Конспект НОД "К нам весна идёт" (интегрированное, с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Уточнить и систематезировать знание детей о характерных признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_na_temu.docx443.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе на тему:

«К нам идёт весна»

(с элементами ТРИЗ)

Составила и провела: Воспитатель МКДОУ

«Шварцевский д/с» В.Е.Нечипорович

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи.

Образовательные:

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить название весенних месяцев, весенних цветов (нарциссы, тюльпаны, мать – и – мачеха, подснежники), закреплять умение находить в одном объекте наличие двух противоречивых качеств.

Развивающие:

Развивать внимательность, наблюдательность, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Словарная работа: припекает, капель, проталины, почки, набухают, оттепель, трава – муравушка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о весне, рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних первоцветах, отгадывание загадок о весне, заучивание половиц и поговорок о весне, наблюдения на прогулках за изменениями в природе.

Материал: Картины о весне, ваза с веточкой черёмухи, зелёный луг с растущими одуванчиками(макет.)

Ход.

Дети сидят за столами. Звучит музыка. Раздаётся стук в дверь, входит Весна, в руках у неё красочный конверт.

Весна -  Здравствуйте, ребята!

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движением полна,

Зовут меня…

Дети: Весна.

Весна: Правильно, ребята, я весна. Вы рады весне? А какое у вас настроение, когда говорите о весне?

Дети: Мы рады приходу весны и настроение у нас хорошее, радостное, весёлое, прекрасное.  

 Весна: У меня конверт с загадками, я вам их сейчас загадаю, а вы попробуйте их отгадать.

  • Клёнам, липам и дубочкам

Дарю новые листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга.

И на север провожаю Зимушку – зиму. (Весна)

  • Шагает красавица.

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цвету. (Весна)

  • Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла… (Весна)

  • Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

  • Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной

  • Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Весна: Молодцы ребята, загадки вы отгадали правильно, мне пора уходить.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас весна.

Воспитатель: Правильно. Назовите весенние месяца.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А какой сейчас месяц весны?

Дети: Май.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, художник изобразил на картине начало, середину или конец весны?

Дети: На картине художник изобразил начало весны.

Воспитатель: Дети, а почему вы думаете, что художник изобразил начало весны?

Дети:

Лежит снег, он потемнел.

Текут ручейки.

Дети пускают в ручейки лодочки.

Дети одеты в тёплую одежду: в курточки и шапочки.

Воспитатель: Вспомните, какие ещё изменения происходят в природе ранней весной?

Дети: Снег становится грязным и таит, капает капель с крыш домов, тают сосульки, ярче светит солнце и сильнее пригревает, появляются проталины, небо голубое, звонкое, появляются из под снега первые весенние цветочки, начинают прилетать с юга птицы.

Воспитатель читает стихотворение «Весенняя песенка» С.Маршака.

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки»

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картину. Как вы думаете, художник изобразил начало, середину или конец весны?

Дети: Художник на картине изобразил середину весны, потому что:

Птицы с юга прилетели.

Грачи вьют гнёзда.

Снега не видно, он растаял.

Появились весенние цветы мать-и-мачеха.

На деревьях появились почки, они набухают.

Воспитатель: Дети, вспомните, какие ещё изменения происходят в природе в середине весны?

Дети: Солнце светит ярче и сильнее пригревает, на улице становится теплей, дети и взрослые одеты в облегчённую одежду, повсюду слышно пение птиц, небо стало выше, звонче, облака плывут по небу высоко, день становится длинней, а ночи короче, лёд на реке растаял.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть ещё одну картину и спрашивает, что изобразил художник: начало, середину или конец весны?

Дети: Конец весны.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети:

Деревья нарядились в свой зелёный наряд.

Одуванчики цветут.

Травка выросла.

Ландыши цветут.

Яблони зацвели.

Воспитатель: Правильно, дети. А какие ещё изменения происходят в природе поздней весной?

Дети: На клумбах зацвели тюльпаны и нарциссы, солнце припекает, в огороде сажают семена и клубни овощей, птицы вьют гнёзда и откладывают яйца - выводят птенцов, люди сняли пальто и куртки, небо стало лазурное, цветут сады, цветёт сирень, черёмуха, появляются насекомые, майские жуки, иногда идёт дождь, в мае можно услышать гром.

Звучит музыка.

Воспитатель приглашает детей пройти на зелёный лужок, встать в кружок. Дети водят с воспитателем хоровод и поют песенку «Весенняя песенка» (слова Г.Бойко, музыка А.Филиппенко.)

Пришла весна,

Ой, пришла весна!

Погляди – ка, дружок,

Зеленеет лужок.

Припев:

Ярче солнышко сияй

Мы встречаем месяц Май!

Весна кругом,

Про неё поём.

Расцветай, зелен май,

Украшай наш край.

Припев.

Воспитатель: Весна самое красивое время года. Весной оживает, просыпается ото сна вся природа. Весной с юга прилетают птицы, которые радуют нас своим пением, появляется зелёная травка, деревья наряжаются в зелёный наряд, зацветают сады, цветы, появляются насекомые, цветёт сирень, черёмуха.

Воспитатель: Дети, а сейчас встаньте и подойдите к столу. Воспитатель обращает внимание детей на стоящую в вазе веточку черёмухи, предлагает её понюхать. Дети вам нравится запах черёмухи? Чем пахнет веточка черёмухи?

Дети: веточка черёмухи пахнет свежестью, весной.

Воспитатель: Дети, как надо относиться к природе?

Дети:

  • Не ломать ветки деревьев.
  • Не убивать насекомых.
  • Не пугать птиц.
  • Не рвать цветы.
  • Не уносить домой птенцов.
  • Не разорять гнёзда птиц.
  • Не разводить в лесу костёр.
  • Не оставлять на природе мусор.
  • Не кричать громко в лесу.

Воспитатель:

«Речку, лес, в ромашках луг

Получай в наследство.

Охраняй их, юный друг,

Береги их с детства»

Воспитатель: Дети, пройдите к столам и сядьте за столы. Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь его запомнить. Стихотворение называется «Черёмуха», написала стихотворение поэт Е.Благина.

«Черёмуха, черёмуха

Ты стоишь бела?

- Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

А ты трава – муравушка

Что стелешься мягка?

- Для праздника весеннего

Для Мая расцвела.

А вы берёзки тонкие,

Что нынче зелены?

- Для праздника, для праздника!

Для Мая! Для весны!

Воспитатель: Дети, как называется стихотворение, которое я прочитала и кто его написал?

Ответы детей: Черёмуха.  Написала стихотворение поэт Елена Благина.

Воспитатель: Что поэт говорит о траве? Черёмухе? О берёзках? Почему вся природа ожила? Выслушивает ответы детей и предлагает детям ещё раз послушать стихотворение. Читает.

Раздаётся стук в дверь. Входят кукла Даша и Незнайка. Здороваются с детьми и говорят, что они проходили мимо садика и услышали, что дети учат стихотворение. Они тоже хотят его выучить.

Воспитатель: Проходите, гости дорогие. Усаживает их на стульчики и предлагает прочитать стихотворение для куклы Даши, потом для Незнайки, а затем одновременно для куклы и для Незнайки. (читают 3 ребёнка)

Гости: Спасибо вам, ребята, мы тоже запомнили стихотворение. Во дворе нас ждут друзья, мы им сейчас пойдём  и прочитаем его. Прощаются с детьми и уходят.

Воспитатель: Молодцы, дети вы хорошо запомнили стихотворение, читали громко, выразительно.

Проводится физ.минутка «Одуванчики»

Дождик поливает, солнышко пригревает.             ( дети сидят на корточках)

Одуванчики на полянке растут, их

Становится всё больше и больше.                           ( дети поочерёдно встают)

Вдруг налетел ветер,                     (раскачивание поднятыми вверх руками)

стал дуть на одуванчики.

Ветер подул ещё сильнее.               (бег на носочках)

 Вдруг с головок одуванчиков полетели

Там, где упали парашутики,

Снова будут расти одуванчики.           ( дети встают)                                                                  

Воспитатель: Дети, посмотрите в окошко.  Скажите какое солнце? Как оно светит?

Дети: Солнце светит ярко, сильно пригревает, в группе очень тепло.

Воспитатель: Дети, а сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо»

Первая команда говорит: солнце светит – это хорошо.

Вторая команда говорит: солнце светит – это плохо.

«Хорошо»:

  • Согревает.
  • Радует.
  • Можно гулять в облегчённой одежде.
  • Можно загорать.
  • Можно купаться в реке.
  • Растения быстрее растут.

«Плохо»

  • Тяжело дышать, когда жарко.
  • Солнце жжёт.
  • Когда очень жарко – хочется сильно пить.
  • Солнце сушит кожу.
  • Солнце испепеляет.

Звучит  музыка (голоса птиц)

Воспитатель приглашает детей сесть за столы и нарисовать картинку о весне. Дети рисуют, по окончанию работы – рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями и делают выставку работ для родителей: «Весна красна»

Воспитатель: Дети, посмотрите кто то выглядывает из домика.

Дети: Солнышко.

Воспитатель:

«Солнышко нарядись,

Ясное покажись»

Выходит из домика ребёнок в костюме солнца, поворачивается вокруг себя.

(Проводится игра.)

Дети становятся в круг, идут по кругу, держась за руки, говорят слова:

«Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Сядь на пенёк,

Посвяти денёк»

По окончанию текста дети разбегаются, солнце их ловит. Воспитатель говорит: «Туча», дети становятся в круг и игра повторяется.

Воспитатель: Ребята, вы знаете пословицы, поговорки о весне? Давайте их скажем.

Дети:

  • Май леса наряжает – лето в гости ожидает.
  • Весенний день год кормит.
  • Увидел грача – вену встречай.
  • Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
  • Когда цветёт черёмуха – всегда живёт холод.
  • Как в мае дождь, так и будет рожь.
  • Много воды – много травы.
  • Пришла весна, так уж не до сна.
  • Весной сверху печёт, а снизу морозит.
  • Март с водою, апрель с травою, май с цветами.

Рефлексия: «Солнышко»

Воспитатель кладёт на стол жёлтый круг – это солнышко. На подносе лежат  лучики жёлтого и голубого цвета, предлагает детям прикрепить лучики к солнышку.

Лучики жёлтого цвета – занятие понравилось, было интересно, многое узнали.

Лучики голубого цвета – занятие не было интересным

.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото весна\20160314_101201.jpg

                                                               C:\Users\Пользователь\Desktop\фото весна\20160314_101501.jpg

                                             

                                                                   

                                          C:\Users\Пользователь\Desktop\фото весна\20160314_102135.jpg

     

                                     

                                     

                                       C:\Users\Пользователь\Desktop\фото весна\20160314_102326.jpg

 

                                   C:\Users\Пользователь\Desktop\фото весна\20160314_102529.jpg

                       

                                         

                                                                                                   

 

     

                                             

 

                                     

 

                                       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «ПОМОЖЕМ ОСЬМИНОЖКАМ» (с использованием элементов ТРИЗ развивающих игр) Подготовительная группа.

Развитие логического мышления, пространственного воображения, комбинированных способностей, смекалки и сообразительности....

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»

1.    Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....

Конспект занятия для второй младшей группы с элементами ТРИЗ - технологии "Составление сказки по каталогу"

Задачи:1.учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.2.развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник.3.Закрепить умение...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...