Урок в музее "Фронтовое письмо"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Яковлева Татьяна Анатольевна

В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в музее "Фронтовое письмо"50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение «Школа № 883»

«Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Фронтовое письмо»

В рамках проекта

«Что имеем, мы храним, о ком помним, мы гордимся»

Руководитель и автор занятия:

Социальный педагог

Яковлева Татьяна Анатольевна

 Цель:

  • Реализация познавательной деятельности с привлечением ресурсов образовательного комплекса.
  •  Повышение роли школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 

  • Обновление содержания познавательной деятельности, воспитания юных москвичей средствами музейной педагогики.
  • Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
  • Развитие коммуникативной функции речи детей, обогащение словарного запаса.

Оборудование и материал:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Мультимедийная презентация «Письмо с фронта».
  • Рисунки  для «фронтовых писем».

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
  • чтение рассказов о войне.
  • прослушивание музыкальных произведений военных лет.
  • подготовка рисунков  для «солдатских писем».

Словарная работа: 

Ветераны, Великая Отечественная война, полевая почта, фронтовое письмо.

Место проведения занятия:

Музей боевой славы ГБОУ Школы № 883 (ул. Вилиса Лациса, д.11 корп.4)

Ход занятия:

Руководитель музея проводит для детей  ознакомительную обзорную экскурсию по музею боевой славы.

Воспитатель обращает внимание детей на фронтовые письма «треугольники».

- Как вы думаете, почему фронтовые письма не похожи на обычные письма?

(ответы детей)

Рассказ воспитателя:

- Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили вот такие письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут. (Г. Фатеев)

- Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть?

(ответы детей)

Ребенок, одетый в солдатскую форму сидит в землянке и пишет «письмо»

- Что мог написать своему маленькому сыну отец-солдат?

(Читают письмо)

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Ребенок, одетый в солдатскую форму стоит на посту и пишет «письмо»

- Вот молодой солдат, вчерашний школьник пишет такие строчки:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
Мои братья и сёстры родные,
Завтра снова в бой я иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Воспитатель:

Фронтовые письма - это связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы бойцам воевать и верить в победу.

Нет траншей и землянок.

Всё травой заросло.

А письма

В треугольничках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

(Г. Серебряков)

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было.

Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке; под свет лучины в окопах, блиндажах, госпиталях.

В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

В минуты затишья написанные письма складывали в “Фронтовой треугольник” (не было на войне конвертов, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № полевой почты. На войне была почта военная или полевая, были военные почтальоны.

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днем

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнем.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, стоит ли хранить эти старые письма?

- … нужно ли помнить о тех, кого мы даже не видели и не знаем?

- … за что отдавали свои жизни люди во время Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

Воспитатель: Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Эти письма от родных и близких, которых, уже нет рядом, самые дорогие реликвии.

Дети рассматривают фронтовые письма, хранящиеся в музее.

Воспитатель:

- Давайте сделаем подарок ветеранам – Вы рисовали рисунки для ветеранов войны, мы их сложим, как фронтовые письма - треугольником. Полевая почта доставит ваши рисунки участникам Великой Отечественной войны нашего района.

Ребята складывают «фронтовые письма», подписывают их.

Если в вашей семье, в вашем доме есть ветераны, если вы встретите пожилого человека с орденами на груди – обязательно поблагодарите их за Победу!

В конце нашей экскурсии давайте вспомним все, что вы увидели и услышали, послушав замечательную песню о фронтовых письмах.

Презентация «Письмо с фронта».

Источники:

1. http://allforchildren.ru/poetry/author277-trutneva.php стихотворение Е. Трутнева «Фронтовой треугольник»

2. http://muzofon.com/search - песня «Фронтовые письма», группа «Непоседы»;

3. http://images.yandex.ru – фотографии для презентации

4. http://semejnyj-dosug.ru/wp-content/uploads/2012/05/sxema-polevogo-pisma.jpg - как сложить «солдатское письмо»

5. http://www.maam.ru

6. Стихотворение  Геннадия Фатеева

Приложение:

Схема складывания фронтового письма

Приложение 1

Схема складывания фронтового письма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Деду Морозу(текст этого письма составили наши воспитанники!)

Содержание письма-обращения к Деду Морозу, составленного со слов детей подготовительной группы....

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких...

Конспект урока тема"Число .Письмо цифры "5"

Тип урока : Изучение нового материалаЦель:  Познакомить с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5. Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5-ти. Формировать навык письма...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [ш], [с], [щ \'], буквы ш, с, щ».

Образовательная система  «Детский сад 2100»Предмет: обучение грамоте (письмо)Группа:  «Адаптация детей к школе»  Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш,...