Педагогический проект "Разноцветная Волшебница"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Толмачева Нина Ивановна

Воспитание любви и гуманного отношения ко всему живому крайне важно начать как можно раньше - с дошкольного возраста, т.к. именно в этот период закладываются основы мировозрения и характера человека. Необходимо добиваться осознанного понимания ребенком того, что человек является неотъемлимой частью природы, поэтому забота об окружающей среде есть забота о самом человеке, его будущем, будущем планеты и всех живых организмов, которые ее населяют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnitsa-osen.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа№1161 Структурное подразделение №6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Разноцветная Волшебница »

Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И.Соколов Микитов

                                               

         

Тип проекта:                информационно-исследовательский,

                                        познавательно-речевой.

Возрастная группа:   подготовительная группа № 9 «Знайки» (6-7 лет).

Продолжительность проекта: краткосрочный (07.09 -30.10.2015г.)

Вид проекта:               групповой.

Участники проекта:  воспитатели группы, музыкальный   руководитель,

                                       учитель- логопед, дети, родители.

Авторы проекта:        Толмачева Н.И., Лошина И.В.

                                                                     Москва 2015г.

 Актуальность проекта.

С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения человека.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – наши важнейшие задачи, как педагогов.

    Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Если ребенок научится наблюдать за природой и делать выводы из своих наблюдений, то он научится и ценить окружающий его мир.

Проблема проекта  

Как вводить малыша в мир природы, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое, чтобы он рос исследователем?

Цель проекта

Обобщить и обогатить знания и представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях, через познавательно-поисковую, творческую и речевую деятельность, совершенствуя  экологическую  культуру дошкольников в процессе реализации проекта.

 

Задачи:

  • Расширять и систематизировать знания детей об особенностях осеннего периода  в природе.
  • Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
  • Учить видеть взаимодействие живой и неживой природы в процессе  наблюдений и экспериментирования;
  • Подвести детей к пониманию значения живой и неживой природы в жизни  человека, его положительного и  отрицательного влияния на окружающий мир;
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Способствовать развитию связной речи через театрализованную деятельность, составление и придумывание  рассказов об осени, овощах, грибах и фруктах.
  • Развивать способность к созданию выразительного художественного образа посредством продуктивной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение, понимание ценности и красоты окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм, чувства ответственности за состояние окружающей среды, желание и умение сохранять окружающий мир природы.
  • Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Планируемые результаты:

• уметь замечать изменения в природе, что-то необычное, сравнивать природные объекты, предметы по внешним признакам, по качеству, по цвету, красоте и т. д.;

• знать, какое влияние оказывают времена года на землю, воздух, на растительный и животный мир, птиц и людей;

• уметь вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные, необычные факты, задавать вопросы о них, высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;

• приобщиться к окружающей природе как к дому, в котором живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;

• научиться соотносить одни явления природы с другими, находить причинно-следственные связи;

  • уметь оценивать свою деятельность.

                             Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Сроки реализации

  • Подбор и изучение методической, специальной литературы по выбранной теме проекта.
  • Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной
    деятельности с детьми.
  • Подбор необходимых пособий и технических средств  для реализации  воспитательно-образовательного процесса.
  • Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта.

07.09. –

13.09.

2015г.

Формирующий этап

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сроки реализации

  • Формулировка целей и задач проекта
  • Создание проблемной ситуации:

Осень – это хорошо или плохо? (Приложение 1)

  • Тематические занятия
  • Беседы
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры
  • Словесные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Чтение художественной литературы
  • Свободная деятельность детей
  • Постановка спектакля «Чиполлино»
  • Привлечь к участию в жизни группы (сбор информации);
  • Наблюдают и

    рассказывают о

    явлениях природы, о

    происходящих

    изменениях в ней в

    данный период.

  • Приобщают детей к посильному уходу за растениями на даче, в деревне.
  • Изготавливают атрибуты и костюмы к играм, к празднику и спектаклю.
  • Участвуют  в проведении выставок.

14.09. –

30.10.

2015г.

Итоговый этап

  • Показ  спектакля «Приключения Чиполлино».
  • Выставка детских работ «Золотая осень»

Паутинка проекта

Образовательные области

Виды совместной деятельности

РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Тематические занятия:

составление рассказа:

описательного рассказа:

 «Вишенка в гостях у ребят» (Приложение 2) 

творческого рассказа 

по сюжетной картине:

 «Хлеб всему голова»

по серии картин:

 «За ягодами», «Раненая птица»

пересказ:

 Н.Сладков «Почему ноябрь пегий»

Беседы:

«О чем печалится осень»

«Прогулка по саду и огороду»

«Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной»,

«Труд людей осенью».

Поисково-исследовательская деятельность:

Моделирование ситуаций: 

«Жила-была Редисочка и …»,

«История о румяном яблочке»

«Чиполлино потерялся»

Дидактические игры:

«Найди кто лишний (перелётные и зимующие птицы)», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». «К названному дереву беги», «С какой ветки детки». "Узнай на ощупь".

Словесные игры: 

«Придумай загадку», «Назови похожие слова», «Скажи какое, какая, какие». «Помощники»,

«Собери предложение»

Пословицы и поговорки (Приложение 6)

Пальчиковые игры (Приложение 5)

И.Бунин «Листопад»,

М.Пришвин

«Последние грибы»

Т.Белозерлв

«Журавкин праздник»

Ф.И.Чумаков

«Лесное лукошко»

Е.Синицина «Умные стихи»

Н.Сладков

«Загадочный зверь», «Осень на пороге»,

Ю. Тувим «Овощи»,

Л.Толстой «Косточка»,

Я. Тайц «По ягоды»,

Дж.Родари «Чиполлино»,

А. Толстого,

Русская народная сказка «Хвосты»,

Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк).

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Чтение стихотворений об осени П. Плещеева,

А.С. Пушкина, Бальмонта

ПОЗНО

ВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ

Познание

Тематические занятия:

«Красавица Осень» (Приложение 1)

«Как возник огород?»

«Путешествие на «Грибной электричке» (Приложение 3)

«Чрезвычайное происшествие в домике бельчонка Кисточки»

Беседы:

 «Краски осени»

«Почему деревья сбрасывают листья»

 «Зачем собирают урожай?»

«Что посеешь, то и пожнёшь»

«Скажи овощам и фруктам спасибо»

«Грибное царство»

 «Кто выращивает хлеб?»

«Хлеб – наше богатство» (значение хлеба в жизни человека)

Поисково-исследовательская деятельность:

Просмотр

презентации:
«Осень глазами художника», «Грибное царство»;

мультфильмов:

из серии «Маша и медведь»:

«До весны не будить!», «День варенья», «Граница на замке», «Дышите — не дышите», «Витамин роста», «Картина маслом»;

мультфильм «Чиполлино»;

мультфильмы по сказкам

В. Сутеева: «Веселый огород», «Дядя Миша», «Яблоко»;

Советские мультфильмы: «Огород», «Весёлые человечки».

Цикл наблюдений:

  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем,    небом,    силой ветра, осенним дождём…)
  • за красотой и богатством осенних красок
  • за цветником
  • за перелетными птицами
  • за насекомыми
  • за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Кто посадил одуванчик на крышу дома?»

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Моделирование ситуаций: 

«Путешествие колоска»

«Осенняя прогулка»

«Лесной переполох»

Дидактические игры:

 «Кому что нужно?» (знакомство с инструментами, которыми пользуются люди на огородах и в садах);

«Машины-помощники» (закрепление знаний о профессиях и действиях, совершаемых людьми разных профессий в сельском хозяйстве в процессе работы)

  Конструирование:

«Строим овощехранилище», «Консервный завод»

Словесные игры:

«Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери пару».

Пальчиковые игры (Приложение)

     

СОЦИАЛЬНО-

КОММУНИКА
   ТИВНОЕ
 РАЗВИТИЕ

Социализация

Труд

Безопасность

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья». Варианты игры:  «Готовим борщ», «На даче» (в деревне),

«Летние заготовки»,

«Консервный завод».

«Супермаркет»: «Отдел: овощи и фрукты»,

 «Отдел: семена».

Составление букетов из осенних цветов. Сбор семян цветов. Сбор листьев и цветов для гербария.

Уборка сухих листьев Окапывание деревьев.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

 

Беседы, обсуждения: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Игры по безопасности: «Экологическая тропинка», «Хорошо-плохо», «Кто в лесу хозяин?», «Лесные правила», «Кузовок»

 «Опасные явления природы осенью».

ХУДОЖЕСТ

ВЕННО - ЭСТЕ            ТИЧЕСКОЕ

   РАЗВИТИЕ

Театр и музыка

Художественное творчество

Пение и слушание песен: «Осенняя песнь» Чайковский П.И., «Осень» Вивальди, «Осень постучалась к нам…».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Драматизация сказок: В.Сутеев  «Яблоко», «Мешок яблок».

Постановка спектакля Дж.Родари «Чиполлино».

 (Приложение 4)

Просмотр одноименного мультфильма-сказки, коллективное обсуждение.

Этюдные импровизации.

Разучивание диалогов  и монологов персонажей.

Разучивание песен об осени, слушание музыки, разучивание танцев.

НОД.

Лепка: 

«Хлебобулочные изделия»  (из солёного теста), «Ветка рябины»,

«Грибное лукошко»

(овощи и фрукты)

Аппликация:

«Витаминная корзина», «Консервируем на зиму», «Осенний лес»

Рисование: 

«Портрет красавицы Осени»

«Осенний пейзаж», «Яблоневый сад»,

«Фруктовая корзина»,

«Приключения Чиполлино»,

«Огород».

Конструирование  и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполлино» (мелкий строитель), «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами),

Работа с трафаретами и шаблонами

Раскрашивание, штрихование

Составление узоров и рисунков из круп.

ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

Физкультура

Здоровье

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Перепрыгни лужи»,  «Гнездышко» (строимся в круг из четырех человек, взявшись за руки), «Бабка сеяла горох»

 «Гуси-гуси»….

Физкультурные эстафеты в зале и на прогулке на тему проекта.

Беседы:  

«В чем польза овощей и фруктов?»,

«Полезные продукты»,

 «Овощи – живые витамины»,

 «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?»

«Почему нельзя употреблять в пищу немытые овощи и фрукты?»

Дидактические игры:

«Какой сок? Варенье?», «Сосчитай до 10», «Еж-грибник».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Свободная деятельность детей

Книжный уголок: поговорки, пословицы про осень.

 - тематический альбом  «Приметы осени».

- загадки и стихи про осень.

– тематический альбомы: «Фрукты»,  «Овощи»

 

Ю. Тувим «Овощи»,

Л. Толстой «Косточка»,

Я. Тайц «По ягоды»,

Дж. Родари «Чиполлино»,

Н. Сладков «Осень на пороге»,

Ф. Тютчева, А.С, Пушкина, А. Толстого,

Русская народная сказка «Хвосты»,

Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк).

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Стихи об осени П. Плещеева, А.С.Пушкина , Бальмонта….

Центр игры: 

Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр.

Сюжетно-ролевые игры:

 «Супермаркет» (муляжи фруктов, ягод, грибов, хлебобулочных изделий),

 «Осенняя прогулка» (зонтик, плащик, корзинка),

 «Семья», «На даче» (В деревне).

Центр дидактических и развивающих игр: 

 «Времена года», «Составь картинку», «Какой ветки детка»,  «Во саду ли,  в огороде»,      «Живая природа», «Чьи листья», «Прямоугольники», «Сложи узор», тематические лото, домино.

Центр творчества: - Тематический мини-альбом «Золотая осень»

- Набор открыток «Времена года»

- Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера.

Центр театра:

- Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного.

- Аудиозапись «Шум леса», «Шум воды»

- Венок из листьев «Осень»,

- Шапочки-маски «Фрукты», «Овощи»

- Костюмы и атрибуты для  сказок В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», и по желанию детей.

- Развивающая игра «Сам себе сказочник».

Центр конструирования:

Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего».

Центр двигательной активности: 

- скакалки,  баскетбольные мячи,

- атрибуты «Осенние листочки»

- нестандартное оборудование «Вожжи»,  «Резиночка»

Взаимодействие с семьей

Мероприятия по работе с родителями:

- изготовление печатных консультаций по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды» и др.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природного материала, детских костюмов для спектакля.

Заключение.

       Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.

      Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

  • в результате данного проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о богатстве и щедрости этого необычайно красивого времени года;
  •  на основе углубления и обобщения представлений об окружающем мире, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
  • у них сформировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
  • продуманная организация тематических бесед, наблюдений способствовали формированию гуманного отношения к природе, осознанного понимания того, что забота об окружающей среде есть забота о самом человеке, его будущем, будущем планеты и всех живых организмов, которые ее населяют, желание созидать, а не разрушать;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
  3. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
  4. Картушкина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. «ТЦ Сфера», 2005г.
  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. «ВАКО», 2006г.
  6. Лапп Е,А. Развитие связной речи детей 5-7лет с нарушением зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 25 с.
  7. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208с.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. – 128с.
  9. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под.ред. Дыбина О.В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
  10. Николаева С.И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995г.
  11. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. - СПб.: КАРО, 2006. - 64 с.
  12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (пилотный вариант). Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.  352 с.
  13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. М.: Издательство АСТ, 2007. -  48 с.
  14. Скоролупова О.А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» (I-II части). М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста.  М., Просвещение, 1986г
  16. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. - СП Изд. «Детство – Пресс», 2010г.
  17. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир.  Изд-во: ГНОМ и Д, 2007. - 94 с .
  18. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М., «Агропромиздат», 1991г.