- умение давать определение понятиям;

- умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- умение составлять интеллект-карты.

5. Расширение представлений у детей об огне и его свойствах.

6. Формирование исследовательских способностей:

- умение экспериментировать;

- умение давать определение понятиям;

- умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- умение составлять интеллект-карты.

Основной этап

2 день

11

12

13

14

15

16

Определение дальнейших действий. Анализируем, выделяем главное и второстепенное, делаем выводы; отвечаем на поставленные вопросы:

- Что такое огонь?

- Какие есть необычные свойства огня?

- Можно ли избежать неприятностей, зная свойства огня?

- Возможно ли изучение свойств огня в детском саду?

Обсуждение с детьми и родителями продуктов детско-взрослого взаимодействия.

Рефлексия. Совместное обсуждение с детьми и родителями.

Обсуждение новой проблемы с детьми и родителями.

Оформление продуктов проекта (педагог и родители).

Проведение научно-практической конференции по итогам реализации проекта.

Формирование исследовательских способностей:

- умение сравнивать;

- умение делать выводы;

- умение презентовать полученные результаты;

- умение давать определение понятиям;

- умение видеть новые проблемы;

- желание узнавать новое.

Заключительный этап 3 день

5. Описание проекта

Предварительная работа

1.  Чтение с детьми литературных произведений: «Дядя Степа» С. Михалкова, «Путаница» К. Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршака.

2. Рассматривание тематических иллюстраций «Пожарная безопасность» и проведение бесед с детьми.

3. Игры:

- «Кому что нужно для работы?»

- «Я начну, а ты продолжи»

- «Разрешается – запрещается».

4. Разгадывание загадок об огне, пожароопасных предметах.

6. Обсуждение проблемных ситуаций.

День первый

Введение в проблему.

Новогодние каникулы в нашем детском саду начались 21 декабря. Перед празднованием Нового года обязательно включаем в план каникул профилактические беседы на противопожарные темы.

- Воспитатель: Ребята, подумайте, о чем мы с вами будем беседовать, угадав загадку:

Без хвоста, без рук, без ног

Этот рыженький зверек.

Согревает, кормит, светит,

Взрослым людям – первый друг!

Если с ним играют дети –

Тут же вырвется из рук,

Расшипится, растрещится –

Уничтожит все вокруг.

 - Дети: Это огонь.

Воспитатель зажигает свечу или бенгальский огонь.

Дети восхищаются, очень удивлены.

Воспитатель (используя Модель Трех Вопросов):

- А что вы, ребята, знаете об огне?

Дети: - Огонь – это когда что-то горит.

- Огонь – это что-то необычное, непонятное.

- Огонь – это пожар.

- На него можно смотреть.

- Нельзя баловаться спичками.

- Когда пожар, сгорают не только дома, леса, но и люди и маленькие  дети.

Воспитатель:  Что вы хотите узнать об огне?

Дети: - Что такое огонь?

«Что нам, детям, нужно знать об огне, чтобы позаботиться о нашей безопасности и сберечь наше здоровье?

Выявлена проблема:

Дети хотят знать: «Что им нужно знать об огне, чтобы позаботиться о их безопасности и сберечь их здоровье?

Воспитатель: А как вы сможете узнать обо всем этом?

Дети:

- спросим у родителей;

- посмотрим в интернете;

- подумаем сами;

- можно опыты провести.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие ученые?

Дети: Это люди, которые изучают что-то новое, исследуют.

Воспитатель: А вы хотите стать учеными?

Дети соглашаются.

Воспитатель выкладывает на середину ковра картинку «огня». Нам необходимо исследовать необычные свойства огня. Педагог выкладывает картинки-образцы методов исследования и вместе с детьми составляется план проекта и выбирается метод проведения - метод экспериментов.

Вечером обсудили с родителями выбранную тему исследования, посоветовались с ними о правильности выбранного метода исследования – проведение экспериментов. Родители одобрили детскую идею. Также с родителями определили примерные продукты детско-взрослого взаимодействия. Объяснили родителям суть метода интеллект-карт (как способ фиксации результатов исследования) и способы их построения. Обговорили с родителями оборудование и материалы для проведения опытов.

Второй день

На следующий день вместе с детьми приготовили специальное оборудование и материалы. Обговорили требования, правила безопасности во время проведения экспериментов. Все опыты проводятся обязательно в присутствии и с помощью взрослых. В первый день проводим четыре исследования.

Опыт №1.Тема исследования: «Излучает ли огонь свет?».

Цель: расширять представление детей о свойствах огня.

Материалы и оборудование: горелка или свечи, таз с водой, спички, железный поднос.

Ход опыта.

В темное время суток воспитатель выключает в группе свет. Стало темно. Зажигаем свечу, стали видны очертания предметов, игрушек, детей.

Вывод: Огонь излучает свет.  Необходимо  соблюдать противопожарные правила в случае пользования свечами и обязательно только в присутствии взрослых.

Опыт №2.Тема исследования: «Согревает ли огонь людей?»

Цель: расширять представление детей о свойствах огня.

Материалы и оборудование: горелка или свечи, таз с водой, спички, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает горелку. Очень осторожно пробуем поднести руку к пламени. Измеряем и делаем вывод, что на расстоянии 20 см. становится тепло; ниже –из-за жжения опустить руку нельзя, очень опасно.

Вывод: Огонь выделяет много тепла. Нельзя баловаться огнем, можно обжечься.  Необходимо соблюдать противопожарные правила.

Опыт №3.Тема исследования: «Какая форма у огня и можно ли ее изменять?»

Цель: продолжать изучать свойства огня, развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям.

Материалы и оборудование: горелка или свечи, таз с водой, спички, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает горелку. Наблюдаем за пламенем. Форма спокойного пламени-заостренная кверху, похожа на конус. Предлагаю детям потихоньку подуть на пламя. Дети замечают, что форма изменяется, пламя отклоняется от потока воздуха. Переносим горелку к приоткрытому окну и опять дети    замечают, что пламя отклоняется от потока воздуха.

Вывод: Форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Люди могут использовать это свойство при разжигании костра. Необходимо соблюдать противопожарные правила и обязательно их тушить после использования. Но дети должны запомнить, что им без взрослых разжигать костры нельзя, это очень опасно.

Опыт №4. Тема исследования: «Есть ли цвет у огня, и может ли он меняться?»

Цель: продолжать изучать свойства огня, развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям.

Материалы и оборудование: горелка или свечи, таз с водой, спички, железный поднос, зубочистка, медная проволочка.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает горелку. Дети рассматривают цвет пламени и замечают, что он не везде одинаковый, пламя имеет слои; самый нижний слой голубоватого оттенка; затем светло-желтый слой, после него-самый верхний-красновато-оранжевый. Продолжаем исследовать: берем зубочистку, подносим к огню, и дети замечают, что цвет пламени-желто-оранжевый. Затем наблюдаем за горением тонкой проволочки из меди, дети замечают, что пламя окрашивается в зеленый цвет.

Вывод: Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Вот таким образом получаются красивые фейерверки. Дети должны запомнить, что им категорически запрещается поджигать петарды, бенгальские огни, хлопушки без взрослых, все это приводит к пожарам.  После проведения каждого опыта, обсуждаем с детьми результаты, делаем выводы: о каких свойствах огня узнали, как люди могут использовать знания о свойствах огня в жизни, а также дети рисуют интеллект-карты. Метод интеллект-карт – суть его заключается в построении такой карты самим ребенком. Карта – это рисунок или коллаж. В центре изображается название основной идеи (в нашем проекте – это рисунок огня). А дальше дети рисуют лучики от центрального понятия и рисуют все, что связано с этим понятием после проведения исследований и получения результатов. Когда карта будет окончательно составлена, т.е. после всех проведенных исследований, ребенок рассказывает по ней о своем исследовании дома родителям. Через день опять повторяет, т.е. закрепляет. Впоследствии, когда презентация готова, ребенку будет легче вспомнить, что нужно рассказывать на научной конференции, используя ассоциации из построенной ими интеллект-карты.

Опыт №5. Тема исследования: «Одинаковая ли температура пламени у всех слоев огня?»

Цель: продолжать изучать свойства огня, развивать способность самостоятельно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку явлениям.

Материалы и оборудование: горелка или свечи, таз с водой, спички, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает горелку. Берет две спички и одновременно вносит их в нижнюю и среднюю часть пламени. Ребята наблюдают и делают вывод, что быстрее загорелась спичка в среднем слое. Затем воспитатель одновременно вносит две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Дети отмечают, что быстрее загорелась спичка в верхнем слое.

Вывод: Пламя имеет разную температуру: в нижней части пламя самое холодное, в верхней – самое горячее, вот поэтому детям нельзя баловаться с огнем, можно обжечься или может случиться пожар.

Опыт № 6. Тема исследования: «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, таз с водой, железный поднос.

Ход опыта.

 Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

   Вывод. Дети делают вывод, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься). Дети должны запомнить, что нельзя баловаться спичками, нельзя ничего поджигать, все это приводит к пожарам.

Опыт №7. Тема исследования: «Почему во время пожара часто происходит взрыв?».

Цель: дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, таз с водой, железный поднос.

Ход опыта.

 Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

   Вывод. Вместе с детьми делаем вывод, что при пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна. Дети должны запомнить правило: если произошел дома пожар, необходимо срочно покинуть дом.

Опыт №8. Тема исследования: «Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, таз с водой, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому – добавить в колбу с водой сахар.

Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

  Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю) и плотную ткань. Детям необходимо помнить о том, что им самим  нельзя тушить пожар, это сделают взрослые. 

Опыт №9.Тема исследования: «Огонь дышит?».

Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.

Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка, таз с водой, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?

  Вывод. Прекратилось поступление кислорода. Дети должны запомнить, нельзя открывать окна, двери при пожарах, чтобы предотвратить поступление воздуха.

Опыт №10. Тема исследования: «Водой масло затушишь?».

Цель: дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой.

 Материалы и оборудование: стакан с растительным маслом, стакан с водой, таз с водой, горелка, железный поднос.                     

Ход опыта.

В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетливо не станет видно, что масло плавает на поверхности.

 Вывод. Вместе с детьми делаем вывод, что затушить горящее масло водой невозможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть. Дети должны запомнить: нельзя трогать горящее масло-оно очень опасно, можно обжечься.

Опыт №11. Тема исследования: «Пожары загрязняют воздух?».

Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).

Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, железный поднос.

Ход опыта.

Воспитатель зажигает свечу, держит над пламенем (на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку. Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.

Вывод. Вместе с детьми делаем вывод, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью всему живому. Дети каждый день продолжают оформлять интеллект-карты. 

Третий день. В этот день подводим окончательные итоги проекта. Обобщаем результаты, выделяем главное и исключаем второстепенное. Дети высказывают свои впечатления.

  1. В ходе наблюдений, в ходе исследований было выявлено и дано понятное для детей определение огня: «Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло».
  2.  А также выяснили основные свойства огня:

 - излучает свет;

 - выделяет тепло;

 - пламя имеет форму конуса, и она может изменяться;

 - есть цвет, температура у огня;

 - какие материалы подвержены наиболее быстрому возгоранию;

 - почему во время пожаров часто происходит взрыв; - чем лучше тушить огонь;

 - что огонь дышит;

 - водой масло не затушит - пожары загрязняют воздух.

  1. В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводу:

- зная все свойства огня, можно обеспечить себе безопасность и сохранить свое здоровье;

 - знания свойств огня помогает людям использовать его эффективно, грамотно; его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра.

 - зная все свойства огня, можно избежать пожаров, если относиться к огню и с огнем ответственно.

 - доказали, что в детском саду можно проводить эксперименты и узнавать что-то новое о явлениях окружающего мира.

  1. Освоили технику составления интеллект-карт для фиксирования результатов исследований и для дальнейшего их использования.

 В этот же день мы обговариваем дальнейшие действия.

 1. Продукты детско-взрослого взаимодействия:

 - оформление интеллект-карты;

 - создание мини-энциклопедии для дошкольников «Свойства огня» с помощью родителей;

 - презентация проекта с помощью родителей;

 - представление результатов проекта на научной конференции в детском саду.

 2. Вместе с детьми обсудили новую проблему для исследования.

 Кроме свойств огня, рассмотренных в данном исследовании, по мнению детей, было бы интересно узнать о значении огня, как люди научились разжигать огонь, каковы были первые способы?

  1. Предполагаемый результат

Дети:

 1. Сформированы предпосылки исследовательских способностей:

 - умение видеть проблему;

 - умение задавать вопросы;

 - умение выдвигать гипотезы;

 - умение составлять план;

 - умение проводить эксперименты;

- умение наблюдать, сравнивать, делать умозаключения;

- умение давать определение понятиям;

- умение фиксировать полученные результаты с помощью интеллект-карт;

- умение выступать с сообщением о полученных результатах.

2. Сформировано представление о том, что

а) огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

б) выявлены основные свойства огня:

- излучает свет;

- выделяет тепло;

- пламя имеет форму конуса, и она может изменяться;

- есть цвет, температура у огня;

- какие материалы подвержены наиболее быстрому возгоранию;

- почему во время пожаров часто происходит взрыв;

- чем лучше тушить огонь;

- что огонь дышит;

- водой масло не затушить;

- пожары загрязняют воздух.

3. Дети пришли к выводу, что знание свойств огня может помочь детям и взрослым избежать неприятностей. Только его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять его без присмотра.

4. Освоили технику составления интеллект-карт для фиксирования результатов, полученных в ходе исследований и для дальнейшего их использования.

Родители:

1. Были созданы условия для расширения и разнообразия взаимодействия детского сада и родителей в ходе разработки и реализации проекта.

2. Родители убедились в том, что только совместными усилиями можно решить проблемы: детский сад-семья.

Педагог:

1. Применила знания, умения, навыки, полученные в работе ПТГ на практике взаимодействия с детьми в ходе реализации проекта.

2. Создала условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, для формирования предпосылок учебной деятельности.

3. Создала условия для расширения и разнообразия взаимодействия детского сада и родителей, повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

4. Поделилась опытом на педсовете в детском саду «Разработка и реализация исследовательских проектов в детском саду».

  1. Оценка результатов проекта

Дети:

Результаты нашего исследования могут помочь детям нашего детского сада быстрее узнать о свойствах огня и избежать неприятностей с огнем.

Родители:

1. В процессе разработки и реализации проекта родители приобрели опыт взаимодействия: детский сад – родители.

2. Результаты работы заставили родителей задуматься о том, что необходимо стимулировать познавательный интерес детей и тесно сотрудничать с педагогами детского сада.

Педагог:

1. Данным проектом привлекла внимание родителей к проблеме пожаров.

2. Результаты исследований могут быть использованы педагогами в детских садах, учителями начальных классов при подготовке и занятиях, родителями для развития и образования детей.

  1. Список использованной литературы:

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М,: Линка-Пресс, 2007 – 208 с.

2. Лабиза Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей. – М,: Издательство «Детская литература», 2002. – 82 с.

3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский Дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.

4. Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2009 - №1.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. – 128 с.

6. Широкова С.Г. Занятия – опыты//Управление ДОУ. – 2009 - №2.

Интернет-ресурсы:

http: www.o-detstve.ru.

http: //salamand.ru./sootvetstviya-stixii-orgnya.

http: //www.statp.ru.

http: //1september number 654174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Детско – взрослый познавательно- исследовательский проект «Сладкий, кислый соленый»

Цель проекта: Узнать, изменится ли вкус продуктов, если их посолить или подсластить Задачи педагога: Формировать представление детей о вкусах продуктов.Создать условия для исследовательской деяте...

Совместный детско-взрослый проект исследовательской деятельности "Да здравствует, мыло душистое"

Совместный детско-врослый проект исследовательской деятельности "Да здравствует, мыло душитое"...