«Русь Святая! — храни веру православную…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Формировать у детей общее представление о народной культуре.

Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной; способствовать проявлению интереса к историческим событиям.

Воспитывать уважение к своей вере, через рассказ о ее становлении.

Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_-knyaz.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Русь Святая! — храни веру православную…»

                                ( Старшая  группа).

                                                                                                           

Казакова Г.Н., воспитатель

                                                                                               МАДОУ«Центр развития ребенка -

                                                                                                     детский сад № 33 «Радуга»

Программное содержание:

Формировать у детей общее представление о народной культуре.

Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной; способствовать проявлению интереса к историческим событиям.

Воспитывать уважение к своей вере, через рассказ о ее становлении.

Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия,  предки, потомки, славяне, любить, ценить, уважать, традиции.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, ноутбук, телевизор, проектор, музыкальный центр.   Презентация:  «Моя Россия». Фотографии православных храмов нашего города.

Предварительная работа:

Чтение -  энциклопедия «Справочник дошкольника по Истории»; Разучивание стихотворений о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов.
Рассматривание репродукций картин, фотографий, исторических карт по истории Руси.
Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, крае.     Экскурсии по городу, посещение городского музея.   Игра – путешествие «По уголкам  России»;  

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Ход мероприятия:

(Звучит песня «Моя Россия» в исполнении Ирины Савицкой).

Педагог: Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о нашей Родине. Родина на древнерусском языке – это семья. Внимание, приготовьте пальчики, начинается игра.

Пальчиковая игра «Родина»

У меня есть огромная семья: (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)

И тропинка, и лесок, (пальцы сжать в кулак и поочерёдно поднимать их, 
начиная с мизинца)
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –

Это всё моё родное.(пальцы сжаты в замок)

Всех люблю на свете я - (вращать, соединёнными ладошками вверху)

Это – Родина моя! (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)

Педагог: Ребята, давайте с вами вместе ответим на вопрос: «Что такое Родина?»

Дети: Это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.

Это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

Это место, где стоит наш детский сад.

Педагог: Правильно, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите и покажите,  пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.  (Показ слайдов).

Педагог: А всегда ли наша Родина была такой?

Дети: Нет, не всегда.

Педагог: А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети: Русь.
Педагог: А людей, которые жили на Руси?
Дети: Русичи.

Педагог: Ребята, а  откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

Дети: Из рассказов родителей, из книг.

Педагог: Правильно, об этом рассказывают детям родители.
В музее  можно познакомиться с предметами, которые находят во время раскопок археологи и строители. 
Увидеть на старых фотографиях, картинах художников.

Сегодня я предлагаю вам переместиться  на « Машине времени»   в историю нашей страны. (Дети размещаются в «машине» и отправляются в путешествие).

(Сменяются декорации:  зал  украшает большое панно, на котором изображена картина сельской идиллии: березы, солнце).

 Ребят, встречает старичок-гусляр.

Гусляр: Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Педагог: Уважаемый, дедушка, мы с ребятами хотели бы узнать, о прошлом нашей  страны. Расскажи нам, пожалуйста.

Гусляр: А как называется ваша страна?

Дети: Наша страна называется Россия, Русь.

Гусляр: Садитесь - ка, ребятушки поудобнее, а я начну свой сказ.

-  Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь.  Древние славяне – так называли   первых  жителей наших  земель.

(Показ слайдов  презентации).

 Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.(слайд 1)

Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. В те далекие времена Русь была раздроблена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали ссоры, они враждовали между собой, пытаясь, захватить земли друг друга.

Крепко призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно. (слайд 2)

Решил князь Владимир пригласить послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет. (слайд 3)

Пришли к Владимиру послы того народа, что покланялись пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут.

Затем пришли те, кого на Руси называли немцами, католиками. И их выслушал Владимир.

Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй. А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал.

Христианская вера требует любить не только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!

(слайд 4)

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения.  (слайд 5)

Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла. Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина, бояре и купцы. А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре. (слайд 6)

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем.

Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Педагог: Спасибо, дедушка, за интересный рассказ.

Гусляр:  Ребята, а вам понравился?

Дети: Да, мы узнали много нового и интересного.

Педагог: Давайте, мы попрощаемся и отправимся в обратный путь.

Дети: До свидания!

(Дети садятся в машину и оказываются в детском саду).

Педагог:  Вот мы и вернулись. Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри.  Лучшие художники пишут иконы с ликами святых предков наших.

- Ребята, можете ли вы назвать храмы нашего города?

Дети:

Храм Преображения Господня. (Слайд 7)

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Слайд 8)

Храм Ксении Петербургской (Слайд 9)

Храм Архангела  Михаила (Слайд 10)

Храм  апостола  Иакова, (Слайд 11)

Педагог: Молодцы, ребята, хорошо знаете храмы нашего города.

- А зачем люди ходят в храм?

Дети: В Храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее.

Педагог:  Дети, чему учит  христианство?

 Дети: Христианство учит людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных.

Педагог: В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких Храмов.

- Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает?

 Дети: Крестик защищает от зла, беды, плохих людей.

 Педагог: Может кто-то помнит, как его крестили?

(Ответы детей, просмотр фотографий о крещении детей).

 Педагог:  Наша  беседа подошла к концу.

Вопросы детям:

-  Во что верили люди в далекие времена? И почему?

-  Какая вера утвердилась во времена  правления киевского князя Владимира?

- Какое прозвище получил князь Владимир?

Дети: Князя  Владимира – Крестителя, за его доброту народ прозвал «Владимиром-Красное солнышко» и складывал про него былины.

Педагог:  Князь Владимир был причислен к лику святых.

28 июля Православная церковь чтит память святого князя Владимира.

Педагог: Вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей)

Что понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей)

Педагог: В заключение хочу сказать:  Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее русские великие люди.  Только на этой вере мы сможем утвердить борьбу за нее и нашу победу. Без веры в Россию нам не возродить ее.

Вы хоть еще и маленькие, но можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить друзей, близких, не будете ссориться. Давайте,  посмотрим,  друг на друга, улыбнемся,  и не будем забывать, что мы с вами -  россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Литература:

Маханёва М.Д.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

 История. Справочник дошкольника. Филологическое общество «СЛОВО» АСТ. – Москва,1998.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 205с.

Юридический адрес: 309183 Белгородская область, город Губкин,

улица 2-ая Академическая, дом 38.

Телефон (факс): 8(47241) 2-62-99;

Email: mdou33_gub@mail.ru

  • это
  • Это
  • Род
  • Роди