Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Расширение и систематизация знаний детей отнасекомых и их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей  группе с использованием ИКТ

«Мир  насекомых»

НОД   предназначена для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Программные задачи: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мир насекомых», полянка, шишки, пшеница, ведерки

                                                      Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу, и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след?

Дети: Мышки.

Воспитатель: Правильно. Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(
Дети оказываются на полянке. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки?

Дети: Из головы, груди, брюшка — состоит из насечек — маленьких частичек.
Воспитатель: А сколько лапок у бабочки?

Дети: Шесть.
Воспитатель: Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем — они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как - будто,  говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки,  и нет её!
Воспитатель: А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром из цветов.
Воспитатель: Как они собирают сладкий нектар?

Дети: У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
Дети: (работа со схемой) Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка.
Воспитатель: Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции.

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?
Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит, мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы.    (
магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Воспитатель: Где живут муравьи?

Дети: В муравейниках.
Воспитатель: Из чего они строят муравейники?

Дети: Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева.
Воспитатель: Чем питаются муравьи?

Дети: Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами.
Воспитатель: Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают. Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности?

Дети: Среди муравьев существует 3 типа — самки, самцы и рабочие муравьи — они и работают.
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.

                                    (Показ слайдов)
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве.

Воспитатель: Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Дети: Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых.
Воспитатель: Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет  много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник — живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук — рогач — на голове словно рога.
Жук — носорог — вместо носа рога.
Жук — усач — тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах?

Дети: Пчёл.
Воспитатель: Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
Дети: У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл.

Воспитатель: Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит?
Дети: Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Воспитатель: Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы. Что эти пчёлы делают?

Дети: Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок.
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
Воспитатель: А куда пчёлы девают свой нектар?

Дети: У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы.
Воспитатель: Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей — головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы,  ребята, с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые»...

Конспект НОД по познавательному развитию "Таинственный мир насекомых"

ОО "Познавательное развитие"Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для для детей старшего дошкольного возраста Таинственный мир насекомых"...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Насекомые» для детей младшей группы "Пчелка заблудилась"

Цель: расширять представление детей о насекомых, их среде обитания,формировать бережное отношение к живой природе.Задачи: Образовательные:развивать фонематический слух; обогащать словарь дет...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые» в старшей группе.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые» в старшей группе.Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Задачи: Образовательные:1. Ра...